Люция Аглямзянова
Проект «Самодельная кукла в жизни современного ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Самодельная кукла в жизни современного ребенка».
Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал».
Народная мудрость.
Актуальность проекта.
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Публикация «Проект „Самодельная кукла в жизни современного ребёнка“» размещена в разделах
Почему я выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Самодельная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образование. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность.
Возрастные рамки
проект предназначен для детей старшей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям.
Цель проекта
- формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
- создание своей коллекции (мини- музея) самодельных кукол.
Задачи проекта
- познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обереговые, обрядовые);
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла- закрутка, оберег, безликая кукла, рукодельница);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбие.
Дальнейшее развитие проекта :
-использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:
-участие в конкурсах, выставках, акциях;
-публикации.
Этапы проекта
1этап- подготовительный или организационный.
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту.
2 этап – основной, совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Проводились мероприятия направленные на развитие интереса детей к самодельной кукле, мероприятия реализуются в соответствии с тематикой и сроками разработанными в перспективно - тематическом планировании.
3 этап -заключительный.
Выставка самодельных кукол.
Оформление мини- музея самодельной куклы.
Результаты работы над проектом
По результатам работы проекта «Самодельная кукла в жизни современного ребенка» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц. Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус. Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России. В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, в работе над проектом были задействованы родители детей группы, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по проблеме, пополнилась и обновилась предметно развивающей среда группы.