Наталья Климова
Отчёт по проекту «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по проекту «Русская матрёшка».
Тема проекта : «Русская матрёшка».
Актуальность:
Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект : как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки?
Публикация «Отчёт по проекту „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Актуальность
В наше время, полное тревог и противоречий, когда жестокость, насилие и бездуховность становятся нормой в обществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций может помочь ребенку почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Усова А. П., Флерина Е. А., Саккулина Н. П. отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают у детей яркие представления о Родине, ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
При организации систематической работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности.
К. Д. Ушинский отмечает, что «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Цель: Воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи для детей:
-познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
- познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
- дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
- познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество) .
-развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
-развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
-поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
-развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
-учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;
Задачи для родителей:
1. вызвать интерес к русской народной игрушке - матрешке;
2. приобщать к истокам русской народной культуры;
3. побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
1. способствовать творческой активности детей;
2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;
3. способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;
4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Свою работу я начала с подбора нужного материал: альбомов с иллюстрациями различных видов матрёшек, книг, раскрасок, мультимедийных презентаций, музыкальных произведений. Был объявлен сбор экспонатов, для оформления в группе мини-музея «Русская матрёшка».
В свободное время мы рассматривали матрешек, изготовленных мастерами. Знакомились с помощью мультимедийных презентаций с историей возникновения матрешки. Дети узнали, что русская матрешка - самая юная среди народных игрушек. Старинным куклам уже больше тысячи лет, самым древним – три тысячи. А матрешке чуть больше ста лет. Она «родилась» в конце 19 века. Все матрешки веселые, румяные, нарядные, озорные. И почти все с секретом! Прячутся в матрешках сестрички – мал-мала меньше – дружная семейка!
Знакомились со свойством дерева –шершавый, твёрдый, тёплый, плавает.
Следующим этапом работы было изготовление куколки матрёшки. Был подготовлен необходимый материал: покрасили рис, горох, затем слоями засыпали в подготовленную и оформленную в виде куколки бутылку, и вот какая куколка матрёшка у нас получилась.
Знакомя детей с матрёшкой, использовала музыкальное сопровождение, частушки, потешки, пестушки, песню «Ой, да мы матрёшки», читали стихи С. Я. Маршака, Берестова, водили хороводы. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшках, читали стихотворения, потешки, песенки о матрешках,рассматривали альбомы, знакомились с орнаментом.
Большая работа велась в продуктивной деятельности. Дети лепили, рисовали, украшали силуэты матрёшек различными способами и материалами - использовался пластилин, горох, макаронные изделия, семена, арбузные зёрна, семечки подсолнуха. Строили домик для матрёшки. Использование дидактических игр способствовало развитию математических способностей детей.
Параллельно велась работа с родительской общественностью. На родительском собрании было принято решение о совместной работе по проектной деятельности «Русская матрёшка». Родители активно начали сбор экспонатов в мини-музей.
На следующем собрании, которое прошло в форме круглого стола родители приняли участие в обсуждении вопроса «Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка», «Значение народной игрушки-матрёшки»
Поделились своим опытом, по какому принципу они руководствуются в выборе игрушек, какое участие принимают в организации игр дома. Все пришли к выводу, что русские народные игрушки не теряют актуальности и в наше время и оказывают благотворное влияние на современного ребёнка.
Затем прошла презентация семейных матрёшек. Активное участие в создании матрёшек приняли семьи Артёма Чучалина, Кирилла Кочеткова, Ирины и Ксюши Манисовых, Алёны Забродиной, Ильи Душкина, Егора Чуркина, Насти Пилясовой. Все матрешки поражали своей красотой.
Благодаря участию родителей, у нас в группе появился замечательный «Музей мини-матрешки», который включает в себя экспонаты семейной матрёшки и мастеров Полхов- Майданского народного творчества.
Заключительным этапом в нашей работе по проекту планируется поездка в Вознесенский историко-краеведческий музей.
Результатом нашей с родителями совместной работы явилось то, что мы с детьми узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, создали мини-музей народной куклы, разучили новые игры с матрешками. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ России.