МААМ-картинки

Проект создания музея «Жили-были»

Наталья Квартина
Проект создания музея «Жили-были»

Проект создания музея

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 119»

Проект создания мини-музея «Жили-были

Подготовила ПДО Квартина Н. Ю.

город Воронеж-2015

«Воспоминанья прежних дней

Тревожат душу всё сильней.» А. С. Пушкин

Сроки проведения: 2012-2015г.

Тип проекта :

по составу участников: групповой

по характеру контактов: социально — благотворительный

Публикация «Проект создания музея „Жили-были“» размещена в разделах

по содержанию: открытый, детско - взрослый, внутри группы и сада,

творческий.

по времени: долгосрочный.

Гипотеза:

Вовлечение педагогов, детей и родителей в активную творческую

деятельность по организации мини - музея «Жили- были…», что позволит

систематизировать работу по познавательно- исследовательской деятельности

в изучении быта русского народа.

Актуальность проекта :

Бытие любого народа, особенно такого большого и живущего на столь

обширной территории, как русский, всегда многогранно и многообразно. Его

многообразие сегодня как никогда нуждается в кропотливой реконструкции

вплоть до мельчайших деталей и во внимательном, глубинном осмыслении –

и разумом и сердцем. То же в полной мере относится и к исконной народной

культуре, обычаям, верованиям и представлениям.

По этому поводу замечательно сказал И. С. Аксаков:

«Вне народной почвы нет основы, вне народности нет ничего реального,

жизненного, и всякая мысль, всякое утверждение, не связанное корнями с

исторической почвой народной, или не выросшее из нее органически, не дает

плода и превращается в ветошь».

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к

культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. В связи с тем, что наш микрорайон находится в существенном отдалении от

центра города Воронежа не все взрослые, а тем более дети бывали в

краеведческом музее, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта,

культурой и жизнью русского народа. По этой причине мы решили создать в

свободном помещении детского сада мини-музей. Многие родители

поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении

различных предметов-экспонатов.

Актуальность этого проекта очевидна, потому что это прообраз культурной

среды народа. Создание музея – внутренний проект, осуществленный

сердцами многих людей: детей, сотрудников и родителей. Вместе идем по

дороге, которая ведет к народному искусству, а значит к народной мудрости,

щедрости, доброте, жизнелюбию и силе духа, к единению человеческих душ.

«Жили- были…» - актуальный проект, потому что это - прообраз народной

культуры и крестьянского быта, где все дышит «русским духом», уютом и

теплом. Комплектуя фонды, мы понимаем, что для музея как хранителя

социальной памяти важно сберечь не только сам предмет, но и восстановить

его процесс действия.

В любой трудовой деятельности заключена характерная для каждой

общности духовность. Духовность и самосознание можно выявить при

изучении народной жизни во всех её проявлениях (труд, отдых, праздники,

обычаи, поверья, предания, фольклор).

Благодаря осуществлению данного проекта, мы пытаемся у детей вызвать

стремление познать тайны древнего ремесла, соприкоснуться к понятию сути

народной культуры, которая обогащает внутренний мир человека и является

неисчерпаемым источником творчества детей.

Нашим детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать

культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой

проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая

организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к

себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса

предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее

нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации

проекта музей русского быта «Жили- были…»Цель проекта :

Создание музея русского быта «Жили- были…» для развития у детей

представления о русской культуре, жизни наших предков.

Задачи проекта :

Познакомить детей с устройством русской избы, историей быта

нашего народа.

Направить интересы ребят к истокам культуры, к осмыслению

духовной жизни своего народа, развить творческий потенциал.

Сохранить историческую память и наследие.

Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

Развивать у детей интерес к истории, исследованиям, к научно-

познавательной деятельности.

Привлекать к проекту педагогов, родителей, детей.

Создать планирование по работе с детьми по ознакомлению с историей

русского народа и быта.

Принципы построения проекта :

• принцип научности,

• принцип системности,

• принцип активности и интегративности.

Этапы создания проекта :

Подготовительный:

Создание мини - музеев в группах и формирование

компетентности по музейной педагогике.

Изучение литературы по музейной педагогике. Июнь 2012г

2 Консультации по созданию мини-музеев. Сентябрь 2012г

3 Анализ реализации подготовительного этапа проекта. Ноябрь 2012г

Организация работы с детьми:

1 Диагностика знаний о русской культуре. Сентябрь 2012г

2 Беседы о русском народном творчестве. Постоянно

3 Сбор материалов для музея ДОУ Постоянно

4 Продуктивная деятельность детей В течении года

Взаимодействие с родителями:

1 Вовлечение родителей в создание музея в ДОУ. 2012-2015

2 Мотивация родителей для организации совместного с ребёнком поиска по истории культуры.

Постоянно

3 Организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению творческих работ.

Постоянно

На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор старинных

предметов, утвари в наших семьях. Педагогический коллектив с интересом

встретил эту идею. В процессе создания музейного комплекса сотрудникам

детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли

музееведов.

Большинство экспонатов было собрано благодаря практической смекалке,

энтузиазму, неравнодушию и любви к Родине рабочим по комплексному

обслуживанию здания Коневым Юрием Николаевичем. В сборе старинных экспонатов активно участвовали как члены нашего коллектива, так и семьи

наших воспитанников. Старинная люлька, прялка, утюг, ухват, чугунки,

иконы, балалайка, старые фотографии и многие другие предметы старинной

утвари и быта, сделанные руками наши прабабушек и прадедов позволят

нашим детям узнать о том, как жили в старину.

Для погружения в культуру наших предков педагогами ДОУ были

разработаны занятия, связанные с русским старинным бытом, с народным

фольклором, с праздниками старины.

Мини- музей «Жили- были…» открыл свои тайны детям, педагогам и родителям.

Реализация проекта

Разработка методических материалов

Методическая работа с кадрами

1 Разработка систематизированного планирования. Июнь 2012г

2 Создание пакета методических материалов по организации музеев в группах ДОУ

Сентябрь-декабрь 2012г

3 Анкетирование педагогов для выявления уровня компетентности. Ноябрь 2012г

Организация работы с детьми

1 Совместная исследовательская и творческая деятельность.

Постоянно

2 Совместная деятельность воспитателя b детей по оформлению мини- музеев.

Июнь-декабрь 2012г

3 Разучивание поговорок, считалок, потешек,песен, сказок… Постоянно

4 Экскурсии в музей «Жили- были…» Апрель 2015г

5 Организация праздников. По плану

у Взаимодействие с родителями

1 Изготовление вместе с детьми творческих поделок. Постоянно

2 Участие в мероприятиях ДОУ. Постоянно

3 Анкетирование родителей по результатам создания музея «Жили- были…» и его роли в

развитии детей. Апрель 2015г

Заключительный:

Оценка и представление результатов реализации проекта

Методическая работа с кадрам:

1 Создание пакета методических материалом по организации музея в ДОУ. 2014-2015г

2 Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности Апрель 2015г

Организация работы с детьми

1 Выявление знаний о музее «Жили- были…» Апрель2015г

2 Анализ полученных результатов. Апрель 2015г

Взаимодействие с родителями

1 Анкетирование родителей по итогам создании музея «Жили- были…» и его роли в развитии детей. Апрель 2015г

Педагогические функции музея :

Образовательная:

Развитие зрительно - слухового восприятия, усвоение информации.

Использование дидактических материалов, расширяющих рамки программы,

развитие интереса к искусству.

Развивающая:

Активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти,

сенсорно - физиологических структур.

Обогащение словарного запаса.

Воспитательная:

Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений.

Становление умственного, нравственного, трудового и эстетического

воспитания.

Просветительская:

Формирование умений и навыков.

Формирование адекватного, осмысленного отношения к полученной

информации.

Предполагаемый результат:

Данный проект даёт знания детям о культурном богатстве русского народа и

основывается на формировании эмоционального окрашенного чувства сопричастности детей к наследию прошлого, благодаря созданию особенной среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало, поэтому

приобретаемые ребёнком совокупности культурных ценностей способствуют

его духовности- интегрированного свойства личности, которые проявляют

себя на уровне человеческих чувств, нравственно- патриотических позиций,

и определяют меру его общественного развития.

Экспонаты нашего музея :

Орудия труда:

Шаршетка, долото, калёвка, отборник зензубель, подборники, скобель,

шпунтубель, клещи, бурав, чартилка, серп, ножницы овечьи, чёски,

вёкошки, детали ткацкого станка.

Посуда:

ложки деревянные, миска, кувшины, чугуны, сито, маслобойка, сковорода,

толкушки,

самовар.

Предметы мебели:

Люлька, стул, стол, лавки.

Предметы быта:

Печь, утюги, корыто, хлебная лопата, ухват, сковородник, кочерга,гребень

большой и малый, жернов, заслонка и задвижка на печи, таган,

колесо о телеги,прялка, донце.

Рушники, подзоры и кружева., салфетки, скатерти, простыня и наволочки.

Карнизы и шторы, разные платки, балалайка, фотографии, зеркала.

Часы карманные и часы с кукушкой, валенки, ,лапти, коврики.

Содержание музея «Жили- были

В левом углу избы – «Красный угол». В нём на специальной резной полочке

(божнице) стоит икона Божией Матери, покрытая расшитым божником и

освещаемая лампадкой, символом духовного послушания хозяев. Здесь же,

под иконой находится обеденный стол и деревянные скамьи. «Красный угол»

и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом

и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в

последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб,

поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.

В центре стола как своеобразный символ семейного уюта и дружеского

общения расположился блестящий самовар. Наличие в доме самовара

свидетельствовало о материальном достатке семьи.

«Женский угол», или «бабье царство», как его величали – исконно женская

территория дома. Здесь выставлены большие и малые деревянные гребни для

чесания волокон льна и шерсти, прялка и чёски, кружево, вышивки

деревенских рукодельниц и тяжёлый железный утюг, заправляемый

разогретым печным углём. Тут же находится и подвешенная к потолку

деревянная зыбка (люлька). Спящего в ней малютку охраняет от злых духов,

болезней и дурного глаза кукла-оберег.

В «Печном углу» на резной деревянной трёхъярусной полке помещена

деревянная и глиняная посуда, а внизу на лавке стоит маслобойка и

деревянное корыто, несколько ухватов, кочерга, чугуны. На самой печи

мягкие подушки и домотканые коврики, здесь же обитают тёплые валенки и

пуховый платок. Повсюду на стенах и полках много вышитых рушниковВ «мужском углу», возле входа, висят плетёные лапти, полка с

инструментами, необходимые для хозяйственных нужд.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети

лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития

ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет

и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются

всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них

настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на

вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из

употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа и т. д.

Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти

вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы

не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут

они значения старины, которое так важно понять.

В этом году на базе музея планируются тематические занятия и экскурсии по

подгруппам для всех воспитанников детского сада, а также их родителей и

гостей ДОУ. Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это

позволяет разнообразить занятия, сделать их более яркими и, как следствие,

более запоминающимися.

В нашем музее так же собирается коллекция часов. Они очень разные:

старые часы с кукушкой, современные будильники, романтические часы с

фигурами и т. д.

Музей «Жили-были позволяет познакомить детей с бытом русской

крестьянской избы, воспитывать любовь, уважение к культуре, традициям,

обычаям, быту русского народа, развивать интерес к фольклору русского

народа. Фольклор оказывает нравственное влияние, пробуждает в детях

чувство прекрасного, любовь к людям, ко всему живому, интерес и уважение

к труду. Благодаря простоте и мелодичности звучания песен, потешек,

прибауток, сказок, этих маленьких шедевров, полных глубокой мудрости,

лиризма и юмора, дети их легко запоминают, приобретая вкус к образному,

меткому слову, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Заключение:

Проект пополняет знания о культуре и быте русского народа, приобщает к

национальному искусству. Это и есть стратегия развития личностной

культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает

детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему

личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая

позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично,

не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с

культурными ценностями, идеалами и образами.

Музей. И в прошлое ведет нас память - нить.

Как интересно жили наши предки!

Открытия такие, что нередко

Нас могут удивить и поразить!

История то города, то края.

И гид уверенно ведет во глубь времен.

И прежней жизни множество имен.

И "пыль веков" невидимо витает.

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

А. Леонова

Публикации по теме:

Проект создания мини-музея в детском саду «Хлеб — всему голова» Методическая разработка по теме: «Мини – музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Мини-музей.

Проект создания мини-музея «Народный быт. Русская изба» Цели и задачи: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры; Знакомить детей с историей, культурой.

Проект создания мини-музея ткани «Шелк»Проект создания мини-музея ткани «Шелк» Программное содержание:-закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа,.

Проект создания мини-музея «Чудо-росток» Проект: Мини – музей «Чудо – росток» Актуальность: Дети в любом возрасте - «любознайки» и «почемучки». Они задают множество вопросов о том,.

Проект создания мини-музея «Деревянная игрушка» Проблема. Помочь детям осознать значимость знания истории и культуры русского и мордовского народов. Цель проекта. Познакомить детей с историей.

Проект создания мини-музея «Хлеб — всему голова» Наименование проекта: Создание мини – музея «Хлеб – всему голова». Разработчики проекта: воспитатели Косенкова Е. Г. Леснякова Г. В. Срок.

Проект создания мини-музея «Золотая хохлома» (логопедическая группа)Проект создания мини-музея «Золотая хохлома» (логопедическая группа) Паспорт мини-музея логопедическая группа Руководитель музея: Комиссарова Светлана Геннадьевна – воспитатель ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Профиль.

Проект создания музея «Мой любимый город Братск» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта У дошкольников недостаточно сформированы представления о родном городе и его жителях – братчанах Знания.

Проект создания экологического мини-музея «Ракушки» Проект создания экологического мини-музея «РАКУШКИ». Когда люди попадают на пляж, то увлеченно собирают дары моря. Да и как их не собирать?.

Проект «Жили-были. Эволюция жилища человека»Проект «Жили-были. Эволюция жилища человека» Проект «Жили-были» (или «Такое разное жилище человека», реализованный в МДОБУ ЦРР-д/с №118 г. Сочи в 2015 году. Руководитель проекта: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект создания музея «Жили-были»
Опубликовано: 8 марта 2016 в 14:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД