Проект «Русская изба»

Наталия Бабалыхян
Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба»

Вид проекта- творческий, долгосрочный.

Участники- дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

В наши дни дети мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры. Мы решили организовать в группе «Русскую избу» где будут размещены наиболее часто упоминающиеся предметы в русских сказках: самовар, коромысла, печка, прялка, ухват, чугунок и другие.

Цель.

Создать музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре и быте.

Задачи.

развивать речь средствами фольклора;

развивать эмоционально- познавательный интерес к культурному наследию России;

расширять, углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.

Гипотеза.

Вовлечение детей и родителей в активную творческую деятельность в создании и оформлении русской избы. Что позволит расширять знания детей о культуре и быте русского народа.

Ожидаемый результат.

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

Перспективное планирование.

Экскурсия в «Русскую избу». Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, игры).

Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Труд и ремёсла на Руси. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Планирование.

Месяц Темы занятий

сентябрь Экскурсия в избу (обзорная).

Знакомство с убранством избы.

октябрь Путешествие в прошлое.

- знакомство с печкой;

- знакомство с красным углом;

-капустные посиделки.

ноябрь Игрушки

- игрушки бабушек и дедушек;

- изготовление самодельных кукол.

декабрь Посуда.

- знакомство с чугунной, глиняной и деревянной посудой.

январь Знакомство с русским фольклором и музыкальными инструментами;

-заучивание закличек, песен, потешек.

-игры- хороводы;

-празднование Рождества (святочные дни, колядки)

февраль Мебель

-из чего изготовлена старинная мебель.

март Наше смотрите – своё покажите.

(Народный костюм в сравнении с современной одеждой)

- бабушкин сундук

- обувь (лапти, валенки, сапоги)

- знакомство с прялкой (изделия связанные бабушкой)

- празднование «Масленицы»

апрель Народные промыслы

-рассмотреть и познакомить с художественной росписью (дымковской, хохломской, гжелью, городецкой и т. д.)

- «Пасха – светлый день»

- выставка пасхальных яиц.

май Постановка и драматизация сказки «Репка», «Пых» - для младшей группы и родителей.

Задачи:

- воспитание чувства любви к народным обычаям и традициям нашего народа;

- закрепление умения детей инсценировать русские народные сказки;

- обучение отгадыванию загадок и пониманию смысла пословиц и поговорок.

Участники: группы, воспитатели.

Гости: родители и дедушки.

Сценарий «Капустника»

(В зале создана обстановка русской избы, возле печи сидит хозяйка)

Хозяйка:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели,

Иль под светлым небосводом

Говорили, песни пели

И водили хоровод

А играли как? В горелки!

Да и что там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их нам надо возродить!

В русских народных костюмах дети заходят в зал и поют народную песню «Пойду ль я, выйду ль я…»

Хозяйка:

Ой, вы, гости дорогие,

Девки красные, парни удалые

Приходите пособить,

Да капусту порубить!

Не толпитесь на крылечке

Проходите ближе к печке,

Будет весело у нас,

Где работа, там и пляс!

(Дети усаживаются на лавки)

Хозяйка:

В избе-то у меня тепло, а вот на улице ветрено, да студено. Расскажу я вам как в старину на Руси народ собирался, друг другу помогал. В народе говорили «Сдвижение тепло сдвигает, а холод придвигает», а праздник по христиански называется – Воздвиженье.

На Воздвиженье первая барыня –капуста. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом рубили капусту, а после работы устраивали с весельем, играми и прибаутками.

Игра.

Хозяйка:

Вижу, вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать.

Дети:

Конечно умеем.

Хозяйка:

Растёт она на грядке

Одета в лучшие шелка

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Дети:

Капуста.

Хозяйка:

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

Она на ощупь гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

Дети:

Морковь.

Хозяйка:

Лоскуток на лоскуток

Зелёные заплатки,

Целый день- деньской она

Нежится на грядке.

Дети:

Капуста.

Хозяйка:

Я красна, я кисла

На болоте я росла

Созревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

Дети:

Клюква.

Хозяйка:

Я румяную матрёшку

От подруг не оторву

Подожду, пока матрёшка

Упадёт сама в траву.

Дети:

Яблоко.

Хозяйка:

А посмотрите какая нынче капуста в моём огороде уродилась и яблочки нарумянились и морковь выросла. Давайте приготовим салат из капусты.

К первому столу приглашается кто-то из гостей и девочка.

Готовят салат «Витаминный» (капуста + яблоко)

За вторым столом – бабушка и мальчик (капуста и клюква)

За третьим столом – бабушка с внучкой (шинкую капусту добавляют морковь.)

Хозяйка:

Да и готовить вы мастера, мы потом попробуем ваши салаты, а сейчас продолжаем.

Что-то добрые молодцы засиделись? А вот они? Удалые – молодые? С чем к нам пожаловали?

Мальчики:

На девчат посмотреть, да себя показать.

Приглашают девочек и исполняют шуточный перепляс.

Хозяйка:

Да плясать из вас каждый мастак. А трудится вы любите?

Русская народная игра «Сложи поленницу» (мальчики делятся на две команды по три человека. Задание сложить поленницу из дров на скорость, ровно чтобы не развалилась).

Хозяйка:

Молодцы! Дров на зиму заготовили, значит будет чем печь топить.

Коль в гости пришли, нечего лениться. Ну-ка, ребятушки, наносите-ка мне в избу воды из колодца.

(выбирают 2 команды по 5 человек. По очереди бегут с маленькими ведёрками, подчерпывают воды, возвращаются переливают воду в большое ведро, ведёрко передают следующему игроку. Чья команда быстрей наполнит ведро и прольёт меньше воды).

Хозяйка:

Хорошо потрудились. А пословицы про труд знаете?

1 ребёнок: -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2 ребёнок: - Делу- время, потехе- час.

3 ребёнок:- Дело мастера боится.

4 ребёнок:- Без труда нет добра.

5 ребёнок: - Маленькое дело лучше большого бездействия.

6 ребёнок: - Умелые руки не знают скуки.

Хозяйка:

А ещё добры молодцы любили себя показать, перед девицами не оплошать, силушкой мерялись.

Игра «Перетягивание палки».

(На лавку садятся 2 мальчика напротив друг друга, перетягивают палку на себя, повторяют несколько раз с желающими)

Хозяйка:

Трудолюбивые, сильные молодцы у нас! Но любим и позадориться.

Игра «Петух»

(2 участника стоя в кругу, на одной ноге, стараются выпихнуть соперника из круга).

Хозяйка:

Проходите, садитесь добры молодцы!

А теперь послушайте частушки, как поют наши девчушки:

1 девочка

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялась

Балалайка заиграла-

Я не удержалася

2 девочка

Капуста моя

Все четыре кочана

Никогда я не плясала

Только нынче начала.

3 девочка

Если б не было воды

Не было бы кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки.

4 девочка

Не давайте мне обедать

Не давайте чаю пить

Только дайте дозволенья

С дорогим поговорить.

Вместе:

Мы пропели вам частушки

Вы скажите от души:

«Хороши частушки ваши

И вы тоже хороши!»

Хозяйка:

Хороши девчушки наши

Да и парни хороши!

Не хотят сидеть на месте

Веселятся от души.

А теперь честной народ,

Становитесь в хоровод!

(Дети исполняют русскую народную песню «На горе – то калине…»)

Хозяйка:

Вот и пришёл конец посиделкам. Грустно с вами расставаться, только одними играми и песнями сыт не будешь.

Вот и я вам приготовила пирог с капустой (достаёт пирог из печи).

А теперь я вас приглашаю салат попробовать и пирога отведать.

(под русскую народную музыку дети выходят из зала, идут в группу с гостями пить чай).

Публикации по теме:

Проект «Русская изба» Технологическая карта педагогического проекта. [/b]Название проекта «Русская изба».Тип проектаПознавательно – творческий. Возраст детейСтарший.

Проект «Русская изба» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» ПРОЕКТ (Русская изба) Автор проекта:.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Русская изба»
Опубликовано: 15 июня 2015 в 19:53
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...