Елена Арбузова
Проект «Мы здоровью скажем — да» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев.
Одна из основных задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности. Так как здоровье это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Публикация «Проект „Мы здоровью скажем — да“ в старшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире
приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» —так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Возникла проблема: Как не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.
Тема проекта «Мы здоровью скажем да!
Проблемное поле проекта :
Недостаточное знание детьми дошкольного возраста о ЗОЖ
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :
• Игровые
• Проблемно – поисковые
• Технология детских проектов
• Исследовательско–поисковый
• Информационно – коммуникативные технологии
• Технология сотрудничества.
• Технология моделирования.
• Художественное слово
Цель :
• Сформировать у детей основы здорового образа жизни.
Задачи проекта :
• Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
• Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
• Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
• Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции
Планируемые результаты:
• Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
• Приобретение привычки к ЗОЖ.
• Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Дети старшей группы Продуктивная деятельность в процессе ООД. Помощь родителям. Участие в итоговом мероприятии.
Воспитатели Организация прогулок и экскурсий. Проведение ООД по тематике проекта. Подготовка итогового мероприятия.
Родители Изготовление нестандартного оборудования, помощь в подборе информации и оформлении по теме проекта
Физинструктор Разучивание новых подвижных игр, утренняя гимнастика, спортивные мероприятия
Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы здоровью скажем да!»
Описание продукта, полученного в результате проекта :
Система оздоровительной работы в МБДОУ «Светлинский детский сад «Светлячок»
Стенгазета «В здоровом теле здоровый дух»
Стенгазета «Я здоровье берегу»
Сценарий развлечения мероприятия «Мы здоровью скажем да!»;
Вид проекта : групповой, информационный, практико-ориентированный.
Состав участников:
• Воспитатель Арбузова Е. В. – реализовать проект в детском саду
• Все дети старшей группы – участники проекта;
• Родители детей старшей группы
• Физинструктор Жидрова Л. А.
Интеграция образовательных областей
№№
пп Название образовательной области Содержание
(краткое) Задачи
1 Физическое развитие Подвижные игры, изучение правил; игровой самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук, пальчиковые игры, Профилактические гимнастики (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). Оздоровительная ходьба по территории детского сада
Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, координация и гибкость; способствующих правильному формированиюопорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств
детей;способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); содействовать формированию правильной осанки;закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце,
воздух и вода, различные традиционные и современные методики;
способствовать сохранению положительного психо-эмоционального
состояния детей;
2 Речевое развитие Чтение рассказов, сказок, загадок о ЗОЖ. Беседы с детьми. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря по теме здоровье. Развитие литературной речи к словесному искусству.
3 Художественно-эстетическое
Изобразительное творчество Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
4 Социально-коммуникативное Беседы, игры, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
5 Познавательное развитие Беседа о ЗОЖ, дидактические игры, экскурсии Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. ; формирование представлений о ЗОЖ.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
• Связь с родителями, выполняющими роль участников и зрителей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта для педагога :
• Физкультурный уголок в группе;
• Спортивный зал;
• Спортивный участок на территории МБОУ «Светлинский детский сад «Светлячок»»;
• Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
• Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий развлечения и т. д. спортивный инвентарь).
• Подборка методической литературы
• Аудиозаписи, презентации, энциклопедии, иллюстрации, материал для проведения образовательной деятельности.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2018 – май 2019
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.
Сентябрь 2018
Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Сентябрь 2018
Практический
ООД; наблюдения; экспериментальная деятельность; сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, закаливание утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика,самомоссаж)
Октябрь 2018-апрель 2019
Презентационный Проведение Развлечения «Мы здоровью скажем да!»;
Оформление стенгазет
Выставка рисунков детей Май 2019
Контрольный Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. Май 2019
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 ООД «Вкусная здоровая пища»
«Что я знаю о себе»
Вот я какой! (внешнее строение человека)
-Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние)
«Личная гигиена»
«В гостях у -Чистота – залог здоровья
Чтобы зубы были здоровыми
Игра – викторина «Уроки Мойдодыра»
Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) :«Овощи, фрукты - полезные продукты»;«Витаминная корзина»;«Овощи на тарелке»;«Живые витамины»;«Здоровье-болезнь»;
«Дети делают зарядку»; «Спорт»
рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»; «Витаминные продукты».
Лепка «Мы делаем зарядку» - коллективная работа.
НОД с применение здоровьесберегающих технологий :«Правильная осанка»; «Изучи себя»;«Для чего нужна зарядка»
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Октябрь- апрель
2 Наблюдение Экскурсия на пищеблок детского сада
Экскурсия в медицинский кабинет д. /сада
Прогулки
Цикл ежедневных наблюдений Октябрь- апрель
3 Экспериментирование,
Моделирование «Угадай на вкус»
«Волшебник – шиповник»
«Конструирование тела» ;изготовление макета «На стадионе», «Зимние забавы». Октябрь- апрель
4 Самостоятельная работа детей С. р. и : «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин»; «На приеме у врача»; «Скорая помощь»; Игра-драматизация: «Уроки Мойдодыра»; Самостоятельная деятельность в игровых зонах. Октябрь- апрель
5 Подвижные игры «Быстро возьми, быстро положи»; «Лягушки и цапли»; «Кого назвали - тот и ловит»;«Забрось мяч в корзину»; «Передай мяч», «Прыгай с мячом»; Разрешается - запрещается» «Части тела»;«Весело и грустно» «Баба сеяла горох», «Где мы были, мы не скажем»
Игры-эстафеты: «Сбор урожая»; «Перенеси лекарства;«Займи место в обруче»; «Сбор снежков»; Оздоровительная пробежка по территории детского сада Октябрь- апрель
6 Просмотр презентаций Вредные и полезные продукты»
«Я мое тело»
«Виды спорта»
Презентация нетрадиционного оборудования, изготовленного родителями и игры с ним. Октябрь- апрель
7 Взаимодействие с родителями Объявление о начале реализации проекта
Консультация для родителей: «Здоровое питание - здоровый ребенок»
Подбор фото и видео материалов по теме проекта.
Знакомство родителей с развивающей предметно-пространственной средой зоны «Физического развития»
Мастер – класс «Су- джок терапия»
Домашние задания для самостоятельного выполнения. «Изготовление спортивного нестандартного оборудования»
Консультации (плановые и по запросам родителей) :
Примерная тематика консультаций:
«Активный отдых дошкольников»;
«О формировании правильной осанки, профилактике плоскостопия»;
«Спокойный сон – здоровый ребенок»;
«Проведение закаливания дома и его роль в повышении сопротивляемости организма»
Консультация «10 советов по укреплению физического здоровья детей»
Рекомендации для родителей «Закаливание»
Как приучить ребенка чистить зубы»
- «Полезные привычки»
- «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»
Анкетирование Октябрь- апрель
8 Групповое обсуждение «Польза овощей и фруктов»
«Витамины и здоровье»
«Уроки правильного питания»
«Полезные вещества – что это?»
«Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке»,
«Я и моё здоровье»
«Здоровое тело»
«Личная гигиена»
«Что такое ЗОЖ?»
«Чистота – залог здоровья»
«Для чего нужна зарядка»
«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
«Микробы»
«Правила поведения на прогулке»
«Откуда берутся болезни»
«Чтобы кожа была здоровой»
«Секрет здоровой улыбки».
«Чтобы глаза видели»
«Слух»
«Бесценная и всем необходимая вода».
«Волшебный сундучок «Здоровье»
Рассуждалки
Октябрь- апрель
9 Дидактические игры «Где найти витамины?»;«Овощи в погреб»; «Фрукты, ягоды в компот, джем»;«Съедобное-несъедобное»; «Правильные картинки (как беречь своё сердце)»;«Видим, слышим, ощущаем»;«Если ты заболел»; «Живое — неживое» ; «Что полезно кушать, а что вредно» ; «Предметы личной гигиены» ;«Что у нас внутри?»;«Я принимаю душ»;«Я умываюсь»;«Мое тело»;«Чтобы зубы были крепкими»;«Режим дня»; «Спорт»;«Правила личной гигиены»;
«Первая помощь при травмах»;«Полезная и вредная еда»
Октябрь- апрель
10 Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций по теме «Витамины»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье Октябрь- апрель
11 Восприятие худ. произведений
«Горшок каши» Б. Гримм;«Яблоко» В. Сутеев; «Слава хлебу!» С. Погореловский;«Пословицы и поговорки о еде»; Михалков «Прививка», пословицы, загадки; А. Барто «Девочка чумазая»; С. Семёнов «Как стать неболейкой»; С Михалков «Про мимозу»; просмотр мультфильма «Мойдодыр»; стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочуконфет»;
«Сладкоежка»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
К. Чуковский «Федорино горе» ;Обыгрывание потешки «Водичка,водичка.»
Октябрь- апрель
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации для родителей «Закаливание»
Уважаемые родители, большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «Здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка всего, чего его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания правильную организацию игры и физических упражнений. Для закаливания хотелось бы посоветовать нашим родителям:
Основными факторами закаливания является солнце, воздух и вода. Начинать закаливание детей можно с первого месяца жизни, после осмотра малыша врачом – педиатром.
«Холодный тазик»
Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребенка, стоящего в ванне. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы – 1 минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 минут. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 минуты в хорошем настроение ребенка, чем 5 минут с капризами.
«Холодное полотенце»
Если ребенку не нравиться отираться холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой, Рекомендуемая температура +12С. Попросите ребенка потопать ножками в течение 1 минуты. Вытрите ребенку ноги, не растирая, а промокая полотенцем. Процедуру нужно проводить утром и на ночь.
«Контрастный душ»
Ребенок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в теплой воде. Затем скажите ребенку : «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, ребенок подставляет в воде свои пяточки, ладошки. Процедуру повторяют не менее 3-х раз. После укутайте ребенка в теплую простыню, не вытирая, а, промокая воду, затем оденьте его для сна и положите в кровать.
Если ребенок боится, воздействие холодного душа, то сначала можно использовать тазик
Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго организовать определенными рамками. Однако родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физического крепкого ребенка даст возможность при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание.
Уважаемые родители предлагаем для Вас 10 советов по укреплению физического здоровья детей.
Совет 1. Старайтесь активно учувствовать в оздоровлении своего ребенка, не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучите ребенка строить свой день, чередуя отдух и труд. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон – лучшая профилактика утомления и болезни.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнение физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела, рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.)
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться оздоровительными факторами – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначение врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том как научить его укреплять свое здоровье.
К сожалению, некоторые родители считают, что ребенок с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не проснулся. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастает.
Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.
Особенна, велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, и о других людях. «Как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету» - все это имеет для ребенка большое значение. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Памятка для родителей
«Игры для укрепления здоровья малышей»
Уважаемые родители! Предложенная мною памятка, изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.
Игры на формирования правильной осанки.
Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.
Игра «В гости к мишке»
Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:
Маша (имя ребенка) и Егорка
Часто ходят к мишке с горки.
Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра, затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.
Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.
Игра «Качели-карусели»
Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами:
«Полетели карусели»
Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.
Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.
Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.
Игра Совушка-сова»
Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза. Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).
Игры при плоскостопии.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.
Игра «Донеси, не урони»
Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.
Оборудование: стулья, простынки.
Система оздоровительной работы в МБДОУ
Светлинский детский сад «Светлячок»
- Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года);
- Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)
- Режим дня «Каникулы»
- Индивидуальный режим дня
- Коррекция учебной нагрузки
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки,
плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
- оздоровительный бег, ходьба
Гигиенические и водные процедуры:
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды
Свето-воздушные ванны:
- проветривание помещений (в том числе сквозное);
- сон при открытых фрамугах;
- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
Активный отдых:
- развлечения, праздники, забавы, игры;
- дни здоровья;
Свето-цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса
Музыкотерапия:
- музсопровождение режимных моментов;
- музоформление фона занятий;
- музтеатральная деятельность
Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических
состояний;
- коррекция поведения
Спецзакаливание:
- босоножье, игровой массаж;
- обширное умывание;
- дыхательная гимнастика
Пропаганда ЗОЖ