Лариса Васильева
Проект «Сотвори чудо своими руками» группы компенсирующей направленности
Детско-родительский проект «Сотвори чудо своими руками» группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием «Земляничка» (5-6 лет)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид проекта : практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Целевая группа (участники) : дети дошкольного возраста с 5-6 лет, родители, педагоги.
Публикация «Проект „Сотвори чудо своими руками“ группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Педагоги компенсирующей направленности
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Сроки реализации проекта : 7.11.23г -01.12.23г.
Актуальность:
Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывают влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с изменениями и дополнениями нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ФОП.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам или уголкам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Насыщенная предметно - развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цель проекта : формирование предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в тесном взаимодействии с родителями.
Задачи проекта :
изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
создать предметно-развивающую и предметно-игровую среду в группе с учётом возрастных особенностей детей;
создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
создать трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную, безопасную, здоровьесберегающую, эстетичную развивающую предметно-пространственную среду;
содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе;
приобщить дошкольников к активной предметно- преобразовательной деятельности в интерьере.
Коррекционно-образовательные задачи:
-расширять и активизировать словарный запас;
-формировать навык совместной деятельности, мыслительной активности;
- активизировать, стимулировать и упражнять работу функций зрительного анализатора, (развивать прослеживающую и глазодвигательную функцию глаз.)
-формировать умение замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов
-формировать умение составлять целую картинку из 8-10 частей– старшая возрастная группа;
-формировать и закреплять умение ориентировки на микроплоскости (на поверхности листа бумаги показывать левую и правую, верхнюю и нижнюю стороны листа) и в макропространстве.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие зрительного восприятия предметов окружающего мира - формировать умение отличать основные цвета и оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)- определять геометрические фигуры в окружающей обстановке;
-развитие умения правильно и последовательно одеваться на улицу, используя алгоритм-картинки;
- развитие умения сличать контурные, силуэтные и реальные изображения предметов;
- развитие мелкой моторики;
- в процессе наблюдения окружающего мира активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия детей;
-развитие мышления-суждения в процессе познавательно-исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
-развитие зрительного внимания, памяти, воображения, наблюдательности;
-развитие устойчивого слухового внимания, умения различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать: доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, стремление детей к достижению результата, дружеские взаимоотношения между детьми через игровую деятельность.
Ожидаемые результаты:
для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;
для педагогов – повышение эффективности работы по реализации всех образовательных областей, реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
План реализации проекта :
I Подготовительный этап
-экскурсия по группам детского сада (знакомство с предметно-развивающей средой других групп);
- беседа «Что запомнилось и понравилось больше всего?»;
-создание проблемной ситуации;
-составление плана работы;
-разработка содержания проекта;
-подбор наглядного и иллюстрационного материала;
-подготовка материалов к беседам по теме проекта;
-подбор дидактических, коррекционных игр;
-подготовка материалов для творчества.
II. Основной этап.
Содержание деятельности по проекту
Деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ; индивидуальная коррекционная работа, работа с родителями. Ответственные
Центр патриотического воспитания
-Беседа «Великая страна Россия»;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий символов государства, области, города, достопримечательности родного края;
-Дидактическая игра «Найди тень» (нетрадиционные символы государства);
- Разрезные картинки и пазлы «Моя Россия» (8-10частей);
-- Дидактическая игра «Найди такую же» (предметы народного промысла).
Деятельность детей:
- Раскраска «Вечный огонь».
Центр пополнен:
-Дидактические игры (см. выше).
-Игра-викторина «Страна моя – Россия»;
-Карточки «Народные промыслы» и «Негосударственные символы России»;
-изготовлен нетрадиционный символ государства - Береза (плетение из бисера).
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
полка для патриотического уголка;
-кукла в народном костюме, глиняные, тряпичные, деревянные игрушки;
-доска росписью Хохлома;
- Фотоальбом «Достопримечательности города Балашова».
Работа с родителями: Фотоальбом «Мой любимый город» Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире
-Беседа «Берегите природу. Правила поведения в лесу».
-Рассматривание иллюстраций мир растений и животных родного края»;
- Экскурсия по территории детского сада «Наблюдение за сезонными изменениями»;
- Дидактическая игра «Подбери одежду по сезону»- игры на липучках и магнитах;
- Дидактическая игра «Контурное, силуэтное и цветное изображение» «Мир растений»;
- Дидактическая игра «Найди тень животного и его след»;
-Загадки о животных.
Деятельность детей:
-Изготовление поделок из природного материала.
Центр пополнен:
-Игры на липучках и магнитах;
- Картотека «Алгоритм одевания одежды по сезонам».
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
-Коллекция листьев, природного материала,
-Коллекция видов тканей и бумаги.
Работа с родителями.
Родители пополнили уголок природным материалом (шишки, орехи, ракушки, каштаны, камни). Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр экспериментирования
-Беседа «Полезные ископаемые Саратовской области»;
-Рассматривание экспонатов с использованием увеличительных стекол.
Деятельность детей:
-Игры-эксперименты «Вулкан», «Волшебный рисунок», «Большой пузырь»;
-Опыты: «Живые шишки», «Ледяные бусы».
Работа с родителями- были приобретены фартуки и нарукавники для центра. Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр безопасности
-Беседа «Правила безопасности каждый день и каждый час»;
- Рассматривание иллюстраций правила безопасности дома, на улице, на дороге и т. д. ;
- Дидактическая игра «Дорожные знаки».
Деятельность детей:
-совместное изготовление альбома «Правила дорожные -знать каждому положено»;
-совместное обновление светофора (закрепление знаний сигналов светофора);
-наклеивание дорожных знаков;
- аппликация «Многоэтажный дом» для макета.
Сюжетно-ролевые ситуации:
- «Пешеходы на дороге»
- «Если вдруг пожар.»
Центр пополнен:
-макет «Пожарный щит»;
-макет дороги с дорожными знаками;
-Домино «Дорожные знаки»;
- Обучающая электровикторина «Правила безопасности».
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
- папка «ПДД»;
-книжка- малышка «Правила безопасности дома».
Работа с родителями.
Родителями сшит макет «Пешеходный переход», «Полицейская машина» (чехол на стулья) Воспитатели
Учитель-дефектолог
. Центр театрализации и музицирования
-Чтение художественной литературы – сказки для театральной деятельности.
Центр пополнен:
-Театр теневой деревянный –русская народная сказка «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Изготовили
-Театр из фетра по сказкам «Заюшкина избушка», «Три поросенка».
Деятельность детей:
-Театрализованная деятельность на выбор детей- поддержка детской инициативы;
- Театр на ложках «Гуси-лебеди»-рисунок на деревянных ложках.
Работа с родителями.
-Изготовление вязанного театра по сказкам «Герои сказок»;
- Изготовление теневого театра «Под грибом»;
- Изготовление театра бибабо «Мир профессий».
Центр музицирования
-Беседа «Разнообразие музыкальных инструментов;
-Рассматривание иллюстраций музыкальных инструментов разных видов (струнные, духовые, ударные и т. д.);
- Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»;
- Дидактическая игра «Простучи ритм».
Деятельность детей:
-Изготовление и украшение шумовых инструментов из пластиковых ложек и футляров киндер (для развития слухового восприятия);
-изготовление и украшение ударного инструмента «Барабан».
Центр пополнен:
- музыкальный синтезатор, гитара, микрофон музыкальный.
Работа с родителями.
Родители приобрели гитару, интерактивное пианино. Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно- ролевых детских игр
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
- юбки, жилеты, маски, парики, костюмы животных, платки.
Работа с родителями. Центр пополнен:
-костюм военного солдата;
-магазин с продуктами питания, гладильная доска, коляска;
-стойка-вешалка для уголка ряженья;
-костюмы пожарных;
-костюм полицейского;
-халат медицинский для доктора;
-постель для детской кроватки;
-гараж со стоянкой для машинок.
Деятельность детей:
-изготовление из соленого теста хлебобулочных изделий, фруктов, овощей, с дальнейшим раскрашиванием;
- изготовление альбомов «Прически для девочек и мальчиков».
Обыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций: «На приеме у врача», «Парикмахерская», «Готовим для куклы», «В магазин за продуктами». Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр логики, математики и развития мелкой моторики
Изготовили
- Дидактическая игра «Матрешки»;
- Дидактическая игра на липучках «Геометрия вокруг нас»;
Центр пополнен:
Домино «Геометрические фигуры», «Веселый счет»,
Рамки –вкладыши «Сериационный ряд»,
-Игра на липучках «Профессии»,
-пазлы разных размеров,
-лото: «Сказочные герои», «Транспорт», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Кто, где живет?»
- Шнуровки,
-Мозайки,
-набор «Радуга» (изучение цветов цветового спектра,
-набор карточек «Составь узор из палочек»,
- Игры –сортеры из дерева,
- Игры-лабиринты.
Деятельность детей:
- Раскраска «Цифры» по собственному замыслу.
-Изготовление совместно с воспитателями игры «Цветная геометрия».
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Веселая математика дома»
Фотоотчет «Развиваем мелкую моторику дома, с использованием подручных материалов» Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр уединения
-Беседа «Давайте жить дружно».
-Рассматривание иллюстраций «Как нельзя себя вести».
Центр пополнен:
-конфета Мирилка;
-маски-эмоции;
-«Мое настроение сегодня»;
-«Баночка с секретом»;
- Планшет;
Дидактическая игра «Эмоции».
Деятельность детей:
Обыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций «Мы всегда помиримся».
Рисование «Такие разные эмоции».
Работа с родителями.
Папка-передвижка для родителей: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье». Воспитатели
Учитель-дефектолог
Книжный уголок
-Беседа «Берегите книги», «Правила поведения с книгой»;
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
-«Больничка для книг»;
-«Картотека» для игры в библиотеку;
-Альбом портретов детских писателей и поэтов.
Деятельность детей:
- раскраска трафаретов букв в разной технике и украшение уголка.
-Обыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций «В библиотеке».
Работа с родителями.
Родители пополнили уголок детской литературой, каждая семья принесла по 1 книге. Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр творчества детей
Работа с родителями – центр пополнен:
-карандаши, фломастеры, трафареты «Животные», «Фрукты и Овощи», «Грибы», «Транспорт», «Цветы», «Цифры», «Буквы» и мн. др.
- раскраски для мальчиков и девочек,
Деятельность детей:
Рисование «Моя любимая игрушка» Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр конструирования
Центр пополнен:
-контейнеры для хранения конструкторов разных фактур,
-распечатаны схемы для конструирования из разных видов конструктора.
Деятельность детей:
Конструирование по схеме и собственному замыслу Воспитатели
Учитель-дефектолог
Центр двигательной активности
Обновление предметов предметно-развивающей среды:
-дорожки – раздражители;
-маски для подвижных игр;
-демонстрационный материал по видам спорта.
Центр пополнен: конусы спортивные, кольцебросс «Качающиеся птицы», набор флажков, координационная лестница спортивная. Воспитатели
Учитель-дефектолог
III. Заключительный этап.
Обновление развивающей предметно-пространственной среды.
Итог реализации проекта
В ходе реализации совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей) в рамках проекта по обогащению предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС удалось достичь поставленных целей и задач. Группа стала более привлекательной для детей, они стали более самостоятельными, активными и творческими, у них нет затруднений в выборе занятий, в подходе к тем или иным предметам. Дети с удовольствием идут в группу, так как в ней смоделирована среда, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка.