Лучший педагог года

Проект «Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет»

Ирина Петухова
Проект «Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет»

Цель проекта :

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через игры, творческую деятельность, театрализованные постановки.

Задачи проекта :

1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

Публикация «Проект „Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет“» размещена в разделах

2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

4. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.

Вид проекта : долгосрочный (3 месяца).

Участники проекта : дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, родители воспитанников.

Актуальность:

Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.

В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).

Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.

Этапы Мероприятия Сроки проведения

Подготовительный 1. Изучение методической литературы.

2. Подбор методической художественной литературы для детей : поговорки, сказки, загадки, иллюстрированного и дидактического метериала по заданной теме.

3 Анкетирование родителей «Народные детские подвижные игры».

4. Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.

Сентябрь

Практический 1. Чтение с детьми: Русских народных сказок : «Сивка-Бурка», «Василиса-прекрасная», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Кот-воркот, Котофей Котофеевич». Заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.

2. Консультации для родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста.

3. Беседа с детьми: «В какой одежде ходили прежде», «Откуда к нам пришла игра», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»

4. Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко», «Ручеек», «Дударь», «У дядюшки Трифона» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами;

5. Подвижная игра «Гори, гори ясно», «Подкиды», «Мышеловка», «Дятел», «Барин», «Сова» Цели: познакомить детей с новыми подвижными народными играми.

6. Образовательная деятельность:

«Народные игрушки»

Цель: Познакомить с историей создания матрешки, последовательностью ее изготовления, разной росписью, многообразием матрешек.

7 Игра-драматизация по мотивам народной сказки «Репка». Цель. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи

8. Апликация с элементами конструирования. «Украшение кокошника». Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

9. Лепка сюжетная по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки» Цель: Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок : самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет.

10. Просмотр русских народных сказок.

Октябрь

Заключительный 1 Оформление выставки работ детей, выполненных совместно с родителями: «Русские народные сказки».

2. Создание картотеки «русские народные подвижные игры для детей 5-6 лет»

3. Изготовление родителями совместно с детьми «Народная тряпичная кукла»

4. Спортивно-развлекательное развлечение «Русские народные забавы»

Ноябрь

Предполагаемые результаты:

- у детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;

- повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;

- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

Список методической литературы:

1. Детские народные подвижные игры : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986

3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

4. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.

5. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М. : Просвещение, 2003.-143с.

6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М. : Просвещение, 1979.- 96с.

8. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.

9. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М. : Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.

10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.

Публикации по теме:

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Лэпбук «Русские народные инструменты»Лэпбук «Русские народные инструменты» Хочу предложить вашему вниманию лэпбук "Русские народные инструменты" Цель моей работы: Закрепить знания детей по теме "Русские народные.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Русские народные загадки про зиму для детей дошкольного возрастаРусские народные загадки про зиму для детей дошкольного возраста Народные загадки немного непривычны для нас - даже в самых простых из них нет прямого указания на отгадку. В загадки наши предки вкладывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские народные игры в развитии детей 5–6 лет»
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 21:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД