Получи документы

Проект «Русские узоры»

Галина Лось
Проект «Русские узоры»

Проект «Русские узоры»

Лось Галина Анатольевна, музыкальный руководитель

Дешевицина Наталья Юрьевна, воспитатель

МБДОУ г. Мурманска № 50

2018 г.

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Проект „Русские узоры“» размещена в разделах

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ, «с молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства, музыку. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного - оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического и патриотического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Для того, чтобы помочь ребятам познать и полюбить культуру своего народа, коллектив педагогов начал долгосрочный проект «Русские узоры».

Цель проекта:

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Задачи:

• познакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

• научить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;

• приобщить детей к истории и культуре русского народа на примере разных жанров народного искусства;

• через развитие интереса к народной песне, пляскам, хороводам, прибауткам, играм воспитывать у детей патриотические чувства.

Сроки реализации проекта:

2месяца (февраль - март) 2018г.

Участники проекта:

дети подготовительной группы;

педагоги;

родители.

Гипотеза: включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности на основе интеграции образовательных областей должно привести к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего

народа, воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Этапы работы над проектом

• подготовительный

• практический

• заключительный

1этап. Разработка проекта.

• Поиск, анализ, систематизация литературы по декоративно-прикладному искусству, музыкальному народному творчеству.

• Организация работы по ознакомлению участников проекта с актуальностью данной проблемы.

• Создание предметно – развивающей среды по теме проекта, подбор и подготовка наглядного материала.

• Подбор музыкального материала и материалов для изобразительной деятельности детей.

• Разработка плана мероприятий по реализации проекта, конспектов НОД.

• Оформление серии выставок силами родителей по русским народным промыслам.

• Разработка сценария музыкального праздника «Ярмарка».

2этап. Практический.

Воспитатели познакомили детей с народными промыслами, стилями росписи, такими как хохлома, гжель, городец. На занятиях дети изготовляли поделки: мальчики разрисовывали деревянные доски, девочки расписывали платочки.

Вместе с детьми заучивали стихи о народных промыслах, отгадывали загадки.

На музыкальных занятиях в разделе «Слушание» знакомили с русскими народными плясовыми. («Камаринская», «Барыня»). Заучивали распевки: «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду», «Лиса по лесу ходила», «У кота-воркота» и др. Знакомились с русским народным творчеством в песнях, хороводах («Во кузнице», «Где был Иванушка?», «На горе-то калина», «А я по лугу».) и танцах («Танец скоморохов», «Калинка»). Осваивали игру в оркестре на русских народных инструментах.

К работе над проектом помогали и родители. В родительском уголке было повешено объявление о начале работы над проектом, где воспитатели приглашали их к участию в работе. Родители помогали изготовлять атрибуты и костюмы, а также создавать картотеку по русским народным потешкам. По просьбе воспитателей родители принесли сохранившиеся предметы русского быта (самовар, прялку, деревянную утварь, рушники). Получилась небольшая групповая выставка.

Вместе с детьми родители посетили городскую выставку народных промыслов.

3 этап. Заключительный.

Презентацией проекта стал весенний утренник «Весёлая ярмарка». Ребята исполнили народные песни, хороводы, народные танцы, инсценировки. Дети представили свои работы: доски и платочки, расписанные по мотивам народного прикладного искусства, подарили подарки, изготовленные в народных техниках, родителям. Материалы проекта были представлены на педагогическом совете ДОУ.

Мониторинг знаний детей проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы задавались индивидуально, в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Предлагалось ответить на следующие вопросы:

• Какие русские народные инструменты ты знаешь?

• Из чего они сделаны?

• Какие русские народные движения можешь передать в пляске?

• Чем русская народная песня отличается от хоровода?

• Какие виды росписи знаешь?

• Какие цвета используются в хохломской, гжельской, городецкой росписи?

• Какие изделия народных промыслов знаешь?

• Какие русские народные игры знаешь?

Результаты диагностики выявили, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (26,4%, на среднем уровне были знания у 6 детей (31,6%, низкий уровень был установлен у 8 детей (42%). Знания были поверхностными, дети затруднялись в названии изделий народных промыслов, материалов, из которых они сделаны, путали виды росписи. Знания детей о народной музыке, народных инструментах были отрывочными и поверхностными. Выяснилось, что весьма ограничено количество народных игр, в которые ребята играют.

После внедрения проекта высокий уровень знаний был диагностирован у 60%, средний – у 40% детей, низкого уровня выявлено не было.

Дети свободно ориентируются в жанрах народного искусства, называют отличительные признаки и элементы городецкой, хохломской, гжельской росписи, знают элементы народных танцев, народные музыкальные инструменты, с удовольствием играют в народные игры и исполняют фольклорные песни.

Заключение

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов, привело к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа, что способствовало воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские народные узоры»Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские народные узоры» Фольклор, народные мотивы – Простой и жизненный сюжет, Души прекрасные порывы Ваяют творчества портрет! Красива северная чернь, Финифти.

Фотоотчет о детских работах в рамках кружка «Русские узоры»Фотоотчет о детских работах в рамках кружка «Русские узоры» Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Вот и подошла к концу работа нашего кружка "Русские узоры". Так как по очень уважительным причинам.

Групповой информационно-творческий проект «Городецкие узоры» Групповой информационно- творческий проект «Городецкие узоры» Срок реализации: 1 месяц Вид проекта: групповой (подготовительная группа).

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление кокошника» в рамках проекта «Русские узоры» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление кокошника» В рамках проекта «Русские узоры» Воспитатель: Солонина С. М. Цель мастер-класса:.

Проект «Русские богатыри» Цель проекта: Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей. Приобщение родителей.

Проект «Русские народные промыслы» Паспорт проекта 1. Общие сведения: 1.1. Тема проекта: «Русские-народные промыслы» 1.2 Тип проекта : Познавательно-творческий, коллективный,.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки» Вид проекта: образовательно-игровой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети.

Проект «Русские народные сказки» Проект. «Русские народные сказки» Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю.

Проект «Русские народные сказки о животных» Проект «Русские народные сказки о животных» Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети группы, воспитатели,.

Проект «Русские узоры» МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир Воспитатель: Солонина С. М. Тема проекта: «Русские узоры» I.Актуальность. Одной из актуальных и важных задач, стоящих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русские узоры»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 00:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД