МААМ-картинки

Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Тайны живой природы»

Зейнаб Бирамова
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Тайны живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект "Тайны живой природы" для детей подготовительной к школе группы и родителей

Участники:

дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Тип:

информационно - практико - ориентированный.

Продолжительность:

долгосрочный.

Цель:

разработать и апробироватъ модель взаимодействия ДОУ с семьей в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, Проект „Тайны живой природы“» размещена в разделах

Задачи:

— развивать познавательные способности в совместной практической деятельности с родителями;

— формировать предпосылки к поисковой деятельности;

— воспитывать у участников проекта бережное отношение к живой природе. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность».

Предполагаемый результат:

— активное включение родителей в деятельность детского сада по экологическому воспитанию детей;

— создание на территории ДОУ экологической тропы;

— создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников через формирование знаний о природных объектах экологической тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Продукт:

создание на территории ДОУ экологической тропы.

Актуальность проекта

Семья как среда развития личности оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения. Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют детям в ДОУ с точки зрения экологического образования. Например, на отдыхе родители рвут цветы для букетов, оставляют мусор и пр. Ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «Так говорила воспитательница». В лучшем случае родители не реагируют, в худшем — подрывают авторитет воспитателя: «Мало ли что вам там говорят». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в ДОУ, и требованиями родителей делает экологическое воспитание ребенка малоэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Поэтому одной из первостепенной задач ДОУ считается привлечение взрослых членов семьи к совместной деятельности.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предоставляют им, — лично значимой. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах не вызывает особого интереса у родителей, как и прямая агитация в виде плакатов и призывов. Также опыт показывает, что большинство родителей не имеют обширных знаний о растениях, животных, а главное — не могут использовать объекты природы для развития ребенка.

Поиск новых путей для реализации задач экологического просвещения и воспитания привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, родители, педагоги. Совместная работа по оформлению экологической тропы на территории ДОУ - пошаговая подготовка к ее созданию. Сюда входят разнообразные мероприятия, постепенное накопление материала, способствующие экологическому воспитанию всех участников, обретению опыта семейного общения, выработке одинаковых требований в семье и детском саду.

Проблема

Во время совместного похода в рощу воспитателей, детей и родителей внимание всех привлек развесистый дуб. На ветках и земле дети нашли желуди. От любознательных воспитанников сразу «посыпались» вопросы: «Почему около детского сада не растет это дерево? Как его можно посадить? Нужно ли за ним ухаживать?»

Предлагаем вашему вниманию план по реализации проекта.

Подготовительный этап

Разработка проекта, привлечение родителей к участию в совместной деятельности

Сентябрь

1. Анкетирование родителей

Задачи: мониторинг удовлетворенности родителей знаниями детей в области экологии и степени их желания участвовать в совместной с детским садом работе

2. Поход в рощу совместно с родителями и детьми

Задачи: Знакомить детей со взаимосвязями в окружающей природе и ее влиянием на здоровье человека. Учить переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с природой, сопереживание при неосторожном обращении с ней. Дать необходимые знания о нормах поведения в природе. Способствовать обеспечению безопасного образа жизни детей

Основной этап

Осуществление практических работ и составление рекомендаций по использованию экологической тропы

В течение года

1. Посадка желудя. Наблюдение за ним, оформление журнала наблюдений

Задачи: Формировать поисково-исследовательскую деятельность.

Поощрять положительное отношение к природе по принципу «Не навреди, можешь — помоги»

2. Создание книги- энциклопедии "Экологическая тропа в детском саду"

Задачи: Собрать с помощью родителей иллюстративный и текстовой материалы для реализации данного проекта (идеи дизайна, точки экологической тропы и т. д.

3. Проект «Лукошко добрых дел»

Задачи: Активизировать желание детей совершать поступки, направленные на охрану природы. Рекламировать природоохранительную деятельность детей группы

Сентябрь

1. Фотоинтервью «Вокруг света»

Задачи: Расширять представление детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, его многообразии.

Заинтересовать детей и родителей темой проекта

Октябрь

1. Родительское собрание «Давайте знакомиться»

Задачи: Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Обогащать отношения детей и родителей опытом диалогического эмоционального общения в совместной деятельности

2. Совместное с родителями развлечение «Посиделки»

Задачи: Через малые формы фольклора, художественное слово, пение вызывать у детей и родителей чувства радости, восхищения от ознакомления с разнообразием природного окружения.

Ноябрь

1. Субботний вечер в библиотеке на тему «Поэты и писатели о природе земли Кубанской»

Задачи: Показать красоту родной северной природы, воспетой в произведениях вологодских писателей.

Содействовать общению детей и родителей через совместные занятия в библиотеке.

2. Конкурс стихотворных композиций на тему «Любим мы природу в любое время года»

Задачи: Прививать любовь к художественному слову, отражающему природу.

Развивать умение работать на равных в паре «взрослый — ребенок»

Декабрь

1. Изготовление кормушек

Задачи: Создавать и организовывать регулярную «Птичью столовую» на территории детского сада.

Привлекать пап к взаимодействию с детским садом.

2. Выставка елочек из бросового материала

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к живой ели. Учить изготовлять ель из бросового материала

3. Круглый стол для родителей

Задачи: «Праздник елки в каждом доме»

Оказывать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях.

Январь

1. Конференция для детей и родителей «Необычное в обычном»

Задачи: Развивать логическое мышление — формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Формировать у детей умение выступать перед публикой.

Составлять паспорт точек будущей экологической тропы.

Приблизительные темы выступлений: «Как из гусеницы появляется бабочка», «Мастер- паучок», «Где ночуют птицы?», «Почему у елки зеленые иголки?», «Чем полезны муравьи?»

Февраль

1. Родительское собрание «Традиции нашей семьи»

Задачи: Помочь родителям осознавать значимость семейных традиций в экологическом воспитании детей.

Способствовать опыту семейного общения

2. Семейные посиделки.

Задачи: Развивать познавательный интерес, знакомить с историей возникновения чая. Воспитывать у детей доброе отношение к близким людям

3. Физкультурное развлечение для детей и родителей «В гости к Лесовичку»

Задачи: Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

Закреплять правила поведения в экстремальных условиях

Март

1. Экологический театр по рассказам В. Бианки

Задачи: Продолжить ознакомление с творчеством В. Бианки.

Воспитывать интерес к природоведческой литературе.

Развивать речевую активность детей через совместные и согласованные действия в процессе театрализованной деятельности (выступление перед воспитанниками детского сада с приглашением братьев и сестер)

2. Акция «Что умеют наши папы». Изготовление скворечников

Задачи: Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Способствовать активному участию дедушек в жизни детского сада

Апрель

1. Конкурс экологических газет «Прикоснись к природе сердцем»

Задачи: Расширять представление детей о взаимосвязи природы и человека.

Развивать познавательные интересы

2. Экологическая викторина «Знатоки природы»

Задачи: Закрепить знания детей о явлениях, происходящих в жизни растений, животных, насекомых, птиц.

Формировать у детей умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли.

Способствовать сближению членов семьи

3. Заседание творческой группы родителей по созданию экологической тропы на территории ДОУ

Задачи: Решить организационные вопросы по созданию экологической тропы

Заключительный этап

Создание экологической тропы на территории ДОУ и ее презентация

Май — июнь

1. Создание на территории детского сада экологической тропы

Задачи: Изготовить карту территории ДОУ. Изготовить план-схему экологической тропы.

Благоустроить территорию в соответствии с планом (подсыпка дорожек, посадка цветов, расстановка указателей и пр.).

Подготовить паспорт экологической тропы. Провести с детьми группы экскурсии по экологической тропе

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Тайны живой природы»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 18:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проект «Тайны живой природы»» (включая файлы) размещена пользователем Зейнаб Бирамова (УИ 148314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД