Людмила Кулеш
Проект «Ступеньки в логику»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение Каргасокский детский сад № 27 «Алёнушка»
общеразвивающего вида
П Р О Е К Т
«СТУПЕНЬКИ В ЛОГИКУ»
Выполнил: Воспитатель
Кулеш Людмила Владимировна
КАРГАСОК 2014 год
Для формирования логического мышления у дошкольников, лучше всего использовать «стихию» ребенка - игру.
Ф. Фербель
ДЕВИЗ ПРОЕКТА
«Игра – это искра,
зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Проект „Ступеньки в логику“» размещена в разделах
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности, немаловажную роль уделяя и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и знания общих признаков предмета и явлений действительности. Большое место в развитии логики, занимают дидактические игры и упражнения, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Все это является ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В чем же заключаются основные принципы работы с развивающими логическими играми? Весь комплекс знаний с дидактическим материалом – излагается в игровой форме – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки.
Основные принципы ступенек :
- совмещение элементов игры и учения, переход к познавательной
деятельности.
- постепенное усложнение задач, условий игры.
- повышение умственной активности ребенка.
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
Необходимо помочь ребенку подняться на каждую ступеньку, «перерасти» эту ступеньку и бежать по лестнице знаний. Ребенок с развитым логическим мышлением, всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был научен счету.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта – практико–ориентировочный.
По количеству участников – групповой.
Продолжительность – 2 года.
Участники проекта - дети, родители, воспитатели.
Направление – социально-личностное, познавательно-речевое.
Характер содержания - ребенок и логическое мышление.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
- Именно с логического мышления начинается формирование
мировоззрения ребенка.
- В процессе развития логического мышления у ребенка формируются
умения рассуждать, делать умозаключения, в соответствии с законами
логики, построение причинно-следственных связей.
- Так же развиваются такие качества, как любознательность,
сообразительность, смекалка, память, внимание, наблюдательность.
- Развивается речь ребенка посредством слова.
- Овладение логическими ступенями мышления в дошкольном возрасте
способствует развитию умственных способностей, что необходимо для
перехода детей к школьному обучению.
Г И П О Т Е З А
Если выстроить комплексную систему сопровождения развития логических приемов умственных действий ребенка, то это позволит повысить качество математического развития дошкольника.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СТУПЕНЕЙ.
1. Средства, развивающие логическое мышление
- игры и упражнения на установления причинно-следственных связей в
природных и социальных явлений.
- занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и
установление причинности.
- загадки, задачи-шутки.
- игры–лабиринты.
- игры с счетными палочками Кюизенера, блоки Дьенеша.
- стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации.
2. Методы проекта
- словесный
- проблемно-поисковый
- наглядный
- игровой
- моделирование
3. Формы организации проекта
- индивидуально-творческая деятельность.
- учебно-игровая деятельность.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
- Формирование познавательных способностей детей дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
- Способствовать развитию познавательной активности детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнение,
обобщение, классифицировать на математическом и жизненном уровне.
- Совершенствовать произвольное внимание, память, логическое
мышление детей.
- Развивать умение высказывать простейшие суждения, умозаключения
на основе приобретенных знаний.
- Воспитывать стремления к приобретению новых знаний и умений.
- Развивать умственные способности детей через логико-математические
способности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Формирование познавательных логических ступеней в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Интегрированные качества, формируемые у ребенка: любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
- Оформление папки-передвижки.
- Рекомендации, консультации для родителей.
- Деловая игра «Путешествие в страну логических игр».
ЛОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ.
Умозаключение, суждение – (основные формы абстрактного мышления) Обобщение – (мысленное объединение отдельных предметов в какое-
либо понятие на основе похожих признаков)
Синтез – (мысленное объединение отдельных предмет в какое-либо
понятие на основе похожих признаков)
Отрицание – (познаем отдельные предметы путем анализа)
Классификация – (распределяем предметы по группам)
Сравнение – (мысленное установление сходства или различая предметов)
Анализ – (мысленное расчленение предметов на их составные части,
выделение необходимых признаков)
Умозаключение, суждение
Обобщение
Синтез
Отрицание
Классификация
Сравнение
Анализ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап: Организационно – подготовительный.
- изучение методической литературы по данной теме.
- подбор игровых упражнений, д\ игр.
- подбор картинного материала.
- изготовление раздаточного материала.
- календарно – тематическое планирование.
2-й этап: Основной – внедренческий.
- создание полноценной развивающей среды, организация
работы по интересам ребенка.
3-й этап: Презентация проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Д\игра «Сложи узор» (кубики)
Д\игра «Коврик» (палочки Кюизера)
Цель: Развитие комбинированных способностей путем комбинирования
цвета, размера, формы.
Д\игра «Чего не хватает?»
Д\игра «Что пропущено?»
Цель: Развитие наблюдательности творческого воображения.
Д\игра «Построй дорожку»
Д\игра «Необычные фигуры»
Игры с блоками Дьенеша
Цель: Развитие умения выявить свойства классифицировать предметы.
Д\игра «Что перепутал художник?»
Д\игра «Отличи по признакам»
Д\игра «Обведи карандашом то, что думаешь. Объясни свой выбор»
Д\игра «Закончи фразу»
Цель: Развитие речи, логики, внимания, сообразительности.
Д\игра «Отгадай фигуру по загадке»
Цель: Развитие умения давать характеристику фигуре по известным
признакам и находить фигуру. (набор фигур, аппликации)
Д\игра «Засели фигуру на свой этаж»
Цель: Совершенствовать умение выполнять анализ, синтез.
(аппликации дома)
Д\игра «Геометрическое домино»
Цель: Находить фигуру по любому признаку, т. е. обобщение.
Д\игра «Домино героев мультфильмов»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, учить находить
одинаковые картинки, соединив в цепочку.
Д\игра «Сравни предметы»
Д\игра «Найди лишнее слово»
Цель: Учить выделять основные признаки сравнения.
Совершенствование действий сравнения (картинки, палочки, фиг.)
Д\игра «Узнай предмет»
Цель: Совершенствование действия анализа, синтеза.
Понятие отрицания некоторых признаков. (фигуры, карточки)
Д\игра «Мои любимые сказки»
Д\игра «Составь рассказ по плану»
Цель: Развитие речи, воображения по силуэту узнать персонажей.
Д\игра «Подбери заплатку к коврику»
Д\игра «Чего не хватает?»
Цель: Освоение приемов конструирования алгоритм действий.
(фигуры, аппликации, картинки)
Д\игры Словесно – логически «Заметь ошибку», «Кто где живет?»
Цель: Развитие речи, мышления, сообразительности.
Д\игра «Что лишнее?»
Д\игра «Две дорожки»
Цель: Развитие речи, умение сравнивать.
Д\игра с палочками Кюизнера.
Цель: Развитие творческого воображения, сообразительности.
Д\игры словесно – логические. «Закончи предложение», «Дополни ряд».
Цель: Умение определять результат деятельности.
Д\игра «Куда спрятался Мишка?», «Куда села муха?»
Цель: Умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ.
Д\игра «Назови одним словом»
Цель: Классификация предметов по признакам.
Д\игра «Да – нет – да»
Цель: Классификация, отрицание предметов по признакам.
Д\игра «Какое предложение правильно?»
Цель: Развитие речи, содержание логических слов.
Д\игра «Подбери пару»
Цель: Развитие речи, обобщение предметов по признакам, классиф.
Д\игра «Скажи наоборот»
Цель: Развитие внимания, мышления, речи.
Д\игра «Угадай, кто я?», «Из чего сделано?», «Составь предмет»
Д\игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Развитие воображения, двигательной активности, смекалки.
Д\игры «Составь узор», «Что было раньше, а что потом?», «Мозаика»,
«Танграм», «Поезд», «Цепочка».
Цель: Развитие самостоятельности, воображения, конструирование,
логического мышления.
Д\игра «Лабиринт», «Назови соседей», «Клад»
Цель: Развитие и умение ориентироваться в пространстве, смекалки.
Д\игры «Чудесный мешочек»
Цель: Совершенствовать действия анализа, синтеза.
В Ы В О Д
Своевременное овладение логическими приемами, переход от одной ступени к другой, способствует, как интеллектуальному развитию ребенка, так и личностным качествам будущего школьника.
Обучая малышей в игре, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Учебно–методическое обеспечение.
1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика. Ярославль «Академия развития», 1997г.
2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников.
Ярославль, 1997г.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления М. ,1984г.
4. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.
М., 2008г.
5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для школьников. М., 2008г.
6. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998г.
7. Светлова И. Логика. М., 2007г.
8. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001г.