светлана писарева
Проект: «Сенсорика — волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем детстве.
Публикация «Проект: „Сенсорика — волшебный мир“» размещена в разделах
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.
Согласно психолого - педагогических требований к созданию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования: учитываются
«. психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования, учитывать контактные и дистантные ощущения».
Современный ребенок испытывает недостаток слуховых, обонятельных и тактильных ощущений воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного центра.
Сенсорный центр используется в воспитательно-образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
К основным требованиям развивающей среды, в том числе и организации сенсорного центра согласно ФГОС ДО относят:
• доступность
• безопасность
• трансформируемость
• вариативность
• содержательность (разнообразие объектов).
В свете новых требований, социального заказа родителей и особого интереса воспитателей к данному направлению возникла необходимость обратить внимание на организацию сенсорного центра.
Проблема: необходимость совершенствования развивающей предметно – пространственной среды группы по сенсорному развитию.
Цель: создать условия активного взаимодействия с родителями по организации сенсорного центра в группе для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Совершенствовать условия для формирования восприятия как главной ступени познания окружающей действительности;
• Создать дополнительные игры, панно;
• Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; активно включать родителей в организационный процесс.
Сроки реализации: с марта по апрель 2015г.
Участники: воспитатели, дети, родители Ожидаемый результат:
• повысится уровень детей по развитию восприятия и формированию
представлений о внешних свойствах предметов;
• активизируется речь детей, что послужит залогом успешного развития на ступени младшего дошкольного возраста и будет иметь большое значение для дальнейшего развития;
• сенсорный центр станет адаптированным вариантом сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Риски:
• Трудность привлечения родителей.
• Слабая материальная база.
Предупреждение рисков: опора на помощь родительского комитета.
«Сенсорная панель деревянная»
Дети любят дергать за веревочки. На этой панели они находят одинаковые предметы (зрительное восприятие). Приятная на ощупь поверхность предназначена для развития тактильной чувствительности. На ней расположены разные подвижные блоки.
«Сенсорная панель»
Предназначена для развития тактильной чувствительности. К ней приклеены различные по текстуре поверхности: мягкие и твердые, шершавые и гладкие (ковровые покрытия, губки, камешки, ракушки, фасоль, пробки др.). Занятия могут проводиться индивидуально или с двумя детьми.
«Сенсорный коврик»
«Сенсорный коврик» - замечательная игрушка, дающая простор для манипулирования маленькими ручками, тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, память, мышление, моторику рук, речь. Занимаясь с ковриком, ребенок освоит навыки сюжетно-ролевой игры и расширит свои представления об окружающем мире. Данный коврик позволяет проводить с детьми игру на изучение цветов и геометрических форм. Сенсорный коврик представляет собой большое сюжетное полотно с липучками, пуговицами, шнурками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей с разной фактурой. Используя коврик и дополнительные детали можно придумать сказки, играть в сюжетно-ролевые игры.
КОНСПЕКТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
«Узоры»
Цель: развивать мелкую моторику рук и учить складывать узоры по цвету,используя узор-задание.
Оборудование: кубики разного цвета, узоры-задания, игрушка заяц, разноцветные маленькие машинки: красная, желтая, белая, синяя.
Ход:
Воспитатель (показывает зайца). Зайчику на день рождения подарили красную коробочку, в которой лежат вот такие красивые кубики (рассматривают кубики). Правда, красивые кубики? А как с ними играть, Зайка не знает. Он просит, чтобы мы с вами ему показали (воспитатель раздает по 4 кубика каждому ребенку) .
• Сейчас, Зайка, мы что-нибудь придумаем. Ну вот, например, из этих кубиков можно построить поезд. Вот я аккуратно, приставляю кубик к кубику, построю поезд.
• Красивый у меня получился поезд? Какого он цвета?
- А как вы думаете, что еще можно построить из этих кубиков? (дорожку, машины и так далее).
Воспитатель: Вот Зайка, видишь, какие хорошие кубики тебе подарили. Сейчас ребятки тебе покажут, как нужно построить дорожки (раздает детям узоры дорожки). Дети строят дорожки, обыгрывая с помощью машинок.
Воспитатель: Какая машинка поедет по красной дорожке? А по синей?
• Давайте, Зайке, дадим поиграть, поблагодарим его и пригласим еще раз прийти в гости.
Развивающая игра «Морское путешествие»
Цель: обогащение сенсорного опыта детей.
Задачи:
1. Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
2. Умение обследовать предметы, выделяя цвет, величину, фактуру;
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: морской песок, ракушки, камешки, компас, рисунки с изображением корабля.
Ход:
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на ост ров, где живут одни обезьяны. Хотите? А что нам нужно с собой взять, чтобы не заблудиться в морских просторах? Правильно, бинокль и компас. Проходите на корабль, занимайте свои места.
- Дети, а вы знаете, как шумит море? Давайте послушаем. А как пахнет? Ну, вот мы и приплыли, выходите.
- А кто это сидит на пальме? Обезьянка! Ой, обезьянка утащила наш компас. Ребятки нам обязательно нужно его отыскать, чтобы вернуться обратно в детский сад.
- Наверно, обезьянка закопала компас в песок. Давайте пересыплем песок в чашечки, может быть найдем. Не нашли. А может быть обезьянка, спрятала его в камни. Нужно разобрать камни по размеру. И здесь нет! Ну, наверно компас в ракушках. Давайте выложим из ракушек наши кораблики. И в ракушках нет!
- Ой, ребятки смотрите, да вот же он на пальме! Ну и озорница обезьянка! Отдай, пожалуйста, компас, нам пора возвращаться в детский сад. Ребятки, а обезьянка говорит, что без стихотворения она нам компас не отдаст. Расскажем?
На корабле из дальних стран
Плывет отважный капитан
Из тесной рубки, у штурвала
В бинокль видел он не мало.
- До свидания, обезьянка! На этом наше путешествие подошло к концу. А в следующий раз мы с вами отправимся в путешествие на воздушном ша ре.
«Волшебные шарики»
Цель: развивать тактильные ощущения, учить выделять свойства ваты (белая, пушистая, легкая, мягкая) и познакомить с действиями (дуть, бросать, сминать).
Материал: вата
Ход:
В группу входит Снеговик и в руках несет вату.
Снеговик: Здравствуйте! скучно на улице одному, а у вас весело. Можно я с вами пои граю.
Воспитатель: Снеговик, а что это у тебя такое?
Снеговик: Это у меня вата - белая, как снег.
Воспитатель: Расскажи нам - как с ней играть?
Снеговик: Потрогайте, какая она мягкая (дети трогают, мнут). А вы заметили, какая она легкая? (сдувает кусочек с ладони).
Воспитатель: А что же мы будем из ваты делать?
Снеговик: Из ваты можно сделать шарик. Покатать между ладонями - вот так.
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть с ватой?
Под музыкальное сопровождение дети обследуют кусочки ваты, делают шарики, катают шарики между ладонями, играют ими.
Воспитатель: Как много шариков получилось? (кладет шарик на голову и пытается удержать при ходьбе, восклицает радостно). Он не падает!
Снеговик: (кладет шарик на нос, пытается удержаться, но падает. Дети повторяют за взрослыми.
Снеговик: (снимает с головы ведро) А еще можно комочки в ведро бросать.
Дети подходят и бросают.
Снеговик: Пора мне с вами прощаться. Я к вам еще в гости приду поиграть, можно?