Проект «Русские узоры»

Солонина Светлана
Проект «Русские узоры»

МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир

Воспитатель: Солонина С. М.

Тема проекта: «Русские узоры»

I.Актуальность.

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества.

По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного.

Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

Народное искусство обладает большими возможностями: несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредствен-но в произведениях народных мастеров. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы и затем ее красота, соразмеренность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни Росси, связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».

Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной культуры.

II Методологические параметры

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству.

Объект исследования: Процесс формирования познавательного интереса к русской национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Содержание и технологии приобщения детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства.

Гипотеза: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям средствами русской народной культуры и искусства будет успешным, если:

Педагоги и родители овладеют знаниями искусствоведческого материала и способами формирования интереса к русской народной культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Будет разработан единый комплекс мероприятий по приобщению детей к высшим духовным, нравственным и эстетическим ценностям.

Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств, при знакомстве с русским национальным искусством: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.

В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, знакомству с миром прекрасного у детей дошкольного возраста в контексте русской народной культуры.

2. Определить структуру и содержание работы по ознакомлению дошкольников с русским национальным искусством в домашних условиях и детском учреждении.

3. Организовать и провести педагогический проект по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами региональной культуры

4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных, культурных и эстетических ценностей народного творчества через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной, А. П. Усовой и др.

Методы исследования:

Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);

Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);

Математические (методы статистической обработки результатов исследования)

Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.

Этапы работы:

Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, педагогико-психологической литературы по проблеме.

Разработка методики проекта, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива.

Анализ результатов и подведение итогов проекта.

III Содержательно-целевая характеристика проекта

Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

Тип: творческий, групповой, краткосрочный (2 недели)

Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.

Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и др.

Средства и оборудование: произведения народного творчества, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.

Прогнозируемые результаты:

Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

Высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Развитие внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать.

Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.

Интеграция образовательных областей: Коммуникативно-личностная, художественно-эстетическая, познавательное, речевое, физическое развитие.

Планирование работы над проектом:

-проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

-распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

-выбор декораторов (помощь в оформлении);

-выбор затейников (для организации игр).

-выбор формы реализации проекта.

-помощь в подборе музыкального сопровождения.

-разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, стихов,загадок.

-организация места проведения праздника.

-проведение инструктажа по технике безопасности.

План реализации:

Дни недели М Е Р О П Р И Я Т И Я

С Д Е Т Ь М И С ПЕДАГОГАМИ С РОДИТЕ-ЛЯМИ

1 Н Е Д Е Л Я

Понедельник - «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров);

- Беседа: «Русские народные керамические промыслы»;

- Заучивание песни «У моей России …»;

- р. н. игры «Лапти», «Горелки».

Индивидуаль-ные беседы по теме.

Вторник - Беседа «Путешествие к мастерам хохломы»;

- НОД «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм);

- Чтение П. Синявский «Хохломская роспись»;

- д/и «Русские узоры»;

- Загадки, потешки, пословицы о народных игрушках. Консультация «Не забывайте народные игры!».

Среда - Выставка рисунков «Золотая хохлома»;

- Заучивание песни «Золотая хохлома»;

- Игры-состязания «Хитрый шарик»;

- Д/и «Художественный салон»;

Четверг - Беседа: «В гости к городецким мастерам»;

- НОД «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи);

- Д/и «Собери палитру»;

- Чтение М. Г. Смирнова «Красная девица»; Папка – передвижки «Русские узоры»

Пятница - р. н. игра «Филин и пташки»

- НОД «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры);

- Беседа «Русские народные игрушки». Мастер-класс «Русские узоры» пластилино-вый дизайн.

2 Н Е Д Е Л Я

Понедель-ник - НОД «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия);

- Дидактическая игра «Найди сходство и различие»;

- Беседа «В гости к дымковским мастерам»;

- р. н. игры «Карусель», «Заря» Консультация «Роль роди-телей в воз-рождении русских традиций»

Вторник - Чтение В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»;

- Беседа «В гости к дымковским мастерам»;

- р. н. игры «Ручеек», «Перетягивание каната». Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»

Среда - Заучивание А. Дьякова «Весёлая дымка»;

- НОД «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек;

- Д/и «Собери букет»; Презентация проекта «Русские узоры»

Четверг - Заучивание загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках;

- Игры - состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята».

- Беседа «Филимоновские игрушки" выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры

Пятница - Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес». Праздничное мероприятие

Основной этап

Реализация проекта

В ходе реализации проекта:

С детьми:

1. Проведены занятия по теме: «С чего начинается Родина?» (интернет-экскурсия в край народных мастеров); «Волшебный мир кисловодского фарфора» (интернет-экскурсия); «Золотая хохлома» (роспись плоскостных форм); «Сине-голубая сказка» (гжельские узоры); «В Дымковской сказочной стране…» (лепка по мотивам дымковских игрушек; «Кони-птицы» (пластилиновый дизайн по мотивам городецкой росписи).

2. Проведены дидактические игры и упражнения: «Русские узоры», «Найди сходство и различие», «Две подружки», «Собери букет», «Что лишнее?», «Художественный салон», «Собери палитру» и др.

3. Проведены беседы: «Русские народные керамические промыслы», «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

4. Чтение и заучивание стихов М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; загадок, пословиц, поговорок о народных игрушках; песен: «У моей России …», «Золотая хохлома».

5. Проведены народные подвижные игры: «Лапти», «Горелки», «Почта», «Ручеек», «Перетягивание каната», «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря» и др. ;

6. Организованы игры - состязания «Хитрый шарик», «Посади картошку», «Ловкие ребята»;

7. Организована выставка рисунков на тему: «Сказочная Гжель», «Золотая хохлома»; совместные рисунки родителей и детей на тему: «Русские узоры».

8. Изготовлены и расписаны фигурки дымковских игрушек.

9. Праздничное мероприятие: «Ярмарка чудес».

Для родителей:

1. Изготовление папки – передвижки «Русские узоры».

2. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».

3. Мастер-класс «Лепим народную игрушку дома»

4. Индивидуальные беседы по теме.

5. Организована выставка семейных рисунков на тему: «Русские узоры».

6. Праздничное мероприятие с участием родителей: «Ярмарка чудес».

Для педагогов:

1. Консультация для педагогов: «Не забывайте народные игры!».

2. Консультация для педагогов: «Воспитывающее значение народного искусства».

3. Мастер-класс «Русские узоры» пластилиновый дизайн.

4. Презентация проекта «Русские узоры».

Заключительный этап

Итоги реализации проекта:

По итогам реализации проекта «Русские узоры» у детей:

1. Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

2. Расширены знания различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

3. Сформировано умение ориентироваться в различных видах росписи, умение составлять узоры по мотивам народных росписей.

4. Развиты внимание, мышление, творческое воображение, зрительная память, умение анализировать.

5. Сформированы навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

А также: сформирован высокий уровень знаний воспитателями и родителями истории русской национальной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию познавательного интереса к народному творчеству.

Таким образом, вышеописанная система работы по теме «Русские узоры» позволила успешно и эффективно:

Сформировать у детей представления о традициях русского народа,

Воспитать чувство патриотизма у детей на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

Осуществлять деятельность детей по формированию культурных ценностей систематически и планомерно.

Перспективы дальнейшего развития:

Я считаю, что проблема нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому предполагаю дальнейшую работу по реализации данного проекта. Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть, что совершенствовать. В дальнейшем в рамках работы по этому направлению предполагается открытие мини-музея народного творчества.

Прикреплённые файлы:

ruskie-uzory_quoao.pptx | 14236,96 Кб | Скачан: 1
 
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские народные узоры»Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские народные узоры» Фольклор, народные мотивы – Простой и жизненный сюжет, Души прекрасные порывы Ваяют творчества портрет! Красива северная чернь, Финифти.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские узоры» для ознакомления дошкольников 5–7 лет с разными видами росписиДидактическое пособие «Лэпбук «Русские узоры» для ознакомления дошкольников 5–7 лет с разными видами росписи Дидактическое пособие «Лэпбук «Русские узоры» для ознакомления дошкольников 5-7 лет с разными видами росписи».Лэпбук «Русские узоры» предназначен.

Фотоотчет о детских работах в рамках кружка «Русские узоры»Фотоотчет о детских работах в рамках кружка «Русские узоры» Добрый вечер уважаемые друзья и коллеги! Вот и подошла к концу работа нашего кружка "Русские узоры". Так как по очень уважительным причинам.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Русские узоры»
Опубликовано: 22 июля 2018 в 13:16
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Неделя ПДД»
В нашем детском саду с 6 по 10 августа прошла тематическая неделя посвященная ПДД. В рамках этой недели с детьми были проведены беседы на темы" Мы пешеходы",...
Фотоотчет «Как мы Сему поздравляли»
«Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники… » - писал К. Д. Ушинский. Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Цветы»
Задачи: расширять знания детей о цветах, их многообразии; учить детей рисовать цветы, используя нетрадиционные техники рисования; развивать...
Фотоотчет «У нас в гостях артисты ДК «Артема»
У нас в гостях, в детском саду, побывали гости: артисты дворца культуры имени "Артёма". Они подготовили для детей интересные конкурсы и развлечения....
Фотоотчет «Песочные фантазии»
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик нз стола – Покрасим...