Каршина Светлана
Проект «У меня есть семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровой проект «У меня есть семья»
Продолжительность проекта 3 недели.
Тип проекта познавательно-игровой
Участники проекта дети, педагоги, родители
Возраст детей 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект. Выяснить, для чего ребёнку (человеку) нужна семья. Что такое семейные ценности?
Публикация «Проект „У меня есть семья“» размещена в разделах
Цель проекта : Развивать представление о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста в рамках нравственного воспитания.
Задачи проекта
- для детей
1. Формировать интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
2. Побуждать к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
3. Упражнять в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам.
- для педагогов
1. Продолжать формировать представления о семье и семейных ценностях.
2. Систематизировать представления о значимости всех членов семьи.
3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между всеми членами семьи.
4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о семейных традиций.
5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование
для родителей
1. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, вызвать потребность к формированию семейных ценностей.
2. Совершенствовать навыки общения с детьми
- для социальных партнёров - Создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду и дома на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Форма проведения итогового мероприятия проекта
(День открытых дверей)
Название итогового мероприятия проекта
Мама, папа, я – дружная семья!
Продукты проекта
- для детей: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы
- для педагогов: презентация
- для родителей: портфолио
- для социальных партнеров:
Ожидаемые результаты по проекту
-для детей
Развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи. Проявление эмоционально-положительного отношения к своей семье, гордость за неё, бережное отношение к семейным реликвиям.
- для педагогов
Обобщение опыта работы с детьми по теме: «У меня есть семья».
- для родителей
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности. Развитие навыков взаимодействия с ребенком
В проекте я использовала следующие методы нравственного воспитания дошкольников: художественные, социально-средовые, деятельностные. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давали возможность высказаться. Это позволило мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Также использовала чтение и анализ художественных произведений, игру. В работе с детьми я использовали коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. Я проводили игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения, правилами пользования речью в различных социальных ситуациях.
Наиболее продуктивными формами работы с родителями оказались: консультации по теме проекта, беседы, стендовая информация, анкетирование, день открытых дверей.
Форма работы через родительской уголок традиционна. А чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Благодарим», «Это интересно», «Обратите внимание», в которых помещаю практический материал, помогающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, а также советы родителям. Это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. И позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Работу по проекту мы реализовывали через разные направления развития детей и образовательные области в ходе осуществления непосредственно образовательной деятельности.
На основе комплексно-тематического принципа планирования в группе была создана соответстующая предметно-развивающая среда, включающая в себя разнообразные центры активности.
«Фантазёр» (Искусства) : иллюстрации, картины «Моя семья», коллаж «Моя семья», портреты членов своей семьи, разрезные картинки, альбомы «Моя семья».
«Это интересно» (Математика) : сосчитать, сколько людей живёт в доме (состав семьи); у скольких детей глаза синие, серые, карие, зеленые, сколько букв в имени мамы, папы и т. д. Сосчитать и нарисовать, сколько окошек в твоём доме; измерить условной меркой длину своей комнаты.
«Читайка» (Книги) : рассказать о себе, сделать книжку о своей семье, увлечениях; написать письмо маме (бабушке). Рассмотреть фотоальбом «Семья», написать слова по теме «Моя семья».
«Мастерок» (Строительства) : построить музей «Моя семья», театр, магазин, макет города-дома.
«Закулисье» (Театрализованной деятельности) : атрибуты для разыгрывания «Семейных этюдов», разные сумки, одежда, украшения.
«Игромания» ( Игра:) сюжетно-ролевая: «Дом», «Семья», «Семья празднует день рождения», «Семья отправляется в путешествие», «Семья в зоопарке», «Семья отправляется в магазин», дидактические: «Дом, в котором я живу», «Посылка из деревни», «Где я живу», «Кому что нужно», «Кукольный детский сад», режиссерские: «Квартира, в которой я живу», «Наш семейный дом».
«Наука» : подобрать картинки с изображением разных семей; знать и называть родственные отношения (кто есть кто в семье); картинки людей с разными эмоциональными состояниями (почему радуется мама? Почему рассердился дедушка). Из набора фигурок составлять семью, отражать разные сюжеты из жизни дома.
«В краю родном» (Речевого развития) : альбомы «Семья», «Моя семья» (семейные фотографии, картинки). Подборки сюжетных картинок для словотворчества по темам: «Наши увлечения», «Лето на даче», «Наши любимые домашние животные».
Итогом проекта стали выставка поделок из природного материала детей совместно с родителями и выставка детских рисунков на данною тему.
Я считаю, что реализация проекта «У меня есть семья» способствовала:
- обеспечению оптимальных условий для изучения детьми традиций своей семьи, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему;
- появлению у детей желания быть похожими на близких им людей в своих делах и поступках;
- проявлению эмоционально-положительного отношения к своей семье, гордость за неё, бережное отношение к семейным реликвиям;
-возникновению желания реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий);
- самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Вывод: Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дат ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Паутинка по проекту «У меня есть семья»
Познание
Игровая ситуация «Моя семья»(вызывать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках). «Рост и возраст членов семьи», классификация (мебель, посуда, продукты, составление плана-схемы «Мой дом».
Чтение художественной литературы
Разучивание пословиц, поговорок о семье. Выборочное чтение: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли». Чтение и заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе, о брате и сестре.
Коммуникация
Творческое рассказывание «Выходной день в моей семье», составление рассказов на тему «Моя семья». Этические беседы: «Как и чем можно порадовать близких?», «Как надо называть родных». Игры по методике телефонного разговора: «Звонок на работу маме», «Разговор с родственниками, живущими в другом городе».
Социализация
Составление генеалогического древа «Моя семья», альбомов «Традиции нашей семьи», семейных альбомов «Комнатных растения», «Домашние питомцы», сюжетно- ролевые, режиссёрские игры «Я люблю мою семью», театральные этюды «Картинки из жизни моей семьи», мини- фланелеграф.
Труд
Ручной труд: оригами, работа с природным материалом, с картоном «Подарки для родных» изготовление атрибутов к игре «Моя семья». Совместный труд детей и родителей. Беседа об уходе за домашними животными, как чистить клетку, кормить, необходимость ухода независимо от своего настроения. Р/и «Что любит зверёк». Выкладывание модели – последовательность ухода за животными (по картинкам). Прогулки в парке, лесу с родителями. Субботник на территории детского сада для сотрудников и детей с родителями.
Безопасность
Игровая ситуация «Свой чужой».
Здоровье
Ситуативные беседы: «Как родители отдыхают после трудового дня». «Как родные заботятся о своём здоровье».
Физическая культура
Тематическая утренняя гимнастика «Папа, мама и я….». Пальчиковая гимнастика; «Этот пальчик…», «Этот братец…» Дыхательные упражнения. «Весёлые старты для семьи…» Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
Консультации по теме проекта, беседы, стендовая информация, анкетирование, день открытых дверей.
Художественное творчество
Рисование на тему «Портрет мамы», «Портрет бабушки и дедушки», аппликация на тему «обои в новую квартиру», конструирование на тему «Дом моей мечты», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша на семейную тему.
Музыка
Разучивание с детьми «У меня есть семья», «Песенка о бабушке», «Зореньке краше солнца милей».
Режимные моменты
Беседы об умывании, питании (любимые блюда членов семьи, значении отдыха, физического труда.
Чтение стихов