Ольга Костылева
Проект «Солнышко лучистое»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Пятковский детский сад «Малышок»
ПРОЕКТ
воспитателя
старшей разновозрастной группы
Костылевой Ольги Анатольевны
2017 г
Технологическая карта проекта
Тема: опытно – исследовательская деятельность на тему солнца
Творческое название проекта: «Солнышко лучистое»
Тип проекта: среднесрочный (срок реализации: апрель 2017 г. – май 2017 г.)
Публикация «Проект „Солнышко лучистое“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Участники проекта:
• Дети старшей разновозрастной группы 4-7лет;
• Воспитатели;
• Родители.
Место реализации – детский сад «Малышок» д. Пятково
Объем проекта:
• Занятия (планируются 1 раз в неделю во второй половине дня);
• Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником (планируется вне занятий 1 раз в неделю, либо по желанию детей).
Объектная область – экология.
Объект – солнце
Предмет исследования – знания детей о солнце в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность проекта: Вся жизнь на земле порождена и неразрывно связана с солнцем. Своей жизнью как и всеми своими технологическими достижениями человек обязан именно ему. С древних времен люди знали мощь энергии солнца и из века в век пытались научиться управлять ею. На сегодняшний день уже созданы такие технологические новинки на солнечных батареях как светофоры, ноутбуки, жилые дома, автомобили, катера и многое другое. Разрабатывая проект, мы с детьми осознали безграничные возможности, которые нам предоставляет солнце, его свет и энергия.
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Дать детям элементарные представления о солнце и его влиянии на природу.
Проблема: Дети дошкольного возраста имеют мало представлений о природном объекте – солнце. У детей недостаточно сформированы знания о том, что большая звезда Солнце – это источник света, тепла и жизни на Земле.
В связи с этим были определены проблемные вопросы и тема проекта.
Чтобы выявить знания детей о солнце я применила метод трех вопросов «Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можно узнать?». На основе данных ответов мы с детьми определили название проекта и выстроили дальнейшую работу.
Кто задает тему (имя ребенка) Предположения
Объект: «Солнце»
Что мы знаем о солнце?
Инна 1)Солнце яркое и желтое
2) Солнце может быть красным
Егор 1) Горячее и жаркое
2) Если Земля приблизится к Солнцу, то она сгорит
3)Когда мы укладываемся спать приходит Луна, а когда просыпаемся приходит Солнце
Что мы хотим узнать?
Инна 1)Как Солнце утром поднимается?
2)Почему Солнце не поднимается ночью?
Егор Почему оно яркое?
Где можно узнать?
Дима Посмотреть в книгах
Егор Посмотреть в телевизоре
Инна Спросить у взрослых
Цели: Развитие познавательного интереса к солнцу как звезде, символу света и источнику тепла, формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально - эстетической, продуктивной. Познакомить детей со значением солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных. Закрепить знания детей о пользе и вреде солнца для людей.
Задачи:
1. Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).
2. Подвести к пониманию, что вся жизнь на нашей планете зависит от Солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, смена времен года). Раскрыть значение Солнца в жизни живых существ на Земле.
3. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
4. Повышать речевую активность через знакомство с произведениями русского народного фольклора и современных писателей.
5. Воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром.
Гипотеза:
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений окружающей жизни. Дети должны увидеть, узнать и понять, что жизнь всего живого невозможна без солнца.
Если мы создадим условия для совместной исследовательско - творческой деятельности детей и взрослых через проект «Солнышко лучистое», то они будут стремиться к самостоятельному познанию и будут интересоваться окружающей действительностью.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дошкольники смогут:
1. Дать полный ответ на вопрос «Зачем нужно солнце?».
2. Проявлять интерес к познанию значения Солнца в жизни на Земле.
3. Знать, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
4. Изображать один предмет (солнце) разными способами.
5. Доброжелательно относиться к окружающему миру.
6. Выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстником различные ситуации.
7. Искать ответы на интересующие вопросы в сотрудничестве с взрослым.
Продукт проекта:
1. Создание мультимедийной презентации
2. Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
3. Выставка творческих работ «Мое солнышко».
4. Презентация проекта «Солнышко лучистое» на педсовете.
5. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
- создание условий для реализации проекта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, цели, задачи.
2 этап - основной:
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап - итоговый:
- сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
4 этап – дальнейшее использование во всех видах деятельности: Презентация проекта.
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап – Арель (1 неделя)
Опрос детей, подбор материала, пособий, литературы по теме.
Основной этап – Апрель (2 – 4 неделя)
1. Наблюдение за солнцем в природе.
Беседа о значении солнца для человека и природы. НОД «Солнце – источник света и тепла», «Звезда по имени Солнце», «Интересные факты о Солнце»
2. Чтение художественной литературы и сказок: К. Чуковский «Краденое солнце», С. Маршак «Солнышко», А. Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях», «Солнце и ветер» Ушинский, Т. Хоботов «Уходя, гасите солнце».
3. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
4. Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
5. Просмотр мультфильмов и видеороликов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце? Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна», «О солнце».
6. Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование: «Рассвет солнца», «Солнышко из ладошек» (коллективная работа)
Аппликация из шерстяных ниток: «Пушистое солнышко»
Лепка: «Ходит в небе солнышко»
Ручной труд: поделки из природного материала (семена, камушки и т. д., «Солнечная мозаика» из бросового материала.
7. Музыкально – ритмическая композиция «Солнышко лучистое», «Солнечная песенка».
8. Дидактическая игра: «Живая и неживая природа».
9. Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
Исследовательский этап – Апрель (3 – 4 неделя) - Май (1 – 2 неделя)
1. Опыты и эксперименты с солнцем:
- солнце дарит нам тепло и свет;
- здравствуй, солнечный лучик!;
- волшебный лучик;
- свет и тень.
Работа с родителями:
1. Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».
2. Правила безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны солнечные очки, панамка и др.)
Обобщающий этап – Май (3 неделя)
1. Создание мультимедийной презентации.
2. Оформление отчетной выставки тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное», творческих работ «Мое солнышко», стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
3. Презентация проекта «Солнышко лучистое» на педсовете.
Презентация – Май (4 неделя).
1. Сравнительный анализ результатов (предполагаемых и итоговых).
2. Отчет о проделанной работе на педсовете.
Список литературы:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М. : ТЦ «Сфера», 2002;
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004;
Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
Материалы, взятые из интернета.