Наталья Емелина
Проект «Там, на неведомых дорожках» по сказкам А. С. Пушкина
Проект «Там, на неведомых дорожках» по сказкам А. С. Пушкина
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитанники 4-7 лет ДОУ, учитель - логопед, педагог психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Там, на неведомых дорожках“ по сказкам А, С, Пушкина» размещена в разделах
Актуальность проекта : современные дошкольники активны, любознательны. Но порой не всегда внимательны к окружающей красоте, иногда проявляют чёрствость и бессердечие. Новые информационные технологии, безусловно, расширяют возможности развития наших воспитанников, но в то же время отдаляют детей от мира прекрасного, доброго, вечного. Сказка это «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы,
способ познания окружающей реальности и самого себя, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию.
Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу, воспитывается оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
Актуальность творчества А. С. Пушкина для дошкольников заключается в его способности оказывать значительное влияние на нравственное и эстетическое восприятие мира детьми.
Аспекты актуальности:
Развитие эстетического вкуса. Чтение произведений Пушкина помогает воспитывать чувство прекрасного и уважение к художественному слову.
Формирование чувства ответственности. В стихах поэта часто затрагиваются темы долга, чести, справедливости, что помогает детям осознать важность честности, порядочности и сохранения своего слова.
Развитие эмоционального интеллекта. В стихах Пушкина такие чувства, как радость, горе, любовь, преданность описаны так ярко и глубоко, что помогают детям понимать и раскрывать свои собственные эмоции.
Развитие творческого мышления. Читая стихи поэта, дети учатся видеть мир по-новому, находить нестандартные решения, развивать воображение и фантазию.
Формирование чувства патриотизма. Воспитание интереса к творчеству Пушкина способствует формированию у детей чувства гордости за свою Родину, они учатся ценить и уважать свою страну, её историю и культуру, сохранять наследие предков.
Сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме и привлекают динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями.
Цель проекта : Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка, к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А. С. Пушкина.
Задачи проекта :
- формировать интерес к книгам, литературным произведениям;
- прививать любовь к родному языку;
- познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
- закрепить знания о героях сказок Пушкина;
- воспитывать умение слушать, понимать и воспринимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развитие моторики;
- развивать творческое воображение, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Основные формы реализации проекта :
- знакомство с писателем, биографией;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- интегрированные занятия;
- просмотр сказок;
- дидактические игры по сказкам, игры – импровизации;
- продуктивная деятельность;
- викторина по сказкам;
- работа с родителями.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи: способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Познавательное развитие.
Задачи: развивать память, мышление, воображение, закрепление знаний геометрических фигур;
Систематизировать представление детей о многообразии насекомых, воспитывать интерес к живой природе. Бережное отношение к ним.
Речевое развитие.
Задачи: развивать связную речь, выразительность речи; обогащать словарный запас, путём введения новых слов; закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках; инсценировать любимые фрагменты произведений; загадывать загадки по произведениям Пушкина; воспитывать интерес к художественной литературе.
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи: воспитывать художественно - эстетический вкус и нравственность детей на основе знакомства с произведениями А. С. Пушкина, развивать творческое воображение;
Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера.
Этапы проекта
1-й этап. Подготовительный.
1. Постановка цели и задач для педагогов;
2. Изучение методической литературы;
3. Подбор аудио и видео материала по произведениям А. С. Пушкина, оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам поэта;
4. Анкетирование детей с целью выяснения, что они знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать, откуда это можно узнать;
2-й этап. Основной.
1. Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
2 Виртуальная экскурсия по музеям России. Рассматривание картин по мотивам сказок А. С. Пушкина. Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников в детских книгах различных изданий;
3. Чтение художественной литературы.
Дети 4-5 лет:
Отрывок поэмы Руслан и Людмила «У Лукоморья дуб зеленый»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о Золотом Петушке»
Дети 6-7 лет:
Отрывок поэмы Руслан и Людмила «У Лукоморья дуб зеленый»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о Золотом Петушке»
«Сказка о Попе и о работнике его Балде»
4. Разучивание отрывков стихотворений А. С. Пушкина;
Пушкинская игротека – дидактические игры по произведениям А. С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.);


Оформление выставки детских работ по сказкам А. С. Пушкина;
Слушание музыкальных произведений:
«Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»;
«Полет шмеля»;
«Океан море» Н. Римского-Корсакова;
«Лебедь», «Танец Золотой рыбки» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»;
Рисование «У лукоморья дуб зеленый», «Петушок с высокой спицы.», «Царство золотой рыбки» и др.
Иллюстрирование сказок А. С. Пушкина
3-й этап. Обобщающий (заключительный).
1. Организация викторины по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках - Мои любимые сказки» с награждением всех участников и победителей:
2. Оформление фото выставки по следам проекта;
3. Обобщение результатов, подведение итогов совместной деятельности;
4. Анализ результатов проделанной работы (отчёт и фотоотчёт по реализации проекта).



Ожидаемые результаты
У детей:
1. Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе.
2. Обогащение знаний и представлений о произведениях и героях сказок А. С. Пушкина.
3. Совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
4. Развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений.
5. Обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
6. Совершенствование выразительности и связной речи детей.
7. Обогащение сюжетных игр.
У педагогов:
1. Повышение профессиональной компетентности в вопросах чтения художественной литературы.
2. Желание внедрять полученные знания в практику работы с детьми и родителями.
У родителей:
1. Возрос интерес к чтению художественной литературы детям.
2. Желание знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина.
3. Активное участие в жизни ДОУ.
