Лучший педагог года

Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Наталия Павлова
Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Тема проекта :

«Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»

Продолжительность проекта : долгосрочный, 10.10.2010 – 15.10.2013уч. год

Вид проекта : воспитательный.

Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, родители.

Публикация «Проект „Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода“» размещена в разделах

Цель проекта : формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников посредством реализации принципов гендерного подхода.

Задачи проекта :

- создать образовательные условия для формирования собственных жизненных ориентиров в выборе здорового образа жизни дошкольника;

- научить оценивать свои физические возможности;

-воспитывать осознанное ответственное отношение к своему здоровью;

-формировать и совершенствовать у дошкольника физические качества и жизненно необходимые двигательные умения и навыки;

- сформировать представления о своем теле, что полезно и что вредно для организма.

-повысить интерес к разнообразным, увлекательным мероприятиям физкультурной направленности, с целью оздоровления дошкольника.

Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования- средства, методы, формы организации воспитания, обеспечивающие становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем :

-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;

-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;

-способность осознавать ответственность за свое здоровье.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Становление ценностей здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма; уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями; стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни.

Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.

Какой образ жизни нужно считать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать :

– настрой на здоровый образ жизни;

– достаточную двигательную активность;

– умение регулировать свое психическое состояние;

– правильное питание;

– четкий режим жизни;

– отказ от вредных привычек;

– выполнение гигиенических требований;

– умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если и не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека. Социальные изменения, которые происходят в современном мире, привели к стиранию границ женского и мужского поведения, которые, в свою очередь, дали огромные возможности для проявления индивидуализации каждого, поэтому, остро встает проблема готовности педагогов ДОУ к воспитанию и обучению детей на основе гендерного подхода.

Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся становление детей к ценностям здорового образа жизни.

Таким образом, выявляем противоречие: с одной стороны, общество нуждается в здоровых гражданах, способных принести пользу; с другой стороны, процесс обучения и воспитания в школах и детских садах не в полной мере направлен на становление ценностей здорового образа жизни обучающихся и воспитанников детских садов, реализуя традиционные подходы и принципы к процессу образования на современном этапе его развития.

Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем :

-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;

-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;

-способность осознавать ответственность за свое здоровье.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования : сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. В настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами. У девочек и мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, в которой наиболее ярко проявляются их особенности.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ» №273, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года № 52- ФЗ; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 года №468, «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 14.09.1995года № 942 и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Становление ценностей здорового образа жизни – это процесс, направленный на овладение его элементарными нормами и правилами в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Становление ценностей здорового образа жизни побуждает к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычками.

Постановка проблемы.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей становление ценностей о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе. Одно из условий эффективности оздоровления и физического воспитания детей это -принципы построения комплексной работы по становлению ценностей здорового образа жизни детей в условиях детского сада и различные формы их реализации в педагогическом процессе; методы и приемы подхода к детям в формировании здоровья ребенка в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения; особенности организации двигательного режима в ДОУ.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование здорового образа жизни средствами туристско-краеведческой работы ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ Искусство долго жить состоит, прежде всего, в.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни» В настоящее.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Фотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольниковФотоотчет о формировании здорового образа жизни у дошкольников «…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников Воспитание мотивации здорового образа жизни у дошкольников. …С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять.

Воспитание здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Воспитание здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) В январе наш Детский сад участвовал в муниципальном этапе всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» Цель которой –воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 10:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД