Получи документы

Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Надежда Борисова
Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 7 "Сказка" городского округа

город Мантурово Костромской области.

ПРОЕКТ

Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

2017 год

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время остро стоит вопрос по сохранению традиционных нравственных ценностей. воспитание любви к Родине. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового "Отчизне посвящать души прекрасные порывы", начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Публикация «Проект, Тема: „Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края“» размещена в разделах

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля". Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Без знания основ православия невозможно понять наследие русской культуры, это литературные произведения Пушкина А. С. ("Отче наш", Пророк, Сказка о рыбаке и рыбке, Великопостная Молитва и множество других, Достоевского Ф. М. («Братья Карамазовы», Преступление и наказание и все другие, Гоголя Н. В. («Тарас Бульба» и д. р). Гоголь не только писатель-сатирик, обличитель пороков, блестящий юморист, но и начинатель в русской литературе святоотеческой традиции, религиозный мыслитель. Это подтверждает в своих работах доктор филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. А. Воропаев, который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества. Православное мировоззрение композиторов: Мусорского М. П., Рахманинова С. В., Чайковского П. И., отложило отпечаток на их музыкальные произведения. Глубокие переживания православной веры выразились в работах художников и иконописцев, начиная от Андрея Рублева и продолжая картинами: Иванова А. А. («Явление Христа народу», Крамского И. Н. («Христос в пустыне», Репина И. Е. ("Иов и его друзья", Левитана И. И. («Над вечным покоем», Нестерова М. В. («Душа народа») и множеством других художников. Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Эти высокие чувства необходимо формировать с детства, иначе во взрослой жизни человек не поймет наследие русской культуры, а следовательно перестанет быть русским. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у святых старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. Ярким примером такого строительства является Храм Христа Спасителя - это памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

Актуальность данной проблемы по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест подтверждают данные социологических опросов среди молодежи. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря своей малой Родины. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос "Что такое храм?", а каждый четвертый не знает, что такое монастырь.

Поэтому, чтобы в процессе воспитания соблюдалась историческая преемственность поколений, выбрана тема проекта: "Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края"

Цель проекта: познание духовного наследия и исторического прошлого нашей малой Родины, через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники.

Задачи проекта:

1. создать маршрутный лист по изучению выбранной темы

2. познакомить детей с особенностями возникновения храма, его историей, архитектурой и внутренним устройством;

3. развивать в детях умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, развивать связную речь, обогащать активный словарь, живо реагировать на происходящее.

4. воспитывать в детях традиционные нравственные ценности, интерес к изучению истории родного края, чувство сопричастности к истории родного края.

5. вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Объект - процесс формирования нравственно- патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с духовным наследием, через храмовые объекты, как культурные памятники родного края.

Предмет - нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: исследовательско-познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: экскурсии, беседы, творческая деятельность детей (самостоятельная и с родителями, непосредственная образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций и фотографий, выдвижение гипотезы, обследовательские действия, сравнения, вопросы, рассказы, пояснения.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, настоятель Свято-Никольского храма.

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, будут ориентироваться на традиционные духовные ценности, начнут проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Планируемые результаты:

• освоение детьми доступных знаний об истории родного края через храмовый объект, как духовный и культурный памятник.

• дети покажут свои знания в беседах, творческих заданиях, других видах деятельности

• развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Продукты проекта.

Для детей: художественное творчество

Для педагогов: презентация проекта

Для родителей: фоторепортаж: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

Этапы работа над проектом.

I этап проекта – подготовительный

Подготовка проекта:

• знакомство с информацией о православных храмах;

• постановка целей и задач проекта;

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

• определение участников проекта;

• определение срока реализации проекта;

• создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной темы;

• создание условий для самостоятельной деятельности детей и родителей.

Маршрутный лист.

Первый день.

Посещение библиотеки.

Проведение НОД

«Значение храма

в истории родного края.

Храм и его внешнее устройство»

Второй день.

Экскурсия в Свято-Никольский храм.

Знакомство детей с внутренним устройством храма.

Третий день.

Продуктивная деятельность.

II Этап - практические шаги по реализации проекта.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в четырех образовательных областях: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Работа с детьми:

• уточнение представлений детей о том, что такое храм, обращение к личному опыту детей;

• постановка проблемы: "Для чего строили храмы?" "Как устроен храм?";

• рассматривание иллюстраций и фотографий;

• проведение непосредственной образовательной деятельности на тему: «Значение храма для истории родного края. Храм и его внешнее устройство»;

• проведение экскурсии по Свято-Никольскому храму города Мантурово;

• творческие задания: рисунки, аппликации из бумаги.

Работа с родителями :

• вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;

• выявить мнение родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей на основе ознакомления с Мантуровским храмом как памятником истории и культуры родного края;

• консультация для родителей: «Что такое храм. Храм и его внешнее устройство»;

• разучивание стихов и загадок с детьми дома;

• совместное участие детей и родителей в экскурсии по храму, знакомство с его внутренним устройством;

• создание родителями фоторепортажа: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

III Этап - Заключительный.

Данный проект позволяет решать проблему по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест. Современный человек без знания основ православия не сможет понять ни гимна России, где наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля", ни Кремль с его златоглавыми куполами, ни наследия русской культуры, а следовательно перестанет быть русским.

Нравственно-патриотические чувства необходимо формировать с детства. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Соответствуя возрасту, уровню развития, соблюдая требования программы обучения и воспитания, а также сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Вовлеченность родителей в образовательный процесс помогла достигнуть заключительного этапа проекта.

На заключительном этапе были созданы продукты проекта:

• родителями: фоторепортаж: "Экскурсия по Свято-Никольскому храму".

• педагогами: презентация проекта;

• детьми: художественное творчество.

В ходе реализации проекта дети приобрели доступные их возрасту знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, стали ориентироваться на традиционные духовные ценности, начали проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Литература.

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.

2. Воропаев В. А. Николай Гоголь: опыт духовной биографии. М., 2008

3. Захарова Л. А. Учебно-методический комплект "Вертоград"

4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М.

6. Торопов С. Н. «История православных приходов Мантуровской земли» 2008

Публикации по теме:

«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей«Путешествие по истории родного края». Экскурсия в краеведческий музей Путешествие по истории родного края. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для.

Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» Детско-родительский образовательный проект «Народная кукла как средство приобщения детей к истории и культуре родного края» для детей средней.

Игра–викторина «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Игра – викторина для педагогов ДОУ «Знатоки истории родного края» в рамках регионального проекта «Дошкольникам о родном крае» Старший воспитатель:.

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края» Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края» Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном.

Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта»Конспект занятия по истории и культуре родного края «Комната русского быта» Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Сердобск, Пензенская область. Конспект занятия по истории.

Консультация для воспитателей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» ЭКСКУРСИЯ - СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ МБДОУ Д/С 13 старший воспитатель С. В. Агасарян Мы, педагоги, готовим такую.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного края» Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного краяАктуальность проекта. "Не порти дерев (., ибо.

Программа по изучению истории родного края для детей 10–16 лет «Наследие» Образовательная программа «Наследие» разработана для детей 10-16 лет. Данная программа создана в связи с модернизацией системы образования,.

Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский В дошкольном возрасте начинает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»
Опубликовано: 4 марта 2017 в 15:50
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Борисова (УИ 205071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД