Любовь Лукина
Проект «Армения — великая страна» в рамках проекта «Тюмень многонациональная»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов, проживающих в родном краю.
Публикация «Проект „Армения — великая страна“ в рамках проекта „Тюмень многонациональная“» размещена в разделах
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно – угорские, тюркские, балтийские, армянские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Практическая значимость:
- пополнение папки подвижных игр армянскими народными играми;
- знакомство с армянским народным фольклором, танцами, песнями;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки).
Вид проекта : творческий
Возрастная группа: дети старшей группы
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель проекта :
- объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта :
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Идея проекта :
через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Тюменской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Средства реализации проекта :
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
Этапы работы над проектом :
1 ЭТАП – Подготовительный:
- определение темы проекта;
- постановка цели и задач;
- разработка совместной деятельности взрослого и детей;
- подбор литературных произведений для чтения, разучивания стихотворений детьми;
- подбор бесед, видео – и – аудиоматериала для показа презентаций с использованием ИКТ;
- организация выставки атрибутов "Мир армянской традиционной культуры".
Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы.
2 ЭТАП - Основной.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:
Физическое развитие: подвижные игры: «Всадник», «Козлик – козлик», «Банки разрушились», «Пастух», «Три камня», «Цветки и ветер», «Земля, вода, огонь и воздух».
Чтение художественной литературы: народные сказки: «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Собака и волк». Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар», «Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Познавательные беседы и презентации: «Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Национальная одежда армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян».
Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы». Продуктивная деятельность: рисование и лепка "Глиняный кувшин", разрисовывание посуды, рисование и лепка кукол в национальных костюмах.
Игровые ситуации и дидактические упражнения: «Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна «Танец с саблями» (балет «Гаянэ», вальс «Маскарад» к драме М. Ю. Лермонтова, «Ноктюрн», А. А. Бабаджаняна; разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку.
Работа с родителями:
- оформление выставки «"Мир армянской традиционной культуры"»;
- пошив национальных костюмов для фестиваля «Тюмень многонациональная»;
- консультация в информ. Уголке «Мы разные, но мы вместе»;
- анкета «Что такое толерантность?»
3 ЭТАП – Заключительный.
Задачи: представить защиту проекта в виде итогового мероприятия – фестиваль «Тюмень многонациональная» для детей, родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к реализации данного проекта;
- участие родителей в проводимых мероприятиях;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
- положительный психологический климат в группе.
Практическая значимость проекта :
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Используемая литература:
1. «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно – методическое пособие. Авторы: Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская. Издательство: Ростовский областной ИПК и ПРО. Ростов – на – Дону.
2. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Методическое пособие. Современные подходы. Авторы: О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013год.
3. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Ст. 1.2, принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
.
Конспект выступления на фестивале «Тюмень многонациональная»
«АРМЕНИЯ – КРАСИВАЯ СТРАНА».
На экране слайды об Армении. Звучит музыка.
Выходят ведущий и дети
Ведущий: Добрый день!
Дети: Барев тэз,
Ведущая. Шат урахэм андипэм тэз мэр танэ.
1ребенок
Армения, красивая страна
Там есть великая гора
И озеро там, где вода
Как небо голубое.
2ребенок
Армения – страна,
где много шумных рек
И ветра песнь в горах.
И голос пахаря в долине
И поседевший Арарат.
3ребенок
И голову пред древностью твоей склоняют,
И красоту твою все любят, уважают.
Как мало о тебе еще все знают,
Страна – кремень, страна – алмаз, срана – мечта!
4ребенок
Узнать тебя! Пленять тебя! Обнять любовью,
И воскресенья весть услышать над тобой.
Армения, звенящая огнём и кровью!
Армения, не побеждённая судьбой!
Ведущий: Армения- маленькая страна с большой историей. Армения- древнейшая страна, первое в мире христианское государство, образовавшееся в 301 году до н. э. и одна из самых ранних стран на Земле.
Звучит музыка. Выход девушек в национальных костюмах с элементами танца. Девушки остаются на сцене.
Ведущая: Девушки, а что вы знаете о стране Армения?
1девочка
Она одна из самых древних в мире,
И древний иудей писал о ней в Торе,
О том ковчеге, что на Арарате,
Где голубь нёс листок в Потопной кутерьме.
2девочка
Где Ноах вышел в свет, и снял Господь заклятье,
И радугу подвесил, чтоб помнить про людей.
И где-то там стоит горы седой в обьятьях
Ковчег окаменевший, он скрыт от света дня.
3девочка
А мне отец сказал:"Армяне-наши братья!"
Урарту-Арарат-Армения-армя.
4девочка
Армения - жемчужина долины Араратской.
Прекрасен облик твой, великая страна!
Ты словно света - лучик ясный.
Твоя столица - Ереван.
5девочка
Но, главное богатство для страны -
Простые жители Армении - армяне.
Народ их любит петь и танцевать!
Всегда их дом открыт любому гостю!
А. Анаит
На экране картина природы Армении.
5 ребенок
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг.
6 ребенок
Послушай, друг мой, как поет дудук
В нем дух армянский – чудных гор творенье.
В нем весь народ,
В нем вся Армения,
В нем будут правнуки, мой друг.
Выходит мальчик с дудуком и играет на нем
Ведущая: Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. В 1991 году Армения стала независимой страной и сохранила дружеские отношения с Россией.
Ведущий: Россия и Армения вместе навсегда.
Армения-Россия-дружная семья.
Участники берутся за руки, выходят на середину сцены и поют песню «Моя Армения».
На проигрыше: Будьте счастливы! Пусть снизойдёт в ваш дом благодать! Любите и уважайте друг друга! Почитайте старших ваших, ибо они являются мудрыми хранителями очага!
Вед. 1: До свидания
Вед. 2: Цтесутюн
Вед. 1: До скорой встречи.
Вед. 2: Минч андипум.