Получи документы

Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ

фадеева евгения
Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 «Теремок» города Белово комбинированного вида»

Проект «С надеждой в будущее»

по сопровождению родителей воспитывающих детей с овз

Исполнитель:

Фадеева Евгения Федоровна, педагог –психолог

Беловский городской округ

2020 год

Содержание

Актуальность 1

Цель и задачи проекта 2

Публикация «Проект „С надеждой в будущее“ по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний: 2

Новизна проекта___6

Ожидаемые результаты___8

Мероприятия, условия реализации___ 9

Текстовое описание проекта___10

Тематических план___13

Содержание проекта___ 15

Список используемой литературы___ 24

Актуальность

Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень нуждаются в поддержке окружающих, и не только близких и специалистов, но и общества в целом. Без этого появляется ощущение, что они остались один на один со сложной ситуацией. Душу охватывает ураган различных чувств: надежда на лучшее, панический страх, ужас, боль, обида и т. п. Все это может привести к тому, что родители могут находиться в состоянии нервного напряжения и столкнутся с множеством проблем и испытаний, связанных с развитием малыша, и со сложными семейными взаимоотношениями.

Одним из факторов влияющих на успешность в жизни, уровень социальной адаптации, является умение самостоятельно принимать решение, действовать в соответствии с ними и нести ответственность за результат. Особенно это становится актуальным, когда речь идет о детях с ОВЗ. Как помочь родителям переступить через желание сделать за ребенка то, что у него пока не получается. Как научить их принимать его право совершать ошибки и исправлять их, а главное не смотря ни на что воспитать малыша самостоятельным.

Не все родители имеющие детей с ОВЗ, хорошо представляют, какие у них есть права и какие документы (международные, федеральные, городские) регламентируют их взаимодействие с обществом. Многие из них не знают, как относится к диагнозу «ограниченные возможности здоровья» - воспринимать его как приговор или все же взять себя в руки и выстроить полноценную, счастливую жизнь в предлагаемых условиях и научить этому ребенка.

Наш проект «С надеждой в будущее» направлен на психолого педагогическую и социально – правовую поддержку родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Его новизна и научно – методическая ценность прежде всего в том, что он является интегрированной по содержанию и комплексным по видам деятельности. Комплексный подход к организации занятий позволяет наладить взаимодействия с родителями и между ними, проработать основные психологические проблемы детско – родительских взаимоотношений.

Цель проекта : Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7 лет) с ОВЗ

Задачи проекта

1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.

2. Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими и объясняющими права ребенка с ОВЗ

3. Повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного климата.

Проект включает 8 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 30 минут. Каждое занятие включает теоретическую (20 -30 мин) и практическую (50 мин -1час) части.

Форма проведения - тренинг. Выдерживается вся структура тренинга.

Занятия проводится в группе, состоящей из 6-8 родителей.

Данная форма позволяет не только дать теоретические знания, но и сформировать необходимые умения и навыки.

Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязывающие системы знаний:

1. Теоритические знания. В данной части рассматриваются:

• правовые аспекты (основные правовые документы – Конвенция о правах ребенка, законы, Постановления правительства Р. Ф, правительства Москвы);

• социальные аспекты (детская самостоятельность, бытовая самостоятельность, навыки самообслуживания);

• психологические аспекты (игровая деятельность, этапы развития игры, виды игр).

Кроме того происходит просмотр видео фильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья, со следующим обсуждением.

2. Практические знания

Данная часть занятий содержит упражнения, направленные на психолого – педагогическую поддержку родителей и включает в себя работу с чувствами, эмоциональным состоянием, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.

Каждое занятие предусматривает раздаточный материал для родителей : тексты притч, рекомендации по формированию конструктивного взаимодействия с детьми.

Основная цель рекомендаций – это повышение родительской компетенции, улучшение детско – родительских отношений и семейного функционирования.

При разработке нашего проекта, основной акцент был смещен в сторону практической части (упражнений).

Изложение системы знаний не являются самоцелью, а используются как средство для повышения родительской компетенции и выполнение различных видов интеллектуальной и практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Родители смогут лучше ориентироваться в нормативных документах, обеспечивающих права ребенка с ОВЗ;

2. Овладеют знаниями в таких вопросах, как детская самостоятельность и игровая деятельность ребенка, виды игры. Эмоции, чувства и навыки их адекватного выражения;

3. Ознакомятся с конструктивными способами взаимодействия с ребенком (с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей) и научатся использовать их на практике;

4. Повысят свою родительскую компетентность.

Мероприятия:

- Организация социально – психологических тренингов

Условия реализации:

- Морально – психологические, т. е. готовность родителей к согласованному взаимодействию;

- Наличие в учреждении подготовленных специалистов;

- Соответствующий уровень владения коррекционными технологиями:

- Наличие коррекционно – развивающего пространства;

- Наличие средств ТСО;

- Наличие программного обеспечения.

Ответственные: администрация МБДОУ «Детский сад №60 комбинированного типа «Теремок» г. Белово», педагог – психолог.

Проект разработан в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Декларацией ООН о правах инвалидов», Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Этическим кодексом педагога – психолога.

При реализации данного проекта на занятиях, будет происходить следующее:

1. Поиск информации, понимания. Мы планируем цикл встреч, на которых будут последовательно освещены разные аспекты: правовые, социальные, психологические и т. д. Мы постараемся создать комфортную атмосферу, где каждый сможет получить поддержку, понимание, а также достоверную информацию, которая поможет лучше понимать своего ребенка.

2. Партнерство. Очень важно, чтобы с родителями рядом были высоко квалифицированные специалисты, которые смогут объяснить, какие методы, способы, методики лечения, развития, воспитания, обучения лучше всего использовать в каждом конкретном случае.

Семья – это основная среда воспитания ребенка. И специалисты будут делиться своими знаниями, которые помогут родителям лучше понимать своего ребенка и заботиться о нем

3. Внутренняя переориентация: принятие данной ситуации настрой на жизнь в новой реальности. Эти встречи помогут каждому участнику постепенно перейти к изменениям в жизни и в отношениях с ребенком: от отрицания реальности – к принятию; от чувства вины обиды – к прощению себя и других; от отчаяния – к надежде; от страха – к доверию; от изоляции – к отношениям; от истощения – к обновлению; от бессодержательности – к пониманию смысла.

4. Воспитание ребенка. На наших занятиях мы будем говорить о том, что очень часто за нуждами лечения и реабилитации, родители забывают, что ребенок, прежде всего остается ребенком с такими же потребностями, как у других детей. Ему важно, чтобы родители любили его, создавали возможности для развития его способностей, помогли понять себя и свои ограничения, сформировать положительную самооценку и т. д.

5. Беречь отношения. Мы будем учить родителей открыто общаться, поддерживать друг друга и беречь те отношения которые будут складываться между нами.

6. Развивать и сохранять отношения с родственниками, друзьями, социальным окружением. Очень важно помнить: Как бы нам не хотелось спрятаться за глухими стенами,изолироваться от социальной среды, наша сила в связи с окружением, создание сети добра, взамоподдержки и солидарности.

7. Социальная интеграция ребенка с раннего возраста. Мы будем говорить с родителями о том, что интегрируя в общество людей с ОВЗ, мы имеем шанс стать качественно другим социомом,живущим по принцыпам гуманности, человечности, обществом цивилизованным и здоровым.

8. Реабилитация общества (общественная деятельность, объединения с другими) Объядинясь друг с другом, зашишая права своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов, родители детей с ОВЗ смогут увидеть, что на сегодняшний день есть множество людей, которые готовы помочь стать рядоми поддержать.

9. Общение с другими родителями детей с ОВЗ. Важным источником поддержки могут стать другие родители, так как общаясь между собой, можно найти друг в друге источник понимания, помощи, житейской мудрости.

10. Забота о себе. На наших занятиях мы будем говорить с родителями о том, что воспитание ребенка с ОВЗ, сопровождается многими стрессами, изменениями обычного течения жизни, круга общения, возможными конфликтами, финансовыми проблемами, различными реакциями социальной среды и т. д. Поэтому на ряду с воспитанием, реабилитацией ребенка, важно помнить о себе! Мы будем учить родителей заботиться о себе, восстанавливать собственные силы, отдавать энергию и овладевать навыками ее пополнения.

Тематический план по проекту «C Надеждой на будущее»

№ Тема занятия Основное содержание Примечание

№ Теоретическая часть Практическая часть

1. «Давайте познакомимся» -Притча «Создай все сам!»

-Сообщение педагога –психолога о содержании занятий по программе. Упражнения

Поменяйтесь местами те кто….

Знакомство

Шарик в паре

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи

Таблица с содержательной частью встреч

2. «Ребенок и право» - Китайская притча

- Сообщение педагога – психолога о нормативно- правовой базе инклюзивного (интегрированного) образования Упражнения

«Броуновское движение»

«Вот он какой»

«Комплимент»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи;

- перечень правовых документов

3. «Диагноз ребенка-это приговор или….?» - Притча о лягушке;

- просмотр и обсуждение мультфильма «Необычный младший братик» Упражнения:

«Слепой и поводырь»

«Двое с одним мелком»

Рефлексия

Раздаточный материал:

-Текст притчи;

-памятка для родителей «Искусство общения с ребенком»

4. «Я сам» - Притча «Лев среди овец»;

- беседа обсуждение «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»

- «Что такое самостоятельность ребенка?» Упражнения:

«Говорящие вещи»

«Весенний дождь»

Рефлексия

Раздаточный материал:

-Текст притчи;

«Памятка родителю от ребенка»

5. «Поиграй со мною мама» - Притча «Лотерейный билет»

- сообщение педагога – психолога о значении игры в жизни ребенка и этапах развития игровой деятельности Упражнения:

«Три лица»

«Лукошко»

Рефлексия

6. «Нам тонко чувствовать дано» - Притча «О двух волках»

-Необычная история с последующим обсуждением Упражнения:

«Воздушный шар»

«Мои чувства»

«Испуганный ежик»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи и необычной истории

7. «Где силы взять?» - Притча «О горчичном зерне»

Упражнения:

«Газета»

«Осознание понимание, действия»

«Запомни свое место или место, где я себя хорошо чувствую»

Рефлексия Раздаточный материал:

-Текст притчи;

Рекомендации родителям воспитывающим ребенка в ОВЗ

8. «Давайте скажем друг другу До свидания» - Притча «О добром царе и крестьянине»

Создание коллажа на тему:»Что мне дала работа в группе» Раздаточный материал:

-Текст притчи

Содержание проекта

Занятие №1. «Давайте познакомимся»

Цель: Создать благоприятную, безопасную, открытую обстановку; мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.

Оборудование: клубок ниток, бочонки – шарики» из киндер сюрпризов (по количеству участников)

1. Вводная часть

-«Уважаемые родители, добрый вечер! Сегодня начинает свою работу родительская школа «C надеждой в будущее». Вы спросите: «Что это такое?» надеюсь на этот вопрос, мы ответим с вами вместе в конце нашей сегодняшней с вами встречи. А сейчас я хочу рассказать вам одну восточную сказку».

Чтение ПРИТЧИ «Создай все сам»

ВЫВОД педагога – психолога: «Мы тоже надеемся, что наши встречи принесут вам уверенность и знание того, что для наших детей и для нас самих очень важны любовь, принятие, тепло, понимание, радость!».

2. Теоретическая часть

«Любая семья с нетерпением ждет появления на свет своего ребенка, который должен утвердить ее в собственных глазах и глазах окружающих в родительской роли, скрепить любовь, стать ее проявлением, ее плодом, безусловно самым красивым и самым лучшим в мире! Родители независимо от того первенец это или нет, уже заранее представляют его судьбу – самую счастливую, самую успешную. Родители думают и мечтают, какое имя они ему дадут, как он будет расти и развиваться им на радость, как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки и семья будет гордиться им. Некоторые родители в своих мечтах представляют, что ребенок окончит школу, получит престижное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям. Спокойную согретую любовью и заботой старость… Вместе с родителями появления ребенка ждут их близкие родственники и друзья.

И вот ребенок рождается! Такой ожидаемый с нетерпением и волнением!

И вот здесь, кому то уже в роддоме, кому – то со временем, спустя несколько месяцев, когда уже появятся отклонения в развитии, или несчастный случай или болезнь и т. д. дают серьезные осложнения, врачи объявляют: «Ваш ребенок будет не таким, как другие дети»

Это тяжелые слова. У родителей сразу возникает вопрос: «Почему именно моему ребенку выпал такой крест?». Ребенку, которого мы так долго ждали, которого уже так любим и желаем только счастья? Наверное, его можно вылечить, наверное как то все, еще можно изменить?» Вместе с этим возникает и страх за его будущее и боль от сознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути.

При этом многие из близкого окружения, друзья воспринимают данную ситуацию ребенка как «несчастный случай», о котором стараются не упоминать в разговорах, и дают совет «откажись от него и т. д.

И от всего этого жизнь становится похоже на землятресение, когда разрушаются все выстроенные мечты и ожидания, когда остаешься один на один со сложной ситуацией, а душу охватывает ураган различных чувств и эмоций, таких как:

Надежда на лучшее – «Нет – этого не может быть!» И мы хватаем своего ребенка и бежим к одному, потом к другому, потом к третьему доктору, чтобы сделать повторное обследование и услышать: «Вашему ребенку поставили ошибочный диагноз, на самом деле все хорошо!»;

• Ужас и боль, заполняющая нашу душу; отчаяние от которого хочется кричать и крушить со злостью все вокруг;

• Панический страх – «Что теперь будет? Как жить дальше?»

Жалость к себе и обида на весь мир: «Почему Я? Как жить дальше?».

Вот что вспоминают родители детей с ОВЗ о своих первых эмоциях и чувствах, когда они узнали, что их ребенок будет не такой как все другие дети.

3. Практическая часть

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….»

Упражнение «Знакомство»

Упражнение «Шарик в паре»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите после этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?

• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?

Примечание: После ответов участников, можно завершить встречу китайской пословицей «Расскажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне попробовать и я научусь».

Вывод: «На этой встрече, мы попробовали рассказать о себе, услышали других людей; постарались понять, что еще может быть для нас дополнительным ресурсом нашего хорошего состояния как психического, так и психологического и эмоционального. Попытались получить поддержку, понимание, принятие от других людей. До следующей встречи!»

Занятие №2 «Ребенок и право»

Цели:

• осветить правовые аспекты, касающиеся родителей детей с ОВЗ;

• создать благоприятную, безопастную, открытую рабочую обстановку;

• развивать партнерские взаимотношения;

• мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Чтение «Восточной сказки»

Вывод: «Так и в нашей жизни: мы очень часто подолгу акцентрируем свое внима6ие на проблемах, отрицательных чувствах, негативных ситуациях и практически не видим то хорошее, что есть в этих же самых ситуациях»

2. Теоритическая часть

Знакомство с нормативно – правовой базой инклюзивного образования, куда включены Международные, Федеральные законы.

3. Практическая часть

• Упражнение «Броуновское движение»

• Упражнение «Вот он какой»

• Упражнение «Комплимент»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите после этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы бы хотели сказать об этом?

• Что было сегодня для вас самым интересным, полезным, нужным?

Примечание: После ответов участников группы педагог – психолог завершает встречу высказыванием В. Г. Белинского: «Человек страшиться только того, чего не знает; знанием побеждает великий страх»

Занятие №3 «Диагноз ребенка – это приговор или….?»

Цели:

• создание благоприятной, открытой обстановки;

• развитие партнерских взаимоотношений,

• создание ситуаций принятия своего ребенка, сложившейся ситуации, формирование положительного настроя на будущее;

• мотивирование родителей на дальнейшую работу.

Ход занятия

1. Вводная часть. Слово педагога – психолога.

- Поделитесь, пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на встречу?

- Какие чувства мысли возникли после первых двух встреч?

Чтение притчи «о лягушке»

Вывод педагога – психолога: «И в нашей жизни бывает так, что мы оказываемся, казалось бы в безвыходных ситуациях. Близкие люди, родственники, друзья, знакомые стараются нам помочь дают советы, но все безрезультатно. И если нам удается собраться с духом, начать конструктивно действовать, получать первые положительные результаты, то как же бывают удивленны люди, считавшие, что из данной ситуации нет выхода».

2. Теоритическая часть

Просмотр короткометражных фильмов с последующим обменом мнениями и обсуждением.

• Мультфильм «Необычный младший братик» о семье зайцев у которых был зайчонок с ОВЗ.

• Новостной репортаж Т. Клюквенной и Д. Рогоженной о Диане Горячевой и ГБОУ СОШ №480 им. В. В. Талалихина.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства, размышления, вызвали просмотренные фильмы?

2. Какой сюжет понравился больше всего и почему?

3. Какой сюжет вызвал сильные эмоциональные чувства: положительные или негативные, возмущение и т. д.

4. Был ли здесь сюжет, который хотя бы отдаленно или мимолетно вызвал ощущение: «А ведь у меня все также»?

5. Было ли в этих фильмах что-то, что можно позаимствовать для себя?

3. Практическая часть

- Упражнение «Слепой и поводырь»

- Упражнение «Двое с одним мелком»

4. Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

• С каким настроением вы уходите с этой встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?

• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?

Примечание: После ответов участников, можно подвести итог, приведя высказывания М. Тэтчер: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать, ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема, вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки, умения, нужные для достижения успеха, которыми вы вроде бы никогда не обладали».

Занятие №4 «Я сам»

Цели:

• освещение теоритического аспекта понятия «самостоятельность детей»;

• создание благоприятной, безопасной, открытой рабочей обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• мотивирование родителей на дальнейшую работу.

Ход занятия

1. Вводная часть

Чтение притчи «Лев среди овец»

Вывод: Очень часто, мы взрослые опираемся на свой прошлый опыт – формы поведения, чувства и т. д. Мы не всегда можем проанализировать ситуацию «здесь и сейчас», не видим альтернатив поведения. И поэтому так много делаем за своего ребенка, считая, что он еще маленький и никогда этому не научится и не сможет сделать сам. Но при этом в глубине души, мы ждем и надеемся, что – то, что мы так усердно формируем и развиваем, чуму учим своего ребенка – проявиться прямо сейчас вот здесь и т. д.

А не дождавшись результата, начинаем злиться, отчаиваться и снова делать за него. И, так будет до тех пор, пока мы сами не остановим себя и не дадим ребенку возможность увидеть, что он тоже человек. Пусть маленький, пусть со своими особенностями, но человек! Который может делать что – то сам, дай мы ему такую возможность!».

2. Теоретическая часть

- Предлагается ответить на вопрос: «Что я хочу и жду от детского сада по отношению к своему ребенку?»

- Зачитывается письмо одной мамы, в котором она пишет о том, что думает о воспитании ребенка в детском саду.

Вопросы для обсуждения письма:

• Какие чувства вызвало это письмо?

• Что в содержании письма вызвало раздражение и негодование?

• С чем вы согласны в этом письме?

Раздаются памятки «Родителю от ребенка»

3. Практическая часть

• Упражнение «Говорящие вещи»

• Упражнение «Весенний дождь»

4. Рефлексия

• С каким настроением вы уходите с нашей встречи?

• Было ли что то, что не понравилось, и вы хотели бы об этом сказать?

• Что было сегодня самым интересным, нужным, полезным?

Примечание: Завершаем встречу высказыванием Эрнста Легуве: «Цель воспитания – это научить наших детей обходиться без нас»

Занятие №5 «Поиграй со мною мама»

Цели:

• освещение теоритического аспекта игровой деятельности ребенка;

• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

• развитие партнерских взаимоотношений;

• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.

Занятие №6 «Нам тонко чувствовать дано»

Цель: Создание благоприятной, открытой обстановки; создание ситуаций принятия своих чувств в сложившейся ситуации; психолого – педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

Занятие №7 «Где силы взять»

Цели:

• создание благоприятной, открытой обстановки; развитие партнерских взаимоотношений;

• создание ситуации принятия своих чувств в сложившейся ситуации.

• психолого- педагогическая и эмоциональная поддержка родителей.

Занятие №8 «Давайте скажем друг другу «До свидания!»

Цели:

• Завершение работы в группе, анализ проделанной работы и полученных результатов каждым участником группы.

Список используемой литературы

1. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е. А. Виноградова, Е. А. Зуева, А. Г. Нестерова, А. М. Царев; под ред. A.M. Царева. Псков: ПОИПКРО, 2014. 161 с.

2. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л. А. Головчиц: учебное пособие. М. : Логомаг, 2015. 266 с.

3. Емельянова В. В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 3-6.

4. Назаркина С. И. Организация "Службы сопровождения семьи и ребенка" в Пскове / С. И. Назаркина, A.M. Царев, И. М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 28-35.

5. Федотова Л. Е. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в производственно-интеграционных мастерских // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4. С. 46-49

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Проект «Земля — наш общий дом»». Участие родителей детей в работе над проектом. ФотоотчётПроект «Земля — наш общий дом»». Участие родителей детей в работе над проектом. Фотоотчёт «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И. В. Гёте Природа является важным фактором в.

«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей«Что мы Родиной зовем?» Совместный долгосрочный проект детей и родителей группа №10 «Лучики» Проблема : Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём. ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего.

Фотоотчет. Совместная экскурсия, детей и родителей на Выставку старых ёлочных игрушек в Омске «Из прошлого в будущее»Фотоотчет. Совместная экскурсия, детей и родителей на Выставку старых ёлочных игрушек в Омске «Из прошлого в будущее» «Елочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако сказка эта всегда была тесно связана с жизнью,.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Консультация для родителей «Дети — наше будущее» Дети, дети, дети…. Как бы не был занят человек, но если у него есть дети - значит у него есть самые разные заботы, и прежде всего о здоровье.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителейПроект «Моя семья» для детей 2–4 лет и их родителей Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек.

Проект «Здоровая семья — будущее России» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ –БУДУЩЕЕ РОССИИ» Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться.

Статья в районную газету «Мы верим в будущее наших детей»Статья в районную газету «Мы верим в будущее наших детей» Мы верим в будущее наших детей. Дошкольное детство - самое благоприятное время для приобщения детей к современной жизни. Опыт показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «С надеждой в будущее» по сопровождению родителей воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 14:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД