Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Наталия Павлова
Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Тема проекта:

«Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Продолжительность проекта: долгосрочный, 10.10.2010 – 15.10.2013уч. год

Вид проекта: воспитательный.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, родители.

Цель проекта: формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников посредством реализации принципов гендерного подхода.

Задачи проекта:

- создать образовательные условия для формирования собственных жизненных ориентиров в выборе здорового образа жизни дошкольника;

- научить оценивать свои физические возможности;

-воспитывать осознанное ответственное отношение к своему здоровью;

-формировать и совершенствовать у дошкольника физические качества и жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- сформировать представления о своем теле, что полезно и что вредно для организма.

-повысить интерес к разнообразным, увлекательным мероприятиям физкультурной направленности, с целью оздоровления дошкольника.

Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования- средства, методы, формы организации воспитания, обеспечивающие становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем:

-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;

-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;

-способность осознавать ответственность за свое здоровье.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Становление ценностей здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма; уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями; стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.

Какой образ жизни нужно считать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:

– настрой на здоровый образ жизни;

– достаточную двигательную активность;

– умение регулировать свое психическое состояние;

– правильное питание;

– четкий режим жизни;

– отказ от вредных привычек;

– выполнение гигиенических требований;

– умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если и не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека. Социальные изменения, которые происходят в современном мире, привели к стиранию границ женского и мужского поведения, которые, в свою очередь, дали огромные возможности для проявления индивидуализации каждого, поэтому, остро встает проблема готовности педагогов ДОУ к воспитанию и обучению детей на основе гендерного подхода.

Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся становление детей к ценностям здорового образа жизни.

Таким образом, выявляем противоречие: с одной стороны, общество нуждается в здоровых гражданах, способных принести пользу; с другой стороны, процесс обучения и воспитания в школах и детских садах не в полной мере направлен на становление ценностей здорового образа жизни обучающихся и воспитанников детских садов, реализуя традиционные подходы и принципы к процессу образования на современном этапе его развития.

Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем:

-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;

-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;

-способность осознавать ответственность за свое здоровье.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. В настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами. У девочек и мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, в которой наиболее ярко проявляются их особенности.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ» №273, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года № 52- ФЗ; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 года №468, «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 14.09.1995года № 942 и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Становление ценностей здорового образа жизни – это процесс, направленный на овладение его элементарными нормами и правилами в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Становление ценностей здорового образа жизни побуждает к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычками.

Постановка проблемы.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей становление ценностей о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе. Одно из условий эффективности оздоровления и физического воспитания детей это -принципы построения комплексной работы по становлению ценностей здорового образа жизни детей в условиях детского сада и различные формы их реализации в педагогическом процессе; методы и приемы подхода к детям в формировании здоровья ребенка в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения; особенности организации двигательного режима в ДОУ.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование здорового образа жизни средствами туристско-краеведческой работы ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ Искусство долго жить состоит, прежде всего, в.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни» В настоящее.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Фотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольниковФотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольников «…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников. …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять.

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Воспитание здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) В январе наш Детский сад участвовал в муниципальном этапе всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» Цель которой –воспитание.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Этикет
Автор публикации:
Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 10:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Яблочный Спас: история, традиции и приметы
Яблочный Спас отмечается 19 августа. История этого праздника связана с библейским сюжетом. В этот день Иисус Христос возвел своих апостолов Петра,...
Фотоотчёт о реализации экологического проекта в старшей группе «Эти удивительные...
Фото отчёт о реализации экологического проекта в старшей группе "Эти удивительные насекомые" Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фото отчёт о...
Мастер-класс для педагогов «Технология изготовления зимних веток в инее из салфеток»
Технологическая карта мастер-класса Тема: Технология изготовления зимних веток в инее из салфеток. Цель: Познакомить с технологией изготовления зимних веток...