МААМ-картинки

Проект «Учимся быть здоровыми»

Ольга Рябухина
Проект «Учимся быть здоровыми»

Обоснование необходимости создания проекта:

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского

сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии

здоровья. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов формирования культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников детского дома становится применение здоровьесберегающих технологий.

Публикация «Проект „Учимся быть здоровыми“» размещена в разделах

Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: Долгосрочный

Участники: Инструктор по физическому развитию, воспитатели,

дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель,

учитель-логопед, психолог.

[i]Цель проекта:[/i]

- выделение и реализация условий обеспечения доступности и качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями;

- создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,

медицинского персонала ДОО и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОО

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников в условиях ДОО.

Проблема: Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.

Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Актуальность проекта

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровье ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду.

Поэтому ДОО должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья.

С этой целью был разработан проект по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни «Учимся быть здоровыми».

Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:

использование гибкого охранительного режима

правильного рационального питания

создание санитарно-гигиенических условий

условий для закаливания

оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей

обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.

Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Задачи проекта:

создать условия для интеллектуального, физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

создать условия для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической здоровьесберегающей среды;

формировать и развивать коммуникативные способности и навыки социального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование умения поддерживать друг друга;

оказать индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую и медицинскую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;

развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя, умение и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

включить родителей в процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

определение дальнейшего образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала

Формирование общей культуры воспитанников

Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)

Поддержка разнообразия детства

Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека

Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства

Создание программно-методического обеспечения

Создание предметно-развивающей образовательной среды

Создание дидактического обеспечения

Образовательное пространство для детей с ОВЗ

Безопасная среда жизнедеятельности

Функциональные помещения для обеспечения коррекции;

- кабинеты врача, учителя- логопеда, кабинет педагога- психолога, спортивный зал.

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство). Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка. Основная образовательная программа

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

Система индивидуальной работы в календарном плане.

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Ресурсы

Информационные: фотоматериалы, иллюстративный материал, дидактический материал, музыкальный материал, речевой материал.

Оформление уголков здоровья и безопасного поведения в группах.

Создание картотеки по здоровьесберегающим технологиям и безопасному поведению.

Дидактическое обеспечение: подбор игр разного вида, фотографии, картинки, дидактические игры.

ТСО: фотоаппарат, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук.

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

- структура среды,

- образовательная модель обучения и воспитания,

- функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов: Управляющими параметрами в организации ДОО являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный: Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.

2 этап – практический: Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

3 этап – обобщающий: Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.

Этапы работы над проектом

I этап – подготовительный

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство

родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить

коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к

специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе

развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями -

ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.

3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого

ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума

(ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и

диагностических данных специалистов с определением индивидуального

образовательного маршрута каждого ребёнка.

4. Составление плана работы специалистов ДОО с детьми с ОВЗ.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Беседы: групповые и индивидуальные.

2. Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические,

оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования

родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации

предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.

3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов»,

«Педагогической гостиной».

4. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений, с целью

формирования активной родительской позиции и адекватной

самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу

и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что

активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.

5. Советы и рекомендации: «Упражнения дыхательной гимнастики»

«Рекомендации по закаливанию детей»

II этап – Основной. Организационно – практический

Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОО –

«Учимся быть здоровыми».

Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста» Наблюдения информации за детьми. Анализ проблемы. Творческие задания для родителей. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин. Беседы. Изготовление родителями нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта.

Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:

- разработка перспективного плана работы;

- разработка конспектов занятий;

- изготовление практического материала (дидактических игр);

- создание, оснащение и оформление уголков краеведения в группах;

- разработка анкет для воспитателей;

- пополнение материальной базы видео, аудиоматериалами;

- сбор и оформление наглядного материала;

- разработка диагностического материала по теме;

- обобщение и оформление материалов по проекту;

- фотовыставка, презентация: «Учимся быть здоровыми»

Создать единую психологически комфортную образовательную

среду дошкольникам, имеющих разные стартовые возможности.

1. Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы.

2. Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года.

3. Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Содержание:

Повышение компетентности родителей в сфере здоровья

(родительское собрание, консультации, презентации)

Разработка закаливающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста

Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению.

Оздоровительный блок

Задачи физического развития:

стимуляция основных нервных процессов, общетонизирущее действие

на организм;

активизация и нормализация процессов ассимиляции, обмена веществ,

развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц

туловища, создание мышечного корсета;

исправление имеющихся дефектов опорно-двигательного аппарата;

воспитание и закрепление навыка правильной осанки;

повышение неспецифических защитных сил организма.

Формы физического развития:

процедура гимнастики - занятие корригирующей гимнастикой;

утренняя гигиеническая гимнастика с включением корригирующих

упражнений; различные виды самомассажа;

подвижные игры.

Методы работы:

групповые занятия;

индивидуальные занятия;

самостоятельные занятия.

Общая оценка эффективности применения метода физической

культуры идет по следующим параметрам:

уровень психологической активности ребенка;

данные функциональных проб и обследований.

Для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ необходимо проведение комплексной работы, которая включает в себя работу по познавательному развитию, проведению оздоровительных и коррекционных мероприятий, и содействия родителям в организации воспитания и обучения детей, работу с родителями по оказанию психолого-педагогической помощи.

Развивающая среда:

Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены.

Сохранять и укреплять здоровье детей классическими методами,

так и нетрадиционным;

-классический массаж, в том числе точечный;

-су-джок-терапия - (Су – кисть, Джок – стопа). Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе определенных точек. Воздействуя на эти точки иглами, магнитами, прогревающими палочками, светом определенной волны, семенами и другими активными стимуляторами, су-джок терапевт может помочь организму справится с заболеванием.

- музыкотерапию (воздействие музыкой) (отдельные занятия и сопровождение физкультурно-оздоровительной работы). Используется в качестве вспомогательного средства, как части других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

- сказкотерапию - используется для психологической, терапевтической и развивающей работы;

- цветотерапию - применяется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя;

- психогимнастику - включающую ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжение и развитие эмоционально-личностной сферы. Например, игры «Моё настроение», «Весёлый-грустный», «Зеркало», «Улыбка»,

«Солнышко и тучка».

Кроме педагогических технологий, мы используем и планируем дальнейшее совершенствование здоровьесберегающих технологий:

- физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука…», «Чтобы отдохнули ножки…», «Не сутультесь, грудь вперед…», «Наклоняемся с хлопком…».

- пальчиковая гимнастика, иммунная гимнастика, утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка».

- релаксация - возможно проведение в любом помещении, но лучше в ссенсорной комнате. Применима для любой возрастной группы. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

- пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям с младшего возраста, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.

- гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

- гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

- гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Культурно - досуговый блок.

Организация досуга - важная часть жизни семьи и ребенка в ней.

Лучше всего, если досуг - дело коллективное, когда дети и родители с пользой проводят свободное время, занимаясь интересным делом, или отдыхают.

Формы досуга:

Необходимо заниматься организацией досуга, предлагая им принимать участие в играх, совместных занятиях, встречах с интересными людьми.

Большое значение имеет участие ребенка с ОВЗ в подвижных коммуникативных играх во время групповых занятий, а также

работа родителей, направленная на осуществление переноса отработанных

навыков в бытовую и игровую деятельность.

Существует важный момент в проведении мероприятий для детей с ОВЗ:

продолжительность их не должна превышать 30-35

минут. Это связано с повышенной утомляемостью детей. Любой, самый

интересный праздник, может стать для них недоступным, мучительным

созерцанием, т. к. они не могут долго удерживать внимание, быстро

истощаются и утомляются.

Ожидаемые результаты:

У детей:

сохранение и укрепление физического здоровья детей.

привитие навыков безопасного поведения.

У родителей:

совместное участие с детьми в оздоровительных мероприятиях.

повышение компетентности в вопросах летнего отдыха.

У педагогов:

разработка методического и практического материала по проекту

составление конспектов досуга и праздников

повышение компетентности в вопросах летнего оздоровительного отдыха.

Перспектива развития проекта:

Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.

Подготовка материалов для публикации на сайте ДОО.

III этап – Заключительный

Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

- Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;

- Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей

- Подведение итогов проекта.

Продуктивность (эффективность) реализации условий, заявленных в проекте «Учимся быть здоровыми», в рамках модели образовательного процесса с детьми с ОВЗ, обеспечит выполнение поставленных задач и достижение сформулированной цели, а именно:

формирование коммуникативных способностей и навыков социального поведения,

компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

Воспитатели и специалисты ДОО будут повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, продолжать заниматься самообразованием и самовоспитанием, стремится к самосовершенствованию по проблеме инклюзивного образования.

Реализация данного проекта поможет воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и тем самым поможет ему создать оптимальные условия для воспитания и обучения здоровых детей и

детей с ОВЗ.

Дальнейшее развитие проекта.

В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач,

а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Быть здоровыми хотимБыть здоровыми хотим Фигурное катание на коньках Похоже на витание в облаках. Похоже на стремительный полёт, Как будто всюду небо, а не лёд. И трудно после этого.

Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим» для детей старшей группы Актуальность проекта Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить ребёнка сильным, крепким,.

Мастер класс для родителей: «Учите детей быть здоровыми». Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию:.

Непосредственно образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим» Быть здоровыми хотим. Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Образовательные области: Здоровье, Безопасность, Познание.

Отчёт о проведении тематической недели «Быть здоровыми хотим»Отчёт о проведении тематической недели «Быть здоровыми хотим» В нашей группе в марте месяце в течение недели проходила реализация темы «Быть здоровыми хотим». Были поставлены следующие задачи: 1. Воспитание.

Оздоровительный досуг «Быть здоровыми хотим» в подготовительной группе Дети парами входят в зал, проходят через середину, расходятся в разные стороны, образуя две команды, и рассаживаются по местам. Воспитатель.

План реализации проекта «Быть здоровыми хотим!» План реализации проекта "Быть здоровыми хотим!» Составила воспитатель Маркова Татьяна Юрьевна Хочу предложить вашему вниманию практический.

Проект «Быть здоровыми хотим!» Проект по оздоровительной работе с детьми подготовительной к школе группы «Быть здоровыми хотим!» Петерман Н. В. Жилина С. А. Акинина А.

Проект «Быть здоровыми хотим!»Проект «Быть здоровыми хотим!» Проект «Быть здоровыми хотим!». Вид проекта: краткосрочный, познавательно - творческий. Продолжительность проекта: 2 неделя (с 27 июня по.

Проект по ЗОЖ «Быть здоровыми хотим» Паспорт проекта Проект по ЗОЖ «Быть здоровыми хотим» Автор проекта: Мочалова Светлана Анатольевна Продолжительность проекта: 3 месяца лета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Учимся быть здоровыми»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 10:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД