Лучший педагог года

Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» в рамках проекта «Шедевры мировой живописи — дошкольникам в село»

Светлана Стрельникова
Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» в рамках проекта «Шедевры мировой живописи — дошкольникам в село»

Цель: Повышение художественно-творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображенных на картинах.

Репродукции картин: К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В. М. Васнецов «Богатыри», В. М. Васнецов «Гусляры», В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В. М. Васнецов «Аленушка», М. А. Врубель «Царевна – лебедь»

Словарь: Колорит, сказочно-былинный жанр, передний и задний план, образ.

Оборудование и материалы: музыкальный центр, мольберты для картин, драпировки из ткани, мультимедия, презентация с картинами.

Публикация «Конспект занятия-экскурсии „В мире сказок и былин“ в рамках проекта „Шедевры мировой живописи — дошкольникам в село“» размещена в разделах

Ход занятия – экскурсии «В мире сказок и былин».

1. Помещение делиться на галерейную зону с посадочными местами для детей и игровую зону, на экране синий квадрат. Дети садятся лицом к экрану.

Ребята, как вы думаете,что скрыто под тканью? (отв. Детей)

«Картина» открываю ткань на картинке

2 слайд – Картина Константина Егоровича Маковского «На попечении у бабушки».

Затем следует беседа с использованием следующих вопросов:

- Кто изображен на живописном произведении? Где находятся эти люди? Кто из них младше всех? Кто из них старше всех? Кем они друг другу приходятся? Что делает бабушка? Что делают дети?

Воспитатель: Обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре, изображена прекрасная сказочная героиня – птица с головой девушки, птица Феникс. Одежда детей отличается от современной: на мальчике – рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором; одна из девочек в короне. Бабушка одета в яркий халат, на голове кокошник – головной убор, в ее руках нет книги: это значит, что сказку она знает наизусть.

Сегодня занятие- экскурсия называется «В мире сказок и былин». Ребята, что изображено на следующих произведениях. Выслушав ответы, проходят в галерейную зону, рассматривая репродукции,вспоминают русские сказки и былины.

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» Полотно художника Васнецова относится к сказочно-былинному жанру живописи. На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – знаменитые герои народных былин.

Слово былина означает то, что было на самом деле. Вот и образ Ильи Муромца написан художником с реального человека, который известен как защитник земли Русской и славится ратными подвигами.

Могучий воин восседающий на мощном коне. С массивной металлической цепью вместо упряжки. Зоркий взгляд, острое копье, крепкий щит говорят о его готовности ринуться в бой.

Не отстанут от него и два других богатыря. По правую руку от Ильи Муромца на белом коне сидит Добрыня Никитич. И хотя по народным преданиям с ним связано много чудес: заговоренная броня на его плечах, волшебный меч-кладенец, был он все же человеком образованным и мужественным, славился умом своим да грамотными речами, и в бою смел, и на пиру весел. Таким и изобразил его В. М. Васнецов – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, решительно вынимающим меч из ножен.

Слева от Ильи Муромца на коричневом скакуне – Алеша Попович, сын ростовского священника. По сравнению с другими богатырями он более хрупкого телосложения, брал в сражении не силой, а смекалкой да хитростью. В руках Алеша держит лук со стрелами, к его седлу прикреплены гусли (струнный музыкальный инструмент). Когда богатыри

останавливались, для того чтобы отдохнуть, Алеша играл им свои замечательные мелодии.

В те далекие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа, под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, умеющего играть на гуслях, называли гусляром.

Педагог открывает картину В. М. Васнецова «Гусляры». Сюжет ее навеян сказкой Александра Николаевича Островского «Снегурочка» и повествует о певцах и рассказчиках, живущих в Древней Руси.

В центре композиции – трое гусляров: светловолосый юноша, мужчина постарше и старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук старательно перебирают струны, а из уст гусляров льется песнь. Позади них – полукруглый оконный проем без стекла. Несложно представить, как разливается по просторам величавый напев гусляров. Воспитатель включает фрагмент песни «Что не три горы», ребята видите, как музыка помогает услышать картину, а картина – увидеть музыку.

дидактическая игра «Испорченный телефон».

Ребята встаньте в круг. Педагог называет рядом стоящему ребенку на ухо имя сказочного героя. Сказанное слово передается по цепочке таким образом, чтобы его не слышали другие игроки. Как только слово доходит до педагога, его озвучивают. Игра считается оконченной в том случае, если слово не изменилось.

По окончании дети возвращаются в галерейную зону и продолжают просмотр картин.

Полотно Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». В основу сюжета легла русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Художник показывает зрителю напряженный момент, когда Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от погони. Их спаситель – огромных размеров волк. Он, не зная усталости, одним махом перескакивая через топкое болото, вырывается из непроходимого леса. Мощные стволы вековых дубов остаются позади сказочных героев.

Для передачи состояния опасности преследования В. М. Васнецов использовал в изображении деревьев и болота краски темных тонов, а ощущение светлых чувств и веры в счастливый финал художник передал светлой гаммой, выделив фигуры Ивана-царевича, Елены Прекрасной и поместив на передний план цветущую яблоню.

Образы главных героев отражают эмоциональный настрой и сказочность сюжета. На Елене – шелковое платье бирюзового цвета, головной убор украшен драгоценными камнями. На ее лице видна усталость от долгой дороги, ее поза указывает на доверительное отношение к царевичу. Иван одет в кафтан, расшитый золотом, на голове – шапка с меховой опушкой, через плечо меч. Его зоркий взгляд устремлен вдаль, руки крепко обнимают девушку; всем своим видом он показывает, что несет ответственность за происходящее.

Далее педагог предлагает рассмотреть картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» и Михаила Александровича Врубеля «Царевна-лебедь» в сравнении. Вопросы детям: чем произведения похожи? Чем отличаются? При сравнении двух полотен рекомендуется подводить ребят к выявлению, наряду с другими, таких признаков различий, как цветовая гамма, композиция, и сходства – настроение, природа. Выслушав высказывание детей, педагог рассказывает о картинах.

Полотно «Аленушка» написано по сюжету русской народной сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает зрителя своей простой красотой. В грустных глазах можно прочитать всю глубину ее переживаний: печаль и одновременно с этим мечты о счастливом времени, которое когда-нибудь наступит, девичьи грезы и тоску по брату. Общее настроение картины – глубокой печали – усиливают образы природы. Позднее лето. Ровная гладь темного озера, зеленый камыш, серые камни, словно дорожка в воду, спокойно стоящие молодые осины и сосны с заметно отросшими за лето верхушками. На первый взгляд кажется, что в картине нет не звука, ни движения, но стоит присмотреться, как взору предстает плавное движение опавших листьев по воде, а слух улавливает щебет ласточек, сидящих на ветке.

В основу картины «Царевна-Лебедь» Михаила Александровича Врубеля положен сценический образ героини оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее перламутровое оперение, серебряное кружево и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Ее одеяние-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари. Вокруг шумит море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяются в ней. Она устремилась вдаль, и только поворот головы, прощальный взгляд прекрасной Лебеди говорит о ее желании остаться – остаться человеком.

Итог. Ребята подойдите к репродукциям ближе и детально их просмотрите - Героев каких сказок вы бы могли нарисовать?

Публикации по теме:

Детско-взрослое событие «В гостях у сказки» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае»Детско-взрослое событие «В гостях у сказки» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Семейный вечер «В гостях у сказки» Цель:Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству города Каменки Пензенской области. Задачи:.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «В мире сказок» Конспект Совместной продуктивной деятельности в подготовительной группе «В мире сказок»Здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии,.

Конспект занятия для средней группы «В мире сказок» Программные задачи: Образовательные задачи Уметь строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем. Учить узнавать.

Конспект занятия по рисованию тычком на тему «Медведь» в рамках проекта «Путешествие по земному шару»Конспект занятия по рисованию тычком на тему «Медведь» в рамках проекта «Путешествие по земному шару» Конспект НОД по рисованию в технике «тычок» жесткой кистью в средней группе «Косолапый мишка» Цель: Формировать представление о диких животных,.

Мастер-класс «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках проекта «По дорогам сказок» .

Паспорт проекта «В мире сказок Г. Х. Андерсена»Паспорт проекта «В мире сказок Г. Х. Андерсена» Паспорт проекта Автор: Мокрушина Наталья Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Московского района Тема: «В мире сказок Г. Х. Андерсена».

Конспект занятия в рамках проекта «Кошка»Конспект занятия в рамках проекта «Кошка» .

Конспект занятия «Весна» в средней группе в рамках проекта «Птицы прилетели!»Конспект занятия «Весна» в средней группе в рамках проекта «Птицы прилетели!» Цель: Формировать у детей умение отвечать на вопросы полным ответом. Закрепить признаки весны. Отвечать на вопросы, применяя прилагательные.

Конспект занятия «Прогноз погоды для Лунтика и его друзей» в рамках проекта «Юные метеорологи»Конспект занятия «Прогноз погоды для Лунтика и его друзей» в рамках проекта «Юные метеорологи» Тема (проект, событие): ___ «Прогноз погоды» ___ Возрастная группа: ___Средняя__ Форма НОД ___интегрированная деятельность___ Форма.

Тематическая неделя в рамках проекта «Мир сказок В. Г. Сутеева» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю – 18.03.-22.03.) Тема недели: "Мир сказок В. Г. Сутеева" Цель: познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» в рамках проекта «Шедевры мировой живописи — дошкольникам в село»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД