Проект «Семейные традиции»

Лариса Крошкина
Проект «Семейные традиции»

Актуальность:

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Ребёнок делает самостоятельные открытия. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, направленные на тесное взаимодействие детского сада и семьи, необходимость их решения определили тему проекта по развитию семейных традиций «Семейные традиции – культурное наследие».

Проблема:

существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

Новизна:

Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Практическая значимость результатов:

Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по развитию семейных традиций будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.

Цель проекта:

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

- Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.

- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.

- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.

Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Участники проекта:

- Дети старшей группы;

- Родители;

- Воспитатели старшей группы детского сада.

Формы работы с участниками проекта.

С детьми:

Организованная образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.

Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.

Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;

Семейные развлечения, конкурсы, праздники.

С родителями:

Наглядная информация (папки-передвижки, стендовая информация, информация на сайте детского сада);

Беседы и консультации;

Родительское собрание в рамках реализации проекта: «Роль семьи в воспитании детей»,

Анкетирование: «Семейные традиции – основа семейного благополучия».

Развлечения и праздники в ДОУ с участием родителей: «Как хорошо, что есть на свете мама»; «Рождественские посиделки»; «Слава Армии родной»; «Мир, в котором живут дети»; мастер – класс «Светлый праздник пасхи»; «Когда мы вместе, душа на месте».

Участие родителей в фотовыставке «Я и моя семья»;

Семейная копилка «Расскажи о семейных традициях», «Моё любимое занятие».

Предположительные результаты:

Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.

Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Оснащение предметно - развивающей среды в группе.

Создание мини – музея семейных традиций.

Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

Сроки реализации проекта:

- Проект планируется к реализации в рамках 2016-2017 учебного года.

- Сроки проведения НОД, праздников, различных мероприятий согласно составленному календарно-тематическому плану.

Вид проекта:

долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.

План реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Срок - сентябрь – октябрь 2016 года

Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных традициях.

1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап - Реализация проекта

Срок: Октябрь 2016 год - апрель 2017 год

Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической, социально – коммуникативной, познавательной направленности.

1. ООД с детьми на темы:

«Приходите в гости к нам»;

«В семейном кругу»;

«Моё имя»;

«Кем я могу гордиться в моей семье»;

2. Экскурсия совместно с детьми и родителями

3. Семейные праздники и развлечения:

«Осень, осень, в гости просим»;

«Как хорошо, что есть на свете мама»

«Новый год у ворот»

«Рождественские посиделки»;

«Мы – единая команда»;

«Слава Армии родной»;

«Встречаем весну»;

«Мир, в котором живут дети»;

«Подари улыбку ветерану»;

«Возьмёмся за руки, друзья».

Итоговое мероприятие: «Когда мы вместе, душа на месте»

4. Консультации для родителей на темы:

«Семейные традиции и праздники»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«Спой мне песню на ночь, мама».

«День рождения – только раз в году»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

5. Мастер-класс для родителей по теме: «Светлый праздник пасхи».

6. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

7. Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»

8. Конкурс «Самая читающая семья».

9. Конкурсы, выставки детских рисунков и поделок с детьми и родителями по темам:

«Осень золотая»

«Игрушки сквозь щёлку увидели ёлку»;

«Мир за моим окном»;

«Сажусь я с книжкой на тахту. Читаю книгу и расту»;

«Я прививок не боюсь»;

«Я и моя семья».

10. Фотовыставка «Я и моя семья».

III этап - заключительный.

Срок: апрель - май 2017 года.

Задача проекта: Систематизировать и представить опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада. Оценка результатов реализации проекта.

После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность проекта:

Дети знают:

имена дедушек, бабушек;

профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

прошлое своей семьи;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

могут составить рассказ о членах своей семьи;

пополнили словарный запас (традиция, обряд, и т. д.);

приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

у них развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;

укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;

уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

научились хранить и чтить свои семейные традиции;

знают свою родословную, минимум до третьего колена;

знают, откуда произошли их фамилии;

знают народные песни, поют их на семейных праздниках;

научились организовывать семейные праздники;

создают видеоархив семейных праздников и традиций;

собирают копилку семейных реликвий.

Педагоги группы:

расширили знания о народных праздниках, их происхождении;

пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

разработали планы ООД, бесед для детей, консультации для родителей;

пополняют словарный запас детей;

лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создают копилку семейных праздников;

уважительно относятся к семейным реликвиям, интересуются традициям семьи.

Практический выход

1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;

2. Сценарии праздников;

3. Конспекты сообщений и консультаций;

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

Педагогический проект в ДОУ Семейные традиции — любимое блюдо моей семьи Педагогический проект в ДОУ «Семейные традиции – любимое блюдо моей семьи» Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» ГБДОУ комбинированного вида Детский сад № 39 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Проект «Моя семья и семейные традиции» Семья-любви.

Проект «Семейные традиции народов Поволжья» Название проекта:«Семейные традиции народов Поволжья» Тип проекта: Информационно – практический Возраст детей: 5 – 6 лет Продолжительность.

Проект «Семейные традиции» (подготовительная общеразвивающая группа) Проект «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ» Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения №19 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

Проектная деятельность «Семейные традиции» Добрый вечер! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Узнать тему нашей встречи мы сможем только тогда, когда разгадаем небольшой кроссворд.

Родительское собрание «Семейные традиции» Родительское собрание на тему: "Семейные традиции" /Средняя группа/ Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей;.

Родительское собрание «Семейные традиции» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.

Семейные народные традицииСемейные народные традиции В нашей семье очень любят народные праздники. Один из них- Коляда. Это один из старейших славянских праздников соединившийся с Рождеством.

Семейные традиции в воспитании дошкольников «Семейные традиции помогают нам определить, что мы есть. Они дают что – то устойчивое, надежное и безопасное в запутанном мире…» Сьюжан.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проект «Семейные традиции»
Опубликовано: 23 октября 2016 в 15:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....
План декады в первой ясельной группе «Народная игрушка»
Тема: «Народная игрушка», «В гости к нам пришли матрешки» Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек ( матрешек, неваляшек и т. д)...
Оформление ДОУ к юбилею
Юбилей детского сада это, несомненно, большое событие как для учреждения, так и для сотрудников. При подготовке этого мероприятия большую часть моего...