Проект «Сталинградская битва в истории родного детского сада»

Алла Валерьевна Лиховидова
Проект «Сталинградская битва в истории родного детского сада»

Формирование патриотических и нравственных представлений и развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР посредством проекта «Сталинградская битва в истории родного детского сада»

Проект «Сталинградская битва в истории родного детского сада»

Участники проекта: воспитанники старших групп для детей с ОНР, педагоги, родители

Тип проекта: педагогический, исследовательский, детско-взрослый, краткосрочный

Цель - результат проекта: Создание условий для обогащения детей знаниями о Сталинградской битве, истории родного детского сада через пополнение фонда мини-музея ДОУ историческими материалами; изготовление книги памяти об участии родственников в ВОВ и Сталинградской битве, альбома об истории детского сада «Ровеснику Сталинградской битвы посвящается», макета детского сада.

Задачи:

изучить историю семьи, собрать материал об участии близких родственников в ВОВ и Сталинградской битве;

изучить историю дошкольного учреждения на основе архивных документов и материалов, а также с помощью интернет-ресурсов;

пополнить мини-музей ДОУ «Страницы истории» новыми материалами для знакомства с историческим прошлым детского сада, подвигом работников д/с и людей, защищавших город, страну;

активизировать интерес к изучению истории детского сада, способствовать формированию чувства уважения к героическому прошлому нашего города, страны, сохранении памяти о подвигах защитников Отечества, ощущения сопричастности к прошлому малой Родины;

развивать языковую способность детей, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, формировать коммуникативные умения с учетом речевых возможностей детей.

развивать психические, эмоциональные, творческие качества детей, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером).

воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям (фотографиям, наградам) и музейным экспонатам.

• привлекать родителей к патриотическому воспитанию дошкольников (совместному участию в различных мероприятиях: экскурсиях, выставках, и т. д.)

Методы: исследование исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся архивах детского сада и семей воспитанников.

Проект направлен на нравственное воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики, которая строится с учетом особенностей современного музея, его уникальностью предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и документами прошлого и настоящего. При использовании информационной поддержки семей воспитанников, сотрудников МОУ, в мини-музее собраны уникальные наградные документы ветеранов Сталинградской битвы и ВОВ, фотографии, информационные материалы; оформлены постоянные экспозиции: «Книга Памяти», посвященная участникам ВОВ и Сталинградской битвы, альбом «Ровеснику Сталинградской битвы посвящается» (об истории родного д/с, «Герои былых времен» (документы военных лет, фото, награды)», изготовлен макет д/с.

Актуальность

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого

– с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к её истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Программа определяет совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан. Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан предусматривается: продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России; разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания; разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации; разработка модели реализации основных направлений деятельности институтов государственной власти по патриотическому воспитанию и ее апробация; изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, являющейся частью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», говорится «о воспитании у граждан чувства гордости за исторические. достижения страны, о формировании чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, сохранении памяти о подвигах защитников Отечества, о повышении интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам».

Огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающих поколений уделяли выдающие педагоги и общественные деятели прошлого. Эта проблема поднимались в трудах В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др. Они акцентировали внимание на воспитании сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.

Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между: современными требованиями общества к формированию патриотической воспитанности старших дошкольников и недостаточной теоретической и методической разработанностью; необходимостью создания условий для патриотического воспитания старших дошкольников.

В большинстве федеральных комплексных программ воспитания и обучения, переработанных в соответствии с ФГОС нет специально выделенного раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В федеральных государственных образовательных стандартах патриотическое воспитание дошкольников включено в образовательную область «Социально - коммуникативное развитие». И все задачи нравственно-патриотического воспитания решаются в них в обобщенном, социально-ориентированном виде. Выявленные противоречия, недостаточная разработанность проблемы патриотического воспитания старших дошкольников доказывают ее актуальность.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма, так как ребенка отличает искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, доверие к старшим. Знания и впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти надолго, оказывая глубокое влияние на его развитие.

Ознакомление с историей родного города, детского сада, людей, как одна из задач патриотического воспитания дошкольников, успешно осуществляется в проектной деятельности, направленной на формирование патриотических и нравственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в ходе подготовки к празднованию 75 – летия Победы в Сталинградской битве. Во время беседы об истории Сталинградской битвы, проведения виртуальной экскурсии по памятнику-ансамблю «Героям Сталинградской битвы», было отмечено, что у старших дошкольников с ОНР объем знаний об истории освобождения родного города от немецко - фашистских захватчиков недостаточный, уровень знаний об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне низкий.

У большинства детей Сталинградская битва и Великая Отечественная война ассоциируется с празднованием Дня Победы. Как они ходили семьей на салют, некоторые воспитанники были участниками «Бессмертного полка» и несли в руках портреты своих прадедушек. Один ребенок даже высказался, что он тоже был на войне.

Возникла необходимость создания проекта, основной целью которого является ознакомление с героической историей родного города, историей детского сада, роли своей семьи и людей в истории великой Победы, сбор архивного материала, семейных реликвий.

Успешность формирования патриотических и нравственных представлений, а также развития языковой способности у дошкольников с ОНР возможна путем комплексирования познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, продуктивной деятельности детей. Дети, исследуя семейные архивы, узнают историю своего города, участие членов семьи в Сталинградской битве и в ВОВ, родители и педагоги собственным примером воспитывают уважительное отношение к памяти героев, героическому прошлому страны.

Этапы работы:

I. Диагностический

Для определения уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР был проведен первоначальный мониторинг уровней развития патриотических чувств, разработанный на основе существующих методик, предложенных такими авторами Маркова А. К., Н. В. Микляева, а также была проведена беседа о героическом прошлом нашего города (Приложение № 1).

Обобщение результатов показало, что у детей объем знаний об истории родного города недостаточный, ниже среднего. Дети не знают, как назывался наш город во время войны, не имеют представления о Сталинградской битве. Только 25% детей смогли назвать некоторые общественные исторические места, связанные с ВОВ в нашем городе, и только 7% детей назвали имена прадедушек, воевавших в ВОВ.

II. Теоретический

Цель: разработка проекта; создание условий для реализации проекта.

Для реализации проекта было создана творческая группа, в состав которой входили заведующая ДОУ, учителя-логопеды, воспитатели. В результате совместной работы решались задачи:

1. Сбор педагогами ДОУ краеведческого материала об истории дошкольного учреждения в военные и послевоенные годы для пополнения мини-музея «Страницы истории» детского сада.

2. Разработка конспектов занятий и подбор материала для НОД согласно теме проекта.

3. Разработка картотеки стихов, загадок, пословиц на военную тематику.

4. Привлечение родителей к совместному участию в проекте (посещение музея-панорамы «Сталинградская битва», интерактивного музея «Россия – моя история» г. Волгограда в пойме р. Царицы; сбор сохранившихся семейных архивных документов, фотографий для пополнения музейного фонда ДУ).

III. Практический

В ходе реализации проекта были организованы и проведены следующие мероприятия:

Цикл занятий с детьми по теме проекта: «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Сталинград», «Боевая техника», «Подвиг прадеда», «Наша армия» (Приложение № 2).

серия бесед по теме проекта: «Подвиг народа в Сталинградской битве», «Страницы истории родного детского сада»,

«Военная техника – защитница и помощница солдат».

Час памяти с использованием мультимедийной презентации «Дети Сталинграда»;

экскурсия в мини-музей д/с «Страницы истории»;

конкурс детских работ на тему «Военная техника», «Детский сад глазами детей»; изготовление медалей из солёного теста.

акция «Памяти павшим будем достойны» с возложением цветов к памятнику воинам 62-й и 65-й армий в парке им. Ю. А. Гагарина;

просмотр документального фильма «Сталинград» с использованием интернет - ресурсов, виртуальная экскурсия в музей – заповедник «Сталинградская битва»

посещение мероприятия в филиале детской библиотеки № 2, посвященного 75- летию Победы в Сталинградской битве «Мы отсюда к победе пришли».

В образовательной деятельности совместно с педагогом дети

- ознакомились с содержанием патриотического уголка в группе;

- посетили мини-музей ДОУ «Страницы истории»;

- поиграли в серию игр-лото «Люби и знай свой край»: «История Сталинградской битвы», «Исторические памятники», «Достопримечательности Волгограда»;

- рассмотрели наборы открыток «Волгоград», «Мамаев Курган», иллюстрации к книге «Мамаев Курган»;

- прочитали книгу «За оборону Сталинграда» В. Богомолова;,

- прослушали аудиозаписи песен военных лет.

В ходе реализации проекта дети приобрели знания о героическом прошлом родного города в годы Сталинградской битвы, истории своей семьи, детского сада, научились работать с краеведческим материалом.

IV. Диагностический

В процессе проведения диагностики результатов проекта, с детьми были проведены беседы, которые позволили выявить увеличение интереса к истории своей семьи. Так же было отмечено, что ребята проявляют интерес к героическому прошлому родного города. У ребят появился интерес к сбору исторического и краеведческого материала.

Итоговый результат показал, что 30 % детей проявляют интерес к истории своей семьи, 64% - проявили выраженный интерес к героическому прошлому родного города.

Успешность проекта обеспечивает предметно-развивающая среда ДОУ:

1) мини-музей ДОУ № 59 «Страницы истории», пополнение его новым материалом:

• альбом «Книга памяти. Родным героям посвящается» (о членах семьи, участниках ВОВ и Сталинградской битвы);

• альбом «Ровеснику Сталинградской битвы посвящается» (об истории родного детского сада во время ВОВ и после; воспитателям детского сада, работавшим в военное и послевоенное время; людям, защищавшим и восстановившим город после войны).

• ордена, юбилейные медали и знаки ветерана Великой Отечественной войны, копии наградных документов и др.

• макет детского сада, созданный руками родителей.

2) патриотические уголки в группе:

• подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны:

- набор открыток «Город – герой Волгоград»;

- альбом «Военная техника и оружие времен ВОВ»;

- дидактические игры с патриотическим содержанием.

• подборка художественной литературы – рассказов, картотека стихов, загадок, пословиц на военную тематику.

Проект «Сталинградская битва в истории родного детского сада» был успешно реализован в период с декабря 2017 года по январь 2018 года. Работа в данном направлении продолжается по настоящее время.

Литература:

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2003 г – 168с

3. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2. – (проект «Я - гражданин, патриот»)

4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Правительство РФ, постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва

5. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.

6. Лосева Л. В., Корепанова М. В., Яценко А. М. Мы живем на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, 2003 г.

7. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.

8. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребёнок в детском саду. – 2001. — № 4. – (проект).

9. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Проект участка детского сада»Мастер-класс «Проект участка детского сада» Обязательным атрибутом пребывания ребенка в детском саду являются прогулки на свежем воздухе. Они происходят на закрепленном за.

Конспект занятия «История родного детского сада» в рамках методической разработки «Мы из Придонья» Цель: познакомить с историей детского сада. Задачи: • Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить.

Перспективный план работы по приобщению младших дошкольников к истории родного края Описание опыта работы по приобщению младших дош-в к истории родного края через ознакомление с худ-й лит-ой с перп-м планом Дошкольный возраст.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В.

Проект «Цветы для клумбы детского сада» Проект «Цветы для клумбы детского сада» Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Пушкина Лариса Евгеньевна Вид проекта:.

Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой. Актуальность: Современный человек не может считаться культурным, если он не.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Форма проведения.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Весна
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект «Сталинградская битва в истории родного детского сада»
Опубликовано: 16 января 2018 в 20:54
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Лето красное — пора...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Лето красное — пора прекрасная! » «Лето красное — пора прекрасная! » Звучит веселая...
Консультация по ОБЖ для родителей «Ягодный сезон»
Здравствуй, лето-летечко, Ягодное времечко! С голубою голубикой, С чёрной ягодой черникой, С тёмно-красной земляникой! Автор: О. Теплякова Ягоды -...
Колокольчики из пластиковых бутылок. Поделка своими руками
Колокольчик- белый цвет Ты открой нам свой секрет, Почему ты не звенишь, Хоть головкой шевелишь, То от ветра клонишься, То от солнца скроешься....
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...