Петрукович Татьяна
Проект «Птицы нашего двора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в 1младшей группе «Птицы нашего двора»
АКТУАЛЬНОСТЬ: В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы - нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Публикация «Проект „Птицы нашего двора!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Поэтому необходимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок.
Учить, самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
ТИП ПРОЕКТА : педагогический
ВИД ПРОЕКТА : познавательно-речевой.
УЧАСТНИКИ: дети 1 младшей группы; воспитатели
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 2-3 года.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ноябрь 2019 года
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели).
ЦЕЛЬ: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
ЗАДАЧИ:
развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
формирование умений: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др., выведение птенцов, забота о них;
учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц;
повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая».
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
• интегрированные занятия,
• игры-ситуации;
• беседы;
• выставки рисунков;
• экскурсии;
• просмотр мультфильмов.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• интерес детей и родителей;
• материальное обеспечение проекта;
• методические разработки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
• рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;
• оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;
• привлечение родителей к изготовлению кормушек.
Предполагаемый результат:
• систематизация знаний детей о птицах;
• формирование осознанного действенного отношения к птицам,
• желание заботиться о пернатых;
• понимание значимости птиц в жизни людей;
• родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1 этап. Подготовительный
Подготовка к проведению проекта.
• Подобрать методическую литературу по теме.
• Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения)
• Составить перспективный план.
• Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.
• Изготовление кормушек.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
• Птицы, какие они?
• Что ты знаешь о птицах?
• Как узнать птицу?
• Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
• Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
определили цель и задачи проекта,
разработали план-график работы,
изучили познавательную, художественную и методическую литературу
подготовили оборудование для реализации данного проекта;
сделали подборку игр для детей;
сделали опорные карточки с изображением птиц;
разработали цикл наблюдений за птицами нашего края.
2 этап. Этап практический
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию элементарных экологических представлений у детей 1-ой группы младшего возраста в рамках проекта «Птицы нашего двора»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I неделя
1. Наблюдение за птицами :
Какие птицы прилетают на участок?;
Воробей;- Ворона;- Голубь;
Какие звуки издают птицы?;
Сколько ног у птиц и как они ходят?;
Сколько крыльев у птиц и как они летают?
2. Подвижные игры:
• «Воробушки и кот»;
• «Воробушки и автомобиль»;
• «Большая птица»
• «Воробьи и автомобиль»,
• «Наседка и цыплята»
3. Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону и т. п.).
4. Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя). Аппликация «Домик для скворушки»
5. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».
6. Слушание: аудио «Голоса птиц».
7. Чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
8. Аппликация «Воробей».
9. Лепка «Птичка».
10. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада»
II неделя
1. Птицы нашего участка
2. Наблюдение за птицами : Синица;- Снегирь;- Сорока;
3. Птицы большие и маленькие;
4. Чем питаются птицы?
5. Какие птицы кормятся на кормушке?
6. Птичьи следы на снегу
7. Пластилинография " Снигирь"
8. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь).
9. Чтение стихотворений: А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей», Р. Еухараев «Кормушка».
10. Слушание: аудио «Голоса птиц».
11. Зачитывание стихотворения В. Приходько «Воробей».
12. Разучивание песни «Воробей» (сл. А. Чепцова, муз. В. Герчик)
13. Домашнее задание: изготовление кормушек.
14. Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». «Экскурсия в лес»
15. Развешивание кормушек.
16. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке».
17. Итоговое занятие «Птицы зимой».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Раздел программы
Содержание деятельности.
НОД
1. «Как узнать птицу».
2. «Осенние заботы птиц».
3. «Составление описательного рассказа о птицах».
4. «Птицы - наши друзья»,
5. «Самая печальная книга природы - Красная книга»,
6. Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели», «Волшебный птичий хоровод»
7. Рассматривание альбомов: «Всё о птицах
8. Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
9. Наблюдение на улице «Гнездо среди ветвей»
10. Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица.».
11. Настольно-печатные игры:
12. Лото «Птицы», Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
Дидактические игры:
«Кто где живёт» «Зимующие и перелётные птицы»
«Чей клюв?» «Узнай по следу»
«Найди пару» «Что за птица?»;
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»;
«Лишняя картинка»;
«Угадай по описанию»;
«Составь картинку из частей»
Пальчиковые игры:
• «Воробьи»;
• «Птички»;
• «Веселое путешествие»;
• «Птенчики в гнезде».
Социализация
• Занятие по экологии «Поможем птицам зимой»
• Тематическое занятие «Зимующие птицы»
• Развлечение «Дома птиц»
• Участие в акции «Птичья столовая»
• Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками». Здоровье, Физическая культура
• Подвижные игры: "Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Перелет птиц». «Гуси-лебеди»; «Воробышки и автомобиль»;
• «Лиса и куры»; «Не боимся мы кота»
• Психогимнастика: «Пёрышки и камушки»
• Труд
• Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
• Подкормка птиц «Вкусняшки для птиц».
• Фотографирование с кормушками.
Художественная литература.
Пословицы и поговорки о птицах.
Приметы с птицами.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение: А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Е. Авдеенко «Воробей»; А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»; Бианки «Синичкин календарь»; А. Кушнер «Птицы». К. Д. Ушинский «Ласточка». Чтение сказки В. Даля «Ворона». Стихи: Александрова А. «Скворцы»; А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы.
Исследовательская деятельность
Целевые прогулки. Наблюдения:
• Птицы, что изменилось в поведении осенью?
• Наблюдение и сравнение птиц на кормушках
• Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Какие животные посещают деревья садов и нашего участка— птицы, насекомые, пауки.
• Безопасность. Беседа на тему: «Осторожно - кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)
Коммуникация
• Рассматривание фотографий птиц : «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири».
• Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
• Цикл НОД по теме «Птицы».
• Картотека художественного слова «Птицы нашего двора».
• Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Птицы нашего двора».
• Кормушки для птиц.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
1. В реализации проектной деятельности дети научились:
• задавать вопросы;
• давать определения понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперимент;
• делать выводы и умозаключения;
• сочинять сказки, истории о птицах, знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы - наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
5. Повысился познавательный интерес у детей.
Рисуем для птичек зернышки
Цель:
• Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.
• Учить малышей мазками рисовать семечки подсолнуха, точками - горох. Вызвать у детей сочувствие к птичке.
Развивающая среда: картины с пейзажем осени, альбомные листы с изображением птички, гуашь, кисти.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картинки с пейзажем осени. Дети рассматривают небо, ищут солнце, облака, тучки. Воспитатель обращает внимание на людей, идущих под зонтами, на деревья, с которых опадают листья, на травку, она пожелтела, пожухла. Говорит детям, что это - осень. Осенью птички улетают в теплые края.
Воспитатель рассказывает:
«Подхожу я сегодня к детскому саду и слышу: чивик, чивик! Поднимаю голову и вижу красивую птичку. И тут она слетает с ветки, садится мне на ладошку, вот сюда, и жалуется на свою беду:
- Плохие ребята баловались с огнем, и кусты, на которых были наши гнезда, сгорели. А мы в этих гнездах жили. Там была удобная мягкая подстилка, и дождь на нас не попадал. И еще на кустах росли вкусные ягоды. Теперь же нам негде жить и нечего есть. Я прилетела к вам просить помощи.
Я спрашиваю птичку:
- Что же для вас нужно сделать?
А она отвечает:
- Мне нужны зернышки, чтобы я уже сейчас могла покормить своих птенцов.»
Игра «Птичка».
Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями.
Воспитатель вносит в комнату ветку с сидящими на ней птичками и предлагает детям нарисовать зернышки.
Показ детям способов изображения зернышек осуществляется после того, как они рассмотрят натуральные зерна двух - трех злаков (семечки
подсолнуха, просо, пшено, горох). Мазками малыши могут рисовать семечки подсолнуха, точками - просо или горох и т. п. цвет краски дети выбирают сами.
Когда дети нарисуют зерна, воспитатель предлагает им прослушать стихотворение.
«Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай. Улетела - ай!»
Конспект занятия по аппликации в первой группе младшего возраста «Домик для птиц».
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе, на тему «Домик для птиц».
Цель:
продолжать учить детей аккуратно наклеивать изображение на заданную плоскость листа (только на силуэт дерева)
закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, круг
познакомить детей со значением слова ’’скворечник”; упражнять в четком произношении названий геометрических фигур
развивать мелкую моторику кистей рук
воспитывать умение понимать учебную задачу
Материал: желтый лист размером в 1/2 альбомного листа, с изображением силуэта дерева
готовые формы (квадрат 6x6см красного цвета, равнобедренный треугольник с основанием 8см высотой 4см - коричневого цвета, диаметром 2, 5см- зеленого цвета)
клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос
картинки с изображением птиц Подготовка к работе :
наблюдение вместе с детьми за птицами
рассматривание иллюстраций в книгах
рассказ детям, в каких домиках живут скворцы, показать птичьи кормушки
Ход занятия:
Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского из цикла” Времена года. Апрель”.
-Что вы слышите? (птички поют)
-Как вы думаете, когда это бывает? (весной)
- Птичкам нужны домики, как они называются? (скворечники)
-Птичек много и каждой нужно свой домик. Вот мы с вами и “ смастерим” для птичек домики.
Дети вместе с воспитателем рассматривают образец, называют, из каких геометрических фигур выполнен домик- скворечник.
Физкультминутка:
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
-А сейчас мы с вами превратимся в птичек, полетаем над лесной полянкой, и сядем на стульчики
Дети садятся на стульчики и начинают выполнять работу.
1. Размещают на силуэте дерева домик, наклеивают детали аппликации в следующем порядке: домик- квадрат, крыша-треугольник, окно-кружок (посередине квадрата).
2. Дети выполняют аппликацию, во время работы звучит аудиозапись” Голоса птиц”, автор музыки Юрий Соболев.
3. Оценка занятия.
Конспект занятия по технике пластилинографии «Снегири прилетели»
Пластилинография в первой младшей группе.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Цель:
закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. -Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту родного края.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботится о птицах; аккуратность и внимательность.
Необходимое для занятия:
• шаблоны птиц;
• пластилин (белый, чёрный, красный);
• картинка снегиря;
• зажимы;
• макет дерева;
• клеёнка.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке и рассматривание птиц, рассматривание альбома «Птицы», чтение рассказов, стихов о зимующих птицах : В. Бманки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка»; проведение дидактических и подвижных игр: «Что за птица?».
Ход занятия:
Воспитатель: Летом вы видели много разных птиц. Но вот пришла зима и часть птиц улетели в теплые края. Те птицы которые остаются на зиму называются зимующие.
Я предлагаю вам послушать стихотворение про зимнюю птичку:
***
Кто не знает снегиря, Птичку необычную?
Чуть побольше воробья, Больше и синички он.
В парках и в лесах живет,
На зеленых улочках.
Очень тихо он поет,
Как играет дудочка.
Снегиря увидеть трудно Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый Только зимнею порой.
(Шапиро Татьяна).
-Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Да это … (Снегири)
Воспитатель раздаёт шаблоны птичек детям.
- Снегирь получил своё название за, то, что прилетел к нам с первым снегом, и живет всю зиму.
Черногрудый, краснокрылый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
Демонстрация картинки снегиря.
-Давайте рассмотрим его. Снегирь - красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый, черный.
-Ребятки мы засиделись, давайте отдохнё м и поднимем настроение Физкультминутка:
«Снегири»
Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок,
Прыг - скок, прыг - скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!
Воспитатель: Сейчас мы берём шаблон птички, но мы с вами ее не просто разукрасим красками, а закрасим пластилином.
- Начнём мы с клювика, головы, крылышка и хвостика. Они будут у нас чёрного цвета.
Берём чёрный пластилин, отщипываем маленькие кусочки пластилина и растираем пальчиками по заготовке, не заезжая за края контура.
Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
-Теперь берём красный пластилин, на оставшийся контур растираем кусочек красного пластилина, грудка снегиря готова!
-Чтобы сделать глазик снегирю, надо отщипнуть кусочек белого пластилина, скатать в шарик и прилепить. Снегирь готов.
(В конце работы выполняется пальчиковая гимнастика).
На моей руке пять пальцев, Сжимаем и разжимаем кулачки.
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб играть и чтоб пилить, Попеременно ударяем кулак о кулак, Чтобы брать и чтоб дарить, и ладонь о ладонь.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять! Разжимаем пальчики на обеих руках, начиная с большого.
Рефлексия.
А подскажите мне, какие птички к нам прилетели?
Дети: Снегири.
Чем мы занимались? Какие цвета использовали в работе?
Вы большие молодцы!