Ольга Киреенкова
Проект создания краеведческого кружка «Десняночка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
….
Склонилась ива над речкою низко,
Солнце встаёт -оно уже близко,
И, стоя под ним, я думаю снова,
Что нет мне милее края родного.
Марина Свиридова
Аннотация
Проведё нное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
• к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края;
• у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края;
• 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения посёлка из-за высокой занятости;
• 40% родителей затрудняются в знании истории края;
Публикация «Проект создания краеведческого кружка „Десняночка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
• 20% родителей не знают и не хотят знать историю края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями посёлка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Десняночка».
Вид проекта : среднесрочный(2 недели)
Участники проекта :
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Актуальность
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению учёных. Отмечается высокий темп умственного развития.
Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своём родном крае, об его историческом прошлом.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребёнка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному Брянскому краю.
Цели проекта :
• формирование у детей ключевых компетенций;
• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях родного посёлка;
• воспитание чувства гордости за край, в котором живём;
• развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность.
Задачи:
• формировать представления детей о родном крае и родном посёлке;
• закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• воспитывать умение видеть красоту родного края и посёлка, радоваться ей;
• формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик родного посёлка;
воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный :
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- создание развивающей среды;
- подбор игр и оборудования;
- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
2 этап – реализация проекта :
- тематический план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.
3 этап – результативный.
Сроки выполнения –
2 недели.
В соответствии с ФГТ данный проект опирается на научные принципы:
-Принцип развивающего образования.
-Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
-Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
-Принцип интеграции образовательных областей.
-Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей.
-Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работ с детьми.
-Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образовании.
-Руководствуясь данными принципами, педагог может развивать нравственность и патриотизм у детей.
План мероприятий:
• «Мой посёлок» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям). Рассказ педагога о военном подвиге жителей Брянского края, о партизанском движении.
• Знакомство с героями нашего края.
• Беседа об уникальной природе Брянщины.
• Слушание песен «Шумел сурово брянский лес.», «Катюша»…
• Экскурсия в краеведческий музей.
• Изготовление панно из природного материала «дары нашего леса».
• Рисование на тему «Мой посёлок», «Мой дом».
• Конструирование с крупным строительным материалом «Моя улица».
• Рассматривание схем, улиц.
• Изготовление рисунка постройки, чертёж.
• Разучивание стихов и песен о посёлке.
Ожидаемые результаты:
• - сформированные представления о родном крае и родном посёлке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик посёлка; знание названий улиц посёлка. Умение видеть красоту родного края и посёлка, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме посёлка.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА:
• Концепция содержания непрерывного образования.
• Закон РФ об образовании.
• Устав ДОУ.
• Сан. Пины.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Реализация проекта :
1. «Я люблю свой край, где я живу»
• - Рассказы детей об исторических местах района, заранее подготовленные с родителями.
• - Рассматривание фотографий о прошлом нашего посёлка.
• - Пометка на карте района (флажком) местоположение родного посёлка.
• - Составление схемы (дорога из дома в детский сад).
• - Викторина «Что ты знаешь о природе нашего края?»
• - Оформление альбомов «Будни нашего посёлка», «Природа нашего края».
• - Почему улицу назвали так (Парковая, Брянская, Молодежная, Больничная и т. д.)
2. «Наша Родина – Россия»
• - Беседа о флаге, гербе России. Прослушивание гимна.
• - Русские народные игры.
• - Подготовка детских рисунков к выставке «Мой край»
• - Беседа о народных приметах, промыслах.
• - Посещение местного краеведческого музея.
• - Рассказ воспитателя о старинных городах Брянского края (Брянск, Трубчевск)
• - Рассказы детей о родном крае.
• - Разучивание гимна Брянского края «Шумел сурово брянский лес»
• - Рисование по сюжету русских народных сказок.
3. Выступление приглашённых гостей (родители) «Профессии наших родителей»
• «День открытых дверей».
• Анкетирование «Люби и знай родной край».
• Беседа «Лес – легкие планеты».
• Экскурсии по саду Гулевича.
4. Целевые прогулки:
• По ближайшим улицам;
• На луг;
• В лес.
5. Экскурсии:
• в библиотеку;
• в краеведческий музей;
• к братской могиле ВОВ;
• в школу;
• в церковь.
6. Встречи:
• встреча с главой администрации поселка;
• встреча с инспектором пожарной охраны;
• встреча с инспектором ГИБДД;
• встреча с лесничем нашего района.
7. Конкурсы, выставки:
• Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
• Выставка детских работ «Юные художники о нашем посёлке».
8. Презентация проекта :
• Праздник «Край родной навек Любимый» (Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).