Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

Елена Деушева
Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное Управление образования

Гимназия № 1404 «ГАММА»

Проект по теме самообразования

«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

(проект «Волшебница вода»)

Автор проекта:

Воспитатель ДО

Деушева Е. В.

Содержание

Паспорт проекта

Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации–описание проекта)

Выводы

Конечный продукт

Приложения (таблицы, диаграммы, анкеты, презентация и д. р.)

Библиография

Паспорт проекта

Название проекта

«Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»

(проект «Волшебница вода»)

Ф. И. О. автора: Деушева Е. В.

Тип проекта: познавательно-творческий

 

Проблема исследования:

Недостаточная сформированность познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

 Гипотеза:

Если в образовательный процесс внедрить методы и приемы проектной деятельности, то это позволит сформировать навыки познавательно- исследовательской деятельности у детей

Цель:

 Изучить и применить на практике различные виды познавательно-исследовательской деятельности.

Конечный продукт:

Сборник конспектов

Памятки для родителей

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс в средней группе дошкольного отделения

Предмет исследования:

 Методы и формы познавательно-исследовательской деятельности

Оборудование:

Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, информация от родителей и других заинтересованных лиц, компьютерное оборудование и фотооборудование

Введение

Самые глубокие и прочные знания – это знания, полученные самостоятельно, в результате исследовательского поиска. Чтобы личность маленького человека гармонично развивалась, важно научить ребенка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески.

Актуальность темы

«Что я слышу — забываю.

Что я вижу — я помню.

Что я делаю - я понимаю».

Конфуций.

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

На примере проекта «Волшебница вода» проведена работа по развитию у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику среды обитания.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд) .

Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Для изучения свойств воды мы провели с детьми опыты-занятия: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха. Дети наглядно убедились в данных свойствах.

Дети проявляют элементарную любознательность, задают вопросы, высказывают свои суждения о воде, с радостью ухаживают за животными, растениями в детском саду и дома. Проявляют заинтересованность к воде, как источнику жизни живых организмов. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться.

Дети проявляют положительное отношение к такому объекту неживой природы, как вода. Осознают "для чего мы используем воду", "почему надо беречь воду", интересуются "для чего нужна вода всем на Земле". Замечают нарушение правил поведения в природе.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили выставку поделок на тему «Вода в природе», в которой были представлены детские работы.

Мы предположили, что

без воды нельзя прожить.

не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Предполагаемый результат

Проект «Волшебница вода» позволит сформировать у детей начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут проводить практические опыты с водой, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения).

Основная часть

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

  Отображение цели и зад проекта.

2) Реализация проекта:

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

а) Занятия по исследовательской деятельности (в рамках проекта «Волшебница вода»)

б) Связь с другими видами деятельности:

Игровая

Продуктивная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Художественная (рисование, лепка, аппликация)

в) Совместная работа с родителями (фотовыставка «Отдых у воды»)

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Познавательное развитие

предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной

мотивации

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребёнка– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, это одно из направлений «Познавательного развития» детей дошкольного возраста, которое направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития .

Формирование элементарных математических представлений

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Формирование целостной картины мира

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». В. Н. Сухомлинский.

Выводы

Проект позволил детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех сторон.

В результате организации детского экспериментирования, у детей развилась познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах; состояниях и значении для всего живого на Земле.

У детей развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Библиография

Алешина Н. А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Вахрушев А. А. «Здравствуй, Мир!»

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду

Осокина Т. И. «Игры и развлечения в детском саду.»

Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду.»

Ушакова О. С. «Знакомьте детей с литературой.»

Ушакова О. С. «Придумай слово.»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ГИМНАЗИЯ «ГАММА»№1404 107076 Г. МОСКВА,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 23:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
30 января. День парашюта на МААМ

Если уж самолёт падает, то лётчику крупно не повезло. И поделать с этим ничего нельзя. Так думали люди в начале ХХ века, на заре эры авиации. Но так думали не все. 38-летний энтузиаст Глеб Котельников в...

30 января. Международный день круассана

За право называться родиной круассана борются Франция, Польша и Австрия. У каждой из претенденток своя версия происхождения этой сдобной выпечки. Хотя для спора нет никаких оснований — булочка в виде...

Дидактическое пособие «Разноцветные мышки»
Когда мой младший сыночек был совсем маленький, ему очень нравился развивающий мультфильм "Кошки - мышки" Алисы Самбурской. И я решила изготовить этих самых...
Консультация для воспитателей по теме: [h3] Роль театрализованной деятельности в...
Консультация для воспитателей по теме: «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии старших дошкольников». Проблема игры как...
Выступление и презентация на городском методическом объединении
1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции будущего 2 слайд В развитии ребенка с ограниченными возможностями...