Папки-передвижки

Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп «Ты да я да мы с тобой»

Лилия Булатова
Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп «Ты да я да мы с тобой»

Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп

«Ты да я да мы с тобой»

Разработали и реализовали проект воспитатели : Булатова Лилия Валерьевна,

Удинкина Ольга Васильевна, Бородкина Татьяна Юрьевна (в режиме работы 3воспитателя на 2 группы)

Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный (с октября 2017г. по июнь 2018г.)

Публикация «Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп „Ты да я да мы с тобой“» размещена в разделах

Участники проекта :

воспитанники второй младшей группы «Знайки» и их родители

воспитанники подготовительной группы «Витаминки» и их родители

воспитатели групп

Актуальность:

Проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «межвозрастное общение». Важность межвозрастного общения определяется еще и тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка разновозрастные группы большая редкость. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально- комфортном общении со старшими и младшими в семье, могут проявляться негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, межвозрастное общение может помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию себя и других и снять многие проблемы возникающие в дошкольном детстве. В межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. В любом возрасте межвозрастное общение является существенным фактором развития личности ребенка. Одна из самых важных задач дошкольного образования – воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, научить малышей общаться не только с взрослыми, но и с другими детьми, в том числе – с детьми разного возраста. Взаимодействие детей младшего возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. У детей младшей группы наблюдается страх, тревожность, смена настроений при смене обстановке, к приходу новых людей в группу. Старшие дети имеют потребность и запас необходимых знаний и умений, которыми можно делиться с младшими. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп. Особое место в проектной деятельности отводится семье, так как благодаря информированию, мотивации родителей на участие в мероприятиях будут созданы благоприятные предпосылки для продуктивного времяпрепровождения родителей с детьми.

Цель проекта : Формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности.

Задачи:

Вторая младшая :

• способствовать установлению добрых отношений между воспитанниками, стимулировать желание подражать старшим детям;

• пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность;

• расширять представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Подготовительная группа :

• обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную деятельность;

• развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в мероприятиях, играх. • развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

Родители:

• создание в семье благоприятных условий для развития ребенка с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

Интеграция образовательных областей:

1. социально-коммуникативное развитие

2. познавательное развитие

3. развитие речи

4. художественно-эстетическое развитие

5. физическое развитие

Планируемый результат:

• будет развит интерес к сотрудничеству;

• активизированы механизмы подражания старшим детям в разных видах деятельности;

• созданы условия для развития у детей познавательной активности и творческих способностей;

• созданы благоприятные предпосылки для развития социально-нравственных качеств, умений и навыков поведения; гармонизации взаимоотношений.

В работе были использованы кратковременные объединения детей, которые являются более простой и эффективной формой работы в этом направлении.

При реализации проекта используются принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей. Мероприятия проводились в течение всего учебного года, в том числе – во время тематических недель, проходящих в детском саду.

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап :

Конец сентября – начало октября

• определение целей и задач, разработка проекта

• Подбор методического материала

• Информирование родителей о проекте, приглашение в сообщество «Родительская мастерская»

• Опрос старших детей «Легко ли быть меленьким»

• Педагогические наблюдения.

2. Основной этап начинался со знакомства и установления доброжелательных отношений старших с младшими и наоборот. Старшие дети поэтапно и по желанию вовлекались в межвозрастное взаимодействие. Происходило постепенное включение всей группы старших детей в роль наставника. Есть дети в старшей и младшей группах, которые являются братьями и сестрами друг другу. Они, особенно по началу, радовались встрече и совместному общению. Младшие учились расставаться без слёз, старшие заботились о младших.

Блок социально – бытовые навыки.

Старшие дошкольники провели познавательную беседу во время помощи мытью рук для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук и тела, уметь оказывать помощь ближнему.

Вместе мы не раз проводили утреннюю зарядку - ведь делать упражнения в разновозрастных парах - это интересно. Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю гимнастику и старшие, и младшие старались не опаздывать на неё утром. Малышам очень нравилось, что упражнения показывают старшие. А старшим в свою очередь очень хотелось быть взрослыми наставниками, обогащать опыт сотрудничества.

Об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети решили рассказать малышам на встрече. Малыши получили представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья человека от правильного питания.

В течение года старшие помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать.

Образовательный блок.

Старшие дошкольники приходили на лепку, показывали приемы раскатывания, оказывали помощь младшим в изготовлении открытки для папы к 23 февраля. Им было важно проявить свои знания, умения и навыки и помочь малышам, а не сделать за них. Дети подготовительной группы рассказывали малышам о профессии врача, продавца, шофёра, летчика в рамках параллельного проекта Ранняя профориентация». Дети старшего дошкольного возраста участвовали с малышами в театрализованном представлении по сказке «Теремок». Медведем в сказке был воспитанник подготовительной группы. А так же старшие помогали рисовать и клеить декорации теремка. Планируется поздравление младшими детьми старших на выпускном вечере.

Блок игра.

На прогулке старшие организовывали подвижные игры, например «Кошки - мышки», учили малышей скользить по ледяным дорожкам, проводили совместные прогулки и наблюдения, помогали расчищать малышам участок. Были проведены совместные прогулки на участке подготовительной группы (совместная лепка снеговиков, совместные игры. В конце прогулки старшие брали младших в пару, тем самым помогая им уходить с прогулки. Разъясняли, как надо идти по дорожкам, что можно, а что нельзя.

Постепенно у младших детей происходила активизация механизма подражания старшим; вызвано желание у старших заботиться и играть с младшими, появляется уверенность в себе, осознание своих достижений, эмоциональный отклик.

3. Заключительный этап:

Создание презентации. Распространение опыта.

Вывод: польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. Мы наблюдаем, как в межвозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Совместная деятельность способствует осуществлению межвозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта. постепенно у ребенка закрепляется чувство ответственности, которое необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза от этого - взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших : сокрашение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя с взрослыми. Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план. Позиция старшего, который больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация межвозрастного общение поможет в решении задач формирования у всех участников нового опыта доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями о себе как помошника и защитнике слабых. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно. Со стороны младших заметно влияние старших, в плане того, что они стремятся стать такими же серьёзными и взрослыми. Они прислушивались и с радостью принимали помощь старших.

На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании ситуации межвозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но потом охотно принимали помощь и участвовали в совместной игровой и продуктивной деятельности. С удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.

Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:

• создается дополнительная сфера самореализации, ребенок может реализовать себя не только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;

• происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов;

• появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей

• вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;

интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;

• вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлексивность мышления;

• развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.

Необходимо отметить воспитательный потенциал межвозрастного общения детей дошкольного возраста:

• Расширение спектра освоенных социальных ролей («ребенок-взрослый», «ребенок- сверстник», «ребенок- - младший ребенок», «ребенок – старший ребенок»;

• Создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность, которая обязательно должна интегрироваться с социальной активностью;

• Содействие становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности, что и предполагает проявление активности.

• Является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.

В дальнейшем мы планируем:

• продолжать межвозрастное взаимодействие в рамках проекта,

• планируем появление новой формы проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.

Используемая литература:

1) Программа от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

2) Журнал Педагог https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5289

3) https://www.persev.ru/bibliography/organizaciya-vzaimodeystviya-starshih-i-mladshih-doshkolnikov-uslovie-socializacii 4)https://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/

afanaseva_t_a_detskoe_mezhvozrastnoe_vzaimodejstvie/4-1-0-272

Публикации по теме:

Отчет воспитателя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников 1.1.5 Отчет воспитателя Малышевой. Е. Л. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников. «Рождение ребенка-это.

Доклад об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Доклад старшего воспитателя МБДОУ детский сад № 6 Компаниец Ольги Ивановны об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Доклад об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Доклад об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников воспитателя МБДОУ детский сад №6 ст. Новолеушковской С. М.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Опыт работы «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников» Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи,.

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников согласно ФГОС до Содержание работы с родителями реализуется через современные разнообразные формы, которые позволяют донести до родителей определенную информацию.

Особенности сотрудничества с семьями воспитанников Сентябрь1. Совместная подготовка к новому учебному году Цель: Приобщение родителей к активной совместной работе в новом учебном году. Наглядная.

Проект в младшей группе «Желтый, мокрый и сухой, поиграем мы с тобой» Проект в младшей группе «Желтый, мокрый и сухой, поиграем мы с тобой!» Актуальность Игра с песком - это телесное удовольствие, игровой.

Проект в младшей группе «Желтый, мокрый и сухой, поиграем мы с тобой» Проект в младшей группе «Желтый, мокрый и сухой, поиграем мы с тобой!» Актуальность Игра с песком - это телесное удовольствие, игровой.

Проект «Воробей и его друзья» для детей второй младшей и средней групп Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Проект «Воробей и его друзья» для детей второй младшей и средней.

Автор публикации:
Проект сотрудничества воспитанников второй младшей и подготовительной групп «Ты да я да мы с тобой»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 21:41
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД