Валентина Безгодова
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Цель – создание условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
1) Осуществить теоретическое обоснование темы на основании анализа литературных источников.
2) Раскрыть значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
3) Подобрать методику работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Участники проекта :
• Дети подготовительной группы
• Родители воспитанников
• Педагоги
• Администрация детского сада
Сроки реализации проекта :
Долгосрочный, 2013-2014 учебный год
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме:
•А. В. Щёткин “Театральная деятельность в детском саду”
•И. Н. Рослякова “На что способен театр”
•Т. Н. Караманенко “Кукольный театр дошкольникам”
•Г. В. Бельтюкова “Магнитный театр”
3. Создать предметно-развивающую среду группы детского сада;
4. Оформить уголок театрализованной деятельности;
5. Изготовить маски и атрибуты;
6. Пополнить уголок ряженья;
7. Создать разные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, книжка-театр, театр пяти пальцев, театр масок, магнитный театр.
Методическая копилка:
1. Создать картотеку театрализованных игр;
2. Разработать конспекты с инсценировками и мини сценками, сценарии развлечений и досугов;
3. Подобрать и оформить методический материал по театру;
4. Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
Работа с родителями:
Донести до родителей важность темы в театрализованной деятельности, провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки.
1. “Театр в жизни ребенка”
2. “Как устроить домашний театр”
3. “Сказочные герои глазами детей”
II. Основной (сентябрь – апрель)
Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей и родителей;
4. Творческая мастерская (изготовление декораций, атрибутов к представлениям);
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники, экскурсии;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения по этике и упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
8. Разработка программы кружка: “Сказка, сказка, приходи…”
Основной целью программы является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а так же интерес к сценическому искусству;
8. Познакомить детей с театральной терминологией, видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
9. В течение всего проекта наблюдать за особенностями формирования творческих способностей и своевременно их корректировать.
III. Заключительный (апрель – май)
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Показ спектакля для родителей.
Предполагаемый результат
Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка; будет способствовать общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Театрализованная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями будут способствовать реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Заключение
Проводя в течение года целенаправленную и планомерную работу по развитию творческих способностей детей на основе созданных условий, я надеюсь, что показатели развития детей в театрализованной деятельности станут выше к итоговой диагностике.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. // Мой кроха и Я. – 1997. № 2. – С. 37–41.
Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. М. : Просвещение, 1974. – 270 с.
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2000. – 125 с.
Менжерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 1982.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М. : Просвещение, 1999. – 240 с.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М. : Просвещение, 2006. – 163 с.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение, 2000. – 163 с.
Кулакова B. И., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника. М. : Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 156 с.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : Просвещение, 1999. – 240 с.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Просвещение, 2001. – 350 с.
Щеткин А. В. “Театральная деятельность в детском саду”
О. Ф. Горбунова – М. : Мозаика – Синтез, 2007
Н. Ф. Губанова – “Театрализованная деятельность дошкольников” Москва “ВАКО” 2011
Т. А. Куликовская 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003
Л. А. Побединская Праздник для детей – М., 2000