МААМ-картинки

Проект «Слово в ладошке»

Лариса Шевелева
Проект «Слово в ладошке»

Проект «Слово в ладошке»

Вид: Проблемно-исследовательская деятельность.

Период: Долгосрочный.

Цель: Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия и мелкой моторики для всесторонней подготовки к успешному обучению в школе.

Задачи:

1. Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

2. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

3. Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.

Публикация «Проект „Слово в ладошке“» размещена в разделах

4. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенство­вания способов и средств речевого образовательного процесса.

5. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

6. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.

7. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

8. Развивать мелкую моторику.

Участники проекта :

- учитель-логопед, воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители.

Сроки проведения:

- Сентябрь - май / 2018 - 2019 учебный год

Этапы реализации:

I подготовительный – сентябрь 2018 уч. г. ;

II основной – октябрь – апрель 2018 – 2019 уч. г. ;

III заключительный – май 2019 уч. г.

Результаты:

1. Сформировать у детей умения соотносить фонематический слух и восприятие, лек­сико-грамматический строй речи, прост­ранственную ориентацию.

2. Обозначить согласованную работу педагогов и родителей, детей по предупреждению дисграфии и дислексии.

Пояснительная записка:

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровож­даемые фразами, благотворно действуют на развитие детей.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нерв­ной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помо­гают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, сни­мают умственную усталость. Они способны улучшить произно­шение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.

Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находит­ся на кончиках его пальцев».

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пи­ шет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития че­ловечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; осо­бенно велика здесь была роль руки. развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть ру­ки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре боль­ших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря разви­тию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человече­ского тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начи­нать с самого раннего детства.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляци­онного аппарата.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения, скорость переключе­ния с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизно­шения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смеши­вают, заменяют или искажают звуки: не различают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные; умеют правильно произ­носить, но не могут осуществить правильный выбор звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффектив­ной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Спо­собствует не только развитию мелкой моторики руки, но и луч­шей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Такая деятельность влияет на развитие артикуляционной мо­торики (сопряженная гимнастика, формирование фонематиче­ского восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.

Проект «Слово в ладошке»

Сентябрь

Задача:

Формировать речевые реакции на основе тренированности пальцев.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Покажи звук» :

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук соответствующих развитию артикуляционного аппарата.

Задача: Сформировать у детей умения использовать в речевой деятельности элементы биоэнергопластики.

Содержание: Определить заданный звук в картинке, показать его артикуляцию, положение языка тонкими движениями пальцев.

2. Тренинг для родителей на тему «Звукопроизношение» / старший возраст.

3. Собрание для родителей на тему «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей».

4. Консультация для воспитателей на тему «Сопряженная гимнастика».

Октябрь

Задача:

Сформировать у детей умение соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

Содержание:

1. Игра-тест «На что похоже буква!» :

Цель: Сформировать у детей графическое знание букв и звучание звука.

Задача: Формировать у детей навык подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

Содержание: Определить, как выглядит буква, на что похожа; как правильно действовать, чтобы ее написать, какие предметы на нее похожи;

2. Игра-тест «Где спряталась буква!

Цель: Развивать у детей способность соотносить графическое – печатное и прописное виденье буквы.

Задача: Формировать у детей знание, что звук не меняется от печатного или прописного вида буквы.

Содержание: Находить в рисунке заданный звук – букву / прописную или печатную, уметь определять по первому звуку в слове, какую букву надо искать; сопоставлять, что разные предметы в окружающем мире сходны по виду с буквами.

3. Тренинг для воспитателей на тему: «Игровые методы и приемы правильного звукопроизношения».

Ноябрь /

Задача:

1. Развивать у детей способность соединять тонкие движение пальцев в соответствии с артикуляционными упражнениями.

2. Включить взрослых в непрерывный процесс совершенство­вания способов и средств речевого образовательного процесса.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Пальчиковая азбука» :

Цель: Развитие точных движений пальцев рук.

Задача: Сформировать у детей умения составлять буквы с помощью пальцев рук и всей ладони.

Содержание: Ребенок произносит букву, объясняет, как она выглядит, из каких частей состоит, на что похожа, как ее можно сложить, / показать / из пальцев рук и ладоней.

* игру можно проводить в виде соревнования: ребята, чьи имена начинаются на одну букву, показывают, как они сложили букву; чья буква больше похожа на букву из азбуки;

* сопряженная гимнастика: познакомить ребят с пальчиковой азбукой;

2. Игра-конкурс «Моя буква краше» :

Содержание: Родители вместе с детьми изготавливают буквы имени ребенка из разного материала, формы, «образа» : что похоже на букву, какие предметы начинаются с этой буквы.

Декабрь /

Задача:

1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

Содержание:

1. Игра-тренинг «Конструктор букв» :

Цель: Способствовать развитию у детей пространственной ориентации, а также чувство пропорциональности и симметрии.

Задача: В процессе работы с конст­руктором букв сформировать у детей умения запоминать буквы и чет­ко их различать.

Содержание: Дети создают элементы букв – конструктор / палочки-линии, кружки. Из элементов конструктора складывают буквы, отмечают схожие элементы букв. Дошкольник должен постоянно сравнивать полученное начертание с образцом. Во время игры в этот конструктор ребенок находится в активной позиции, раскрываются его творческие способности.

* игра «Волшебные превращения» :

- когда одна буква превращается в другую : Т — Г, Б — Ь, Б — В, В — Ь, В — 3, А — Л, А — Д, П— Н, Д— П, К— Ж, И-Н,Д- М, Р- Ь, С- О - простые превращения; трудные (Ж — Ф, К — Б, М— Ш.

- посчитать: сколько букв сдела­ется из А, Б и т. д.

- предложить составить буквы X, С, Ж: из палочек или из полуовалов;

- составлять большие и маленькие буквы, но при этом пропорции букв должны сохраняться правильно.

2. Тренинг для родителей на тему «Конструктор букв» :

Цель: Сформировать у взрослых умения выпол­нять задания по реконструированию букв.

Январь /

Задача:

1. Сформировать систему игровых занятий-тренингов для акти­визации творческой и речевой деятельности детей.

2. Сформировать систему речевых и педагогических семинаров, тренингов, консультаций для взрослых.

Содержание:

1. Игра-занятие «Сказка о гласных звуках» :

Цель: Корректировать умения детей соотносить звуковой образ с символами.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса и цветовой гаммы.

2. Помочь детям усвоить, какие гласные способствуют смягчению согласных звуков.

Содержание: В добуквенный период у младших дошкольников игры с пальчиками и символами звуков формируют навыки звукового анализа, облегчают фонематическое восприятие. Работа ведется систематически, с постепенным усложнением. В игре можно предложить использовать в работе над усвоением гласных, обозначающих твердость или мягкость согласных звуков, карточки с пальчиковой гимнастикой и изображением предметов.

*игра-упражнение «Травка» - способствовать умению детей сложить символы «веселых гласных», способствующих смягчению согласных звуков.

*игра-упражнение «Топаз» - символы «грустных гласных», придающих твердость согласным звукам.

*игра-упражнение «Домики гласных» - учить детей зрительной дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости, запоминанию гласных, которые обозначают твердость и мягкость предыдущего согласного.

*игра-упражнение «Буквы – символы» - соединение работы рук / буквы из пальчиков и «Конструктор букв».

2. Игра-тренинг для родителей «Домики» - работа с карточками-символами.

Февраль /

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Многоэтажные домики» :

Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.

2. Помочь детям овладеть умением по последующей гласной после согласной определять твердость и мягкость согласных.

Содержание:

- Гласный звук песенку поет,

В гости согласные звуки зовет.

Все звуки за руки взялись,

В слоги-песенки слились.

- Дети собираются парами, получают картинку. Определяют гласную после первой согласной, по ее звучанию решают, в каком домике поселиться это слово. В домике для грустных или веселых гласных звуков. Один ребенок из пары определяет гласную – ее этаж находит по символу, второй ребенок его проверяет. Ключ к проверке: буквы напротив символов, открываются, когда все картинки разобраны.

2. Игра-тренинг «Слово в слове» :

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Задача:

1. Развивать звуко-буквенный анализ слова.

2. Развивать зрительное внимание и умение работать со схемой.

Содержание:

* «Шесть ос» - Дети проводят звуко-буквенный анализ слова «оса». Детям читается задание-загадка и предлагается схема слова, в котором вписано слово «оса»; буквы находятся на определенных местах так, что бы при добавлении нужных букв из отгадки получилось новое слово.

3. Игра-тест для родителей «Пять уток» / аналог игры «Шесть ос».

Март /

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Звуковой паровоз» :

Цель: Корректировать умения детей проводить звуковой анализ слова.

Задача:

1. Формировать умения детей проводить звуковой анализ на основе голоса.

2. Развивать у детей умения проводить звуковой анализ слова : согласные – звонкие, глухие - мягкие, твердые.

3. Развивать умения детей работать с цветными карточками – символами звуков-букв.

Содержание: Дети получают картинку – билет, по первому согласному звуку должны определить свое место в поезде. Поезд: паровоз, 1 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 2 – вагон: 1 - знак – / карточка с колокольчиком – согласный звонкий звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком; 3 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с синим кругом, гласная, придающая твердость согласным звуком; 4 – вагон: 1 - знак – / карточка с перечеркнутым ухом – согласный глухой звук, 2- знак / карточка красного цвета с зеленым кругом, гласная, придающая мягкость согласным звуком.

2. Игра-тест для родителей «Путешествие» :

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Задача: Способствовать совместной деятельности взрослых и детей, формировать умения определять и объяснять свой выбор, действия.

Апрель

Задача:

1. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Содержание:

1. Игра-занятие «Ребусы» :

Цель: Развивать речевые и творческие способности детей.

Задачи:

1. Развивать конструкторские способности детей.

2. Формировать умения детей образовывать слова на основе слова путем прибавления гласного / согласного слова в начале или в конце слова.

3. Способствовать умению детей проводить слоговой анализ слов.

4. Активизация мышления, восприятия, внимания у детей.

Содержание: 1-й вариант: детям предлагается решить ребус, картинка + буква (она может стоять перед или после картинки); дети произносят слова, соединяют с буквой, производят слияние; на обратной стороне карточки – задуманное слово;

2-й вариант: детям предлагается картинка и образованное слово : детям необходимо в обратном порядке определить: какую букву добавили, место этой буквы в слове; дети из образованного слова «вычитают» слово на картинке.

2. Игра «Ребусы» для родителей:

Цель: Совместная деятельность родителей и детей.

Задача:

1. Побуждать в детях желание развивать свои речевые способности.

2. Развивать умения проводить более сложный процесс: отнимать две буквы или добавлять.

3. Праздник «Книга Сказок Василисы Премудрой».

4. Викторина для родителей и детей «А Вы знаете!» о занимательных и поучительных автобиографических данных из жизни детских писателей и поэтесс.

Май

Задача:

1. Формировать у детей умения и навыки определять и применять полученные знания при выполнении заданий.

Содержание:

1. Коррекционно-речевое занятие «Карлсон и волшебное слово» :

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе

закрепления графического изображения букв русского алфавита, их акустического образа.

Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.

Задачи:

1. Способствовать умению детей проводить анализ: соотносить зрительный образ буквы с ее названием – звуком.

2. Развивать у детей умения проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

3. Создание образовательного процесса, полноценного для речевого развития детей на основе развития фонематического восприятия.

4. Развивать мелкую моторики рук, моторно-двигательную активность,

графомоторные навыки детей.

2. Мониторинг:

*диагностика графомоторных знаний и умений детей.

3. Игра-тест для родителей по заданиям коррекционно-речевого занятия «Карлсон и волшебное слово».

Прикреплённые файлы:

slovo-v-ladoshke_b36lp.pptx | 1762,19 Кб
 
Публикации по теме:

Cердечко на ладошкеCердечко на ладошке Дети в моей группе совсем ещё малыши, некоторым нет и трех лет. Им сложно понять, что означает праздник - День Святого Валентина, но своих.

Фотоотчет об участии в акции «Книжка на ладошке»Фотоотчет об участии в акции «Книжка на ладошке» 29 августа в 10 часов утра наша группа совместно с Обской детской библиотекой приняла участие в Межрегиональной акции "Книжка на ладошке",.

Консультация для родителей «Чудеса на ладошке»Консультация для родителей «Чудеса на ладошке» Хочется порисовать с ребёнком, а бумаги нет под рукой. Ничего страшного, ведь именно собственная ладонь и ладошка вашего ребёнка - это прекрасный.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Пластилиновое чудо на ладошкеПластилиновое чудо на ладошке Божья коровка, Улети на небо, Принеси мне хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Каждый из нас помнит этот стишок из далёкого детства,.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект «Победа! Великое слово»Проект «Победа! Великое слово» Актуальность проекта: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов.

Проект в подготовительной логопедической группе «Мама — слово-то какое!»Проект в подготовительной логопедической группе «Мама — слово-то какое!» Проект в подготовительной логопедической группе «Мама – слово то какое!» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

Проект «Вежливое слово»Проект «Вежливое слово» Проект «Вежливое слово» Актуальность темы: У детей 7-года жизни своевременно надо сформировать навыки общения, чтобы поступление в школу.

«Счастье в ладошке». Фотоотчет«Счастье в ладошке». Фотоотчет Что может быть прекраснее подарка ребенка,который сделанный своими руками?Его открытое сердце и желание делать добро. Мы с детьми,с Дома.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Слово в ладошке»
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 19:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД