Получи документы

«Моя семья». Проект совместной деятельности в старшей и подготовительной группе

Шаралапова Ольга Юрьевна
«Моя семья». Проект совместной деятельности в старшей и подготовительной группе

Содержание проекта

Актуальность проекта….….1

Паспорт проекта…. …2

Основные этапы реализации проекта….….4

Заключение… …. 5

Приложение…. 6

Актуальность проекта

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Публикация «„Моя семья“, Проект совместной деятельности в старшей и подготовительной группе» размещена в разделах

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Проведя, анкетирование среди своей подготовительной группы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, о семейных праздниках и традициях. Как изменить такое положение?

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».

На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, создать доверительный, доброжелательный коллектив родителей для сотрудничества.

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательный, практико-ориентированный, внутри группы (в контакте с семьей).

Количество участников проекта : дети старшей и подготовительной группы, воспитатель, родители.

По времени проведения: среднесрочный (сентябрь 2024 – ноябрь 2024).

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта :

Расширять представления детей о том, что такое семья, родословная семьи, семейных традициях.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей представления о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, любящих друг друга, заботящихся о друг друге.

2. Закреплять знание имен, фамилий родителей, бабушек и дедушек.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Условия реализации проекта :

1. Создание интереса у детей к своей семье;

2. Участие родителей в реализации проекта;

3. Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед о семье;

Предполагаемый результат проекта :

Дети получат больше информации о своей семье, ее прошлом, научатся изготавливать макет своего семейного древа, проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

Подготовка методических и дидактических материалов, игр.

• Проведение занятий, организация выставки, изготовление

фотостенгазет: «Когда я был маленьким», «Один день из жизни

мамочки».

• Чтение художественной литературы.

• Индивидуальные и групповые беседы.

2. Деятельность детей.

• Участие в беседах, занятиях.

• Самостоятельная художественная деятельность, выставка рисунков.

• Заучивание стихов, пословиц и поговорок о семье.

• Участие в сюжетно-ролевых играх.

3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Изготовление семейного древа.

• Рассматривание детьми вместе с родителями исторического материала

(фотографий) о своих родственниках.

Основные этапы реализации проекта :

• Этап 1 – Подготовительный

• Этап 2 – Основной

• Этап 3 – Заключительный

1 этап: Подготовительный

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений,

рассказов, загадок;

- создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

2 этап: Основной (реализация проекта)

- Беседы с детьми: «Какая у меня семья, «Я учусь у дедушки», «Я учусь у бабушки», «Я учусь уступать друг другу», «Мои братья и сестры», «Порядок или беспорядок?», «Мы должны беречь друг друга», «Для меня или для всех?», «Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе», «Стенгазета в нашем доме», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть вместе!»

- Заучивание стихов, чтение пословиц, загадок о семье и ее членах.

- Участие в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Путешествие» и др.

- ООД «Моя семья», «Моя большая семья», «Составление рассказа из личного опыта «Домашнее животное в нашей семье», «Семья», «Имена и фамилии», «Я знаю десять имен мальчиков…».

-Чтение: «Кто кому кто?» Я. Аким, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Имя и фамилия» А. Барто, «Горбушка» Б. Алмазов.

- Творческая деятельность «Мама, папа, я – дружная семья».

3 этап: Заключительный

- оформление выставки творческих работ «Генеалогическое древо семьи».

- составление рассказа «Моя большая семья» с опорой на родословное древо.

- изготовление стенгазеты «Когда я был маленьким…»

- изготовление фотостенгазеты ко Дню матери «Один день из жизни мамочки»

- родительское собрание «Урок воспитания и вежливости».

- совместное музыкальное развлечение с родителями «Папа, мама, я – дружная семья».

Заключение

За сравнительно короткое время реализации проекта, уровень сформированности положительного образа семьи у детей, значительно повысился. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучили семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что работая в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, родители становятся активными участниками в жизни детей в детском саду. Убеждена, что такие проекты помогают строить положительно – эмоциональные отношения в семье.

Приложения

Конспект организованной образовательной деятельности

«Я и моя семья» (старшая и подготовительная группа).

Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье.

Развивающие: Развивать умение слушать и понимать услышанное.

Воспитательные: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважение и уважения к членам семьи.

Задачи ОО в интеграции:

«Речевое развитие»

• Активизировать словарь за счё т новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья, внук, внучка, родственники.

• Поддерживать беседу, вести рассказ, инициативно высказываться.

• Развивать речевую активность детей.

«Познавательное развитие»

• Закрепить понятия «семья», «отношения в семье».

«Художественно-эстетическое развитие»

• Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

«Физическое развитие»

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предпосылки учебной деятельности :

Воспитание познавательных интересов и потребностей.

Оборудование для педагога: Аудиозапись плача ребёнка, «Конвенция о правах ребёнка», доска, интерактивная доска.

Оборудование для детей: 2 коляски с куклами – младенцами (к рукам кукол прикреплены манжетки с указанием «даты рождения», мяч, фотографии воспитателя, рисунки детей «Моя семья.

Ход занятия

I. Вводная часть

Звучит аудиозапись плача ребёнка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?

Воспитатель: Да, ребята, с таким плачем рождаются все дети.

(показывает коляски с куклами). Посмотрите, эти новорождённые отличаются чем-нибудь друг от друга? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: А это, что у них? (Обращает внимание на манжетки на ручках). (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано, когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав имя, человек понимает, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём. Прочитав имя, мы найдём вашу работу по рисованию или лепке.

Воспитатель:

Давайте и мы придумываем имена нашим младенцам.

(Дети придумывают имена куклам).

Воспитатель:

Вот видите, наши малыши успокоились и спят. Пусть они отдыхают.

II. Основная часть

Воспитатель: Когда ребёнок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды и пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, то советуют: «Не губи своё имя».

Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш весёлый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч, называет своё имя и фамилию и передаёт мяч следующему.

Игра с мячом «Давайте знакомиться».

(Дети, передавая мяч друг другу по кругу, называют своё имя).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии.

Игра «Как растёт имя?»

Воспитатель рассказывает:

— Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лида. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? (Предполагаемые ответы детей). Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? (Предполагаемые ответы детей). Лидочка. А в детском саду я для всех Лидия Петровна. Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

Воспитатель: Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное — Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное — дома, с родными, близкими и друзьями.

Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей. (Ответы детей).

Воспитатель: Когда рождается человек ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. (Воспитатель и дети рассматривают детские «Свидетельства о рождении»).

Воспитатель: В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое даётся вам по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша — Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович

Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? (Ответы детей).

Воспитатель: А ещё в вашем «Свидетельстве о рождении» записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо — иметь родителей и для чего вам родители? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?

(Предполагаемые ответы детей).

Могут ли быть членами семьи чужие люди? (Предполагаемые ответы детей).

Кто входит в состав вашей семьи? У мамы есть мама. Кем она является для вас? А мамин папа? У папы есть мама. Кем она является для вас? А папин папа?

Игра «Назови членов своей семьи»

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Воспитатель: Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Семья — самое дорогое, что есть у человека. Какой должна быть семья? (Предполагаемые ответы детей).

Игра «Подбери слова-действия»

— Что может делать мама? Что может делать папа? Что может делать дочь? Что может делать сын? Что может делать бабушка? Что может делать дедушка?

Игра «Кто какой?»

— Мама, какая? Папа, какой? Сын, какой? Бабушка, какая? Дедушка, какой?

Воспитатель: Ребята расскажите о своей семье.

Составление рассказа.

(Каждые ребёнок составляет рассказ о своей семье по выполненному дома рисунку).

Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьей, любить и уважать родителей и других членов семьи.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова (бабушка —, дедушка —, сын -, мама —, дочь —, брат -, сестра.

III. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? О чём мы с вами беседовали? Что вы делали? Что понравилось?

— Дети, возьмите друг друга за руки. Я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.

Упражнение «Пожелание своей семье»

— А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья!

Публикации по теме:

Фотоотчет совместной деятельности в подготовительной группе. «Осеннее дерево»Фотоотчет совместной деятельности в подготовительной группе. «Осеннее дерево» Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. ОСЕНЬ М. Геллер Для украшения группы я предложила ребятам сделать осеннее.

Конспект совместной деятельности по обрывной аппликации «Ёжик» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности по обрывной аппликации «Ёжик» в подготовительной группе «Обрывная аппликация. Ёжик» Цель: продолжать знакомить детей с приёмом работы с бумагой в технике обрывной аппликации. Задачи: развивать.

Фотоотчёт о совместной деятельности «День кошек» в старшей группеФотоотчёт о совместной деятельности «День кошек» в старшей группе Программные задачи: -Уточнить представление детей о Дне кошек в России; - Расширить представление детей о кошках; активизировать словарь;.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Моя семья». Проект совместной деятельности в старшей и подготовительной группе
Опубликовано: 23 марта 2025 в 14:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Моя семья». Проект совместной деятельности в старшей и подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Шаралапова Ольга Юрьевна (УИ 477965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России
26 апреля 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД