Наталья Кузьмина
Проект «Русский Терем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русский Терем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой
ПРОЕКТ
«Русский Терем»
«Устное народное творчество»
для детей 6-7 лет
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Кузьмина Наталья Владимировна
2017 год
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Русский Терем“» размещена в разделах
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
• Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта :
• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап — составление плана работы:
— развитие речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап – работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— создание тематических папок с приобщением родителей;
— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);
— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
1-й этап
Направление и содержание работы
— Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).
— Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
2-й этап
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
3-й этап
Содержание практической деятельности с детьми
— Показ кукольного театра по сказке «Колобок» (июнь)
— Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)
— Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
— Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» (июль).
— Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (июль).
— Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
— Показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки) – август.
— Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» — август.
— Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок» : чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные – август.
Перспективное планирование на год
Месяц Название деятельности Задачи
Сентябрь 1.«Хлеб всему голова»
2.»Не печь кормит, а руки»
3.»Осенины. Оспожинки»
4.»Капустные вечеринки» Уточнить знания детей о труде людей, связанном с выращиванием урожая.
Закрепить знания детей о русской печи, о кухонной утвари, об овощах на русском столе.
Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки.
Познакомить детей с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки.
Октябрь 1.»Как рубашка в поле выросла»
2.»Покров. Покровские ярмарки»
3.»Красному гостю- красный угол»
4.»Полотенце вышивала петухами, утками» Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве, о русском национальном костюме.
Познакомить детей с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками.
Уточнить представление детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о старинных обычаях и приметах.
Познакомить детей с искусством вышивания, с элементами узора.
Ноябрь 1.»Семья вместе-душа на месте»
2.»Ай да каша, что за каша!»
3.»Кузьминки»
4.»Коса-девичья краса»
5.»Русь деревянная» Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.
Познакомить с традициями русской национальной кухни.
Дать детям понятие о ремеслах, их значении в жизни человека, познакомить с русским праздником Кузьминки.
Дать детям представление о старинных женских прическах.
Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству.
Декабрь 1.»В морозный денек-да за сказочку»
2.»Грамоте учиться-всегда пригодится»
3.»Зимушка-зима»
4.»Зиме не лето- в шубу одета» Познакомить детей со сказкой как жанром устного народного творчества.
Рассказать детям о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности для всего славянского народа.
Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи, развивать эстетическое восприятие произведений искусства.
Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы, рассказать о старинной зимней одежде.
Январь 1.»Рождество»
«Крещение»
«Голубая гжель» Познакомить детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками.
Рассказхать детям о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами, с гжельским промыслом.
Февраль 1.»Сретенье»
2.»Где песня поется, там весело живется»
3.»Богатыри земли русской»
4.«Широкая Масленица» Познакомить детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником.
Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества.
Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко- умелом воине и мудром правителе, познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри».
Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником.
Март 1.»Нет милей дружка, чем родная матушка»
2.»И сила уму уступает»
3.»Сороки»
4.»Шутка греет человека» Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа, продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельные, песни).
Рассказать детям понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей.
Познакомить детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы).
Познакомить детей с молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка.
Апрель 1.»Весна-красна»
2.»Светлая Пасха»
3.»Жизнь дана на добрые дела» Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведений пейзажной живописи.
Рассказать детям о празднике Светлая Пасха, пасхальных традициях.
Формировать навыки культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей.
Май 1.»Своя земля и в горсти мала»
2.»Русская березка»
Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Развивать у детей интерес к былинной живописи.
Познакомить детей с обрядами, связанными с березой.
18:17
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 118 п. Полевой
ПРОЕКТ
«Русский Терем»
«Устное народное творчество»
для детей 6-7 лет
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Кузьмина Наталья Владимировна
2017 год
Актуальность проекта :
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта :
• Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи проекта :
• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Содержание практической деятельности
Этапы реализация краткосрочного проекта :
1 этап — составление плана работы:
— развитие речи детей средствами народного творчества;
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:
-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап – работа с родителями:
— консультации по теме проекта;
— создание тематических папок с приобщением родителей;
— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);
— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
1-й этап
Направление и содержание работы
— Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).
— Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).
2-й этап
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»
3-й этап
Содержание практической деятельности с детьми
— Показ кукольного театра по сказке «Колобок» (июнь)
— Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)
— Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
— Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» (июль).
— Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (июль).
— Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
— Показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки) – август.
— Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко — колоколнышко» — август.
— Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок» : чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные – август.
Перспективное планирование на год
Месяц Название деятельности Задачи
Сентябрь 1.«Хлеб всему голова»
2.»Не печь кормит, а руки»
3.»Осенины. Оспожинки»
4.»Капустные вечеринки» Уточнить знания детей о труде людей, связанном с выращиванием урожая.
Закрепить знания детей о русской печи, о кухонной утвари, об овощах на русском столе.
Познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки.
Познакомить детей с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки.
Октябрь 1.»Как рубашка в поле выросла»
2.»Покров. Покровские ярмарки»
3.»Красному гостю- красный угол»
4.»Полотенце вышивала петухами, утками» Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве, о русском национальном костюме.
Познакомить детей с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками.
Уточнить представление детей о традиции русского гостеприимства, рассказать о старинных обычаях и приметах.
Познакомить детей с искусством вышивания, с элементами узора.
Ноябрь 1.»Семья вместе-душа на месте»
2.»Ай да каша, что за каша!»
3.»Кузьминки»
4.»Коса-девичья краса»
5.»Русь деревянная» Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.
Познакомить с традициями русской национальной кухни.
Дать детям понятие о ремеслах, их значении в жизни человека, познакомить с русским праздником Кузьминки.
Дать детям представление о старинных женских прическах.
Развивать у детей устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству.
Декабрь 1.»В морозный денек-да за сказочку»
2.»Грамоте учиться-всегда пригодится»
3.»Зимушка-зима»
4.»Зиме не лето- в шубу одета» Познакомить детей со сказкой как жанром устного народного творчества.
Рассказать детям о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии, о значимости возникновения письменности для всего славянского народа.
Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи, развивать эстетическое восприятие произведений искусства.
Учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы, рассказать о старинной зимней одежде.
Январь 1.»Рождество»
«Крещение»
«Голубая гжель» Познакомить детей со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками.
Рассказхать детям о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами, с гжельским промыслом.
Февраль 1.»Сретенье»
2.»Где песня поется, там весело живется»
3.»Богатыри земли русской»
4.«Широкая Масленица» Познакомить детей с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником.
Познакомить детей с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества.
Рассказать детям о князе Владимире Красное Солнышко- умелом воине и мудром правителе, познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри».
Рассказать детям о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником.
Март 1.»Нет милей дружка, чем родная матушка»
2.»И сила уму уступает»
3.»Сороки»
4.»Шутка греет человека» Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа, продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельные, песни).
Рассказать детям понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей.
Познакомить детей с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы).
Познакомить детей с молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка.
Апрель 1.»Весна-красна»
2.»Светлая Пасха»
3.»Жизнь дана на добрые дела» Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведений пейзажной живописи.
Рассказать детям о празднике Светлая Пасха, пасхальных традициях.
Формировать навыки культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей.
Май 1.»Своя земля и в горсти мала»
2.»Русская березка»
Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Развивать у детей интерес к былинной живописи.
Познакомить детей с обрядами, связанными с березой.
18:17