Приложение МААМ

Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»

Оксана Шутова
Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект на тему: «Народное творчество

в музыкальном воспитании старших дошкольников»

Актуальность

Публикация «Проект „Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Народное творчество

в музыкальном воспитании дошкольников»

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний музыкального фольклора, народного танца. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором, танцем.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.

4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Итоговое фольклорное развлечение «Праздник русского платка».

Материально- технические ресурсы:

• музыкальный зал для занятий с детьми;

• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;

• проектор

• экран

• технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,

• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

• атрибуты для танцев

Методическое обеспечение:

• дидактический и материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

• Картотека игр

• Литература

• Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

Готовность воспринимать натронную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в ни чувства и настроения.

Сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них;

План мероприятий с детьми

Сентябрь Хоровод: «Во дворе то калина», «Ходила младешенька по борочку»

Разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся» Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями. Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;

Октябрь Танец с ложками «Ай, да берёзка»Танец «Кадриль»

Разучивание оркестра «Во дворе то калина» Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;

Ноябрь

Игра: «Ульи и пчёлы»

Песня «Как у наших у ворот»

Знакомство детей с народными играми; Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.

Декабрь Песня «Как на тоненький ледок»

Разучивание танца «Валенки» Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.

развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.

освоить в процессе разучивания танцевальные движения для выразительного исполнения русского народного танца и создания музыкального образа.

Январь Развлечение «Рождество»

1 занятие:

Рассказ о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр. Бабка Ёжка»

«Прялица» Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа. Знакомство с народными играми.

Февраль

Фольклорный праздник Частушки о валенках.

Танец «Сударушка»

Фольклорный праздник «Масленица»

Проведение русских народных игр. «Горшки» и Гори, Гори ясно»

Знакомство детей с масленичными песнями. Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.

Отработать шаг, характерный для народного танца.

познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;

Знакомство с русскими играми. Знакомство с песнями которые пели в масляничные дни.

Март Развлечение «Алексей с гор потоки» Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Русская народная песня «как зима с весною

Разучивание колыбельной «Спи-ка, усни,

дитя,Ванюшенька… Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми. Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Знакомсво с народной песней

Знакомство с колыбельными, Учить детей

сочинять свои колыбельные песни.

Апрель Развлечение «Вербное воскресенье». Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Разучивание заклички

1. «Весна-красна»

2. «Жаворонушки, Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми, атрибутами.

Продолжить знакомство детей с народными играми, развивать ловкость, быстроту.

1. Закреплять знания детей об

Особенностях закличек.

2. Учить детей при-думывать короткие

заклички (обращениек дождю, солнцу).

Май

Итоговое развлечение Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.

Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

«Праздник русского платка» Продолжать учить петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии. Продолжать учить петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу. Развивать творческие способности детей.

План мероприятий для родителей и педагогов.

Сентябрь: Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Октябрь Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Консультация для родителей «Как можно познакомить детей с русским народным творчеством».

Декабрь

Консультация для родителей и воспитателей ««Знакомство дошкольников с русской народной песней».

Январь

Семинар- практикум для педагогов

«Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

[/i] Апрель

Мониторинг творческих способностей,

Май

Итоговое мероприятие: «Праздник русского платка»

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс

• согласование проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта с администрацией детского сада;

Материально- технический ресурс

• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

• подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.

Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.

Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.

Список литературы

1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\

2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988

4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М. :Просвещение,1985-160с. ,нот

5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)

7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005

9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

17. Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фотоотчёт «Рисунки по лексической теме «Профессии». Совместное творчество старших дошкольников с родителями»Фотоотчёт «Рисунки по лексической теме «Профессии». Совместное творчество старших дошкольников с родителями» В данной публикации предлагаю Вам ознакомиться с рисунками,которые ребята выполнили при подготовке к совместному с родителями краткосрочному.

Художественное творчество старших дошкольников по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»Художественное творчество старших дошкольников по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» Цель:Умение иллюстрировать литературные произведения. Задачи:- совершенствовать навыки создания выразительного образа; - формировать умение.

Коллективное творчество старших дошкольников «Пасхальный кулич»Коллективное творчество старших дошкольников «Пасхальный кулич» Продолжая подготовку к Пасхе, мы с ребятами "испекли" пасхальный кулич. Назначение: украшение приёмной комнаты. Цель:Продолжать знакомить.

Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Тематическая неделя «Следы осени. Сбор урожая в Оренбуржье» Художественное творчество старших дошкольниковТематическая неделя «Следы осени. Сбор урожая в Оренбуржье» Художественное творчество старших дошкольников "Осень добрая пришла, Нам подарки принесла Яблоки и груши очень любим кушать!" Цель: - расширять знания детей о фруктах нашей области. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»
Опубликовано: 12 июня 2020 в 13:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шутова (УИ 413920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД