Лучший педагог года

Проект «Удивительное рядом — вода и её секреты»

Наталья Лебедева
Проект «Удивительное рядом — вода и её секреты»

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Тип проекта :

Групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта :

Дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Срок реализации проекта :

Краткосрочный (2 недели)

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Удивительное рядом — вода и её секреты“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. С водой дети знакомы с самого раннего детства, но чаще всего и не задумываются об удивительных свойствах и качествах обыкновенной воды. А ведь вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами, с влиянием человека на водные ресурсы планеты. Усвоение детьми представлений о взаимосвязи природы и человека имеет особое значение для целостного развития личности дошкольника. В процессе исследования, овладевая способами практического взаимодействия с окружающей средой, дети познают окружающий их мир, что способствует становлению мировидения ребёнка, его личностному росту.

Цель:

формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.

Задачи:

- Расширить знания детей о воде и её свойствах.

- Дать представление о способах очистки воды.

- Развивать любознательность и познавательную активность детей.

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап:

• Определение направленности проекта, целей и задач;

• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;

• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

II. Основной этап:

• Внедрение в совместную деятельность опытно-экспериментальных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о воде и её свойствах.

• Беседы, с использованием загадок, стихов и рассказов о воде.

• Работа с родителями

III. Заключительный этап:

• Проведение развлечения для детей с элементами экспериментирования «День опытов и экспериментов».

Проведение открытого мастер-класса для родителей на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО».

• Оформление фотоотчёта о проделанной работе.

Содержание работы в процессе реализации проекта :

1. Беседы, рассказы, загадки:

«Что мы знаем о воде»

«Важность воды для всех живых организмов»

«Что такое осадки»

«Водоемы»

«Интересные факты о воде»

«Бережем воду вместе»

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Вода – это жидкость»

«Вода прозрачная»

«У воды нет вкуса»

«У воды нет запаха»

«Вода не имеет формы»

«Вода – растворитель»

«Очищение воды»

3. Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Ручеёк», «Водяной», «Море волнуется», «Лягушки и цапля».

Дидактические игры: «Четыре стихии», игра «Волны»

Настольная игра: «Рыбалка»

4. Работа с родителями:

Введение в тему проекта : рекомендации родителям по безопасности при ознакомлении детей с открытой водой;

Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Ожидаемые результаты:

Дети узнают:

О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.

О роли воды в жизни человека и живых организмов.

Узнают о том, что загрязняет воду, а что её очищает.

Дети будут бережно относиться к воде.

Список используемой литературы:

И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста - СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013

Е. В. Марудова – Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Приложение 1 Загадки о воде:

Сама не пьет, а нас заставляет. (Вода).

Очень добродушная – мягкая, послушная.

Но, когда захочет, то камень источит. (Вода).

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть. (Вода).

Все говорят – она течет.

Все говорят – она играет.

Она всегда бежит вперед,

Но никуда не убегает. (Вода).

В морях и реках обитает,

Но часто в облаках витает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода).

Утром бусы засверкали.

Всю траву собой заткали.

Мы пошли искать их днем.

Ищем, ищем – не найдем. (Роса).

Вьется, вьется вдалеке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (Река).

И без рук, и без ног

Из земли пробиться смог.

Всех нас летом, в жаркий зной

Поит ледяной водой. (Родник).

В этих водяных пустынях

Волны, как барханы.

А среди бездонной сини –

Штормы, ураганы. (Моря и океаны).

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

А коснешься – тихо тает

На ладони и во рту. (Снег).

Приложение 2 Рассказы, сказки о воде:

Водяной и дети.

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной. Никто не водится со мной. В моём пруду – болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то Вокруг меня жестянки, Бумага, банки, склянки.

Давно я без лягушек - Покинули подружки. Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

- Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

- Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям несчастного Водяного.

- Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. – Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной капли

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как тучка была в пустыне.

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

- Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

- Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

- Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила дождя и дружбы

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

- Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

- Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

- А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

- Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо. Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

Приложение 3 Экспериментальная деятельность

«Вода – это жидкость»

Материалы: скатерти для столов, одноразовые стаканчики, вода.

Ход эксперимента: Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой.

Пояснение для детей: Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы их крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

«Вода прозрачная»

Материалы: скатерти для столов, одноразовые стаканчики, вода, молоко, палочки или трубочки.

Ход эксперимента: Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или трубочки.

Пояснение для детей: В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

«У воды нет вкуса»

Материалы: скатерти для столов, одноразовые стаканчики, вода, трубочки, соль, сахар.

Ход эксперимента: Дать детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положить немного соли, в другой сахар, размешать и дать детям попробовать.

Пояснение для детей: «Какой вкус приобрела теперь вода Вывод: У воды нет вкуса. Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

«У воды нет запаха»

Материалы: скатерти для столов, одноразовые стаканчики, вода, трубочки, соль, сахар, ароматизированное эфирное масло.

Ход эксперимента: Дать детям три стакана с водой из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложить понюхать. Затем капнуть в один из них какое-либо ароматное вещество, например, раствор мяты, эфирное масло и т. п. Понюхать.

Пояснение для детей: «Что изменилось?». Подвести к выводу: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне. Вывод: Вода не пахнет. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

«Вода не имеет формы»

Материалы: скатерти для столов, 2-3 геометрические фигуры, ёмкости для воды различной формы, вода.

Ход эксперимента: Взять 2-3 предмета, разной формы, определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, миска и т. д.). Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомнить, как разливаются лужи.

Пояснение для детей: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода может легко менять форму.

«Вода – растворитель»

Материалы: скатерти для столов, трубочки, разные жидкости (молоко, сок, варенье, сироп, подсолнечное масло, сахар, соль, мука, песок, камешки и т. п.

Ход эксперимента: Наливать в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал? А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду?

Пояснение для детей: Вода - растворитель. В воде растворяется не всё.

«Очищение воды»

Материалы: скатерти для столов, сосуд с водой, тушь или гуашь, воронка, ватные диски, песок, ложечка для песка, 2-а пустых сосуда.

Ход эксперимента: Взять сосуд с водой, добавить в него тушь или гуашь, размешать и продемонстрировать детям загрязнённую воду. Взять пустой сосуд, вставить в него воронку, на дно воронки положить ватный диск, сверху насыпать ложечкой песок, закрыть песок вторым ватным диском. Взять сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь осядет в фильтре, а сосуд наполнится очищенной водой. Затем можно ещё раз пропустить получившуюся воду через новый фильтр во второй пустой сосуд. Вода после второй очистки станет ещё чище.

Пояснение для детей: Песок пропускает через себя воду, но задерживает загрязняющие воду частицы. Песок является природным фильтром для очистки воды.

Приложение 4 Игровая деятельность

Подвижные игры:

Ручеё к:

Оборудование - нет

Количество участников - не ограничено, чем больше, тем лучше.

Правила игры: Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает «друга» только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала «ручейка».

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор – «ручеек». Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку «ручейка» и произносит такие слова:

«Ручей, ручей, ручеек!

Дети - Здравствуй, миленький дружок.

Ручей - Можно с вами поиграть?»

Дети, стоящие в колонне, отвечают:

«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!»

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. «Ручеек» должен двигаться быстро.

Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором:

В ворота ручей бежит И тихонечко журчит.

Ручей. ручей, ручеек! Спасибо миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

Водяной:

Оборудование – нет

Количество участников - не ограничено, чем больше, тем лучше.

Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг — «озеро» или «болото», в котором живет Водяной. Все игроки -— дети, а один -— Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, поиграй со мной!»

Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.

Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга-«озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.

«Море волнуется»

Оборудование: могут пригодиться, хотя не обязательно, несколько средних резиновых мячей небольших размеров, надувные шарики разных цветов, разноцветные атласные ленточки длиной не более 1 м и многие другие игровые атрибуты. Все зависит от личной фантазии ведущего и участников игры.

Количество участников - не ограничено, чем больше, тем лучше.

Ход игры: Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра может продолжаться неограниченное количество времени до тех пор, пока вызывает интерес у ее участников и повышает им настроение, создавая положительный эмоциональный настрой.

«Лягушки и цапля»

Оборудование: крупные кубики, 4-е верёвки или скакалки, грузы.

Количество участников – до 20 человек.

Ход игры: Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг, где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см, между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.

Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре могут быть и 2 цапли.

Дидактические игры:

«Четыре стихии»

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

игра «Волны»

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море» : один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Приложение 5 Работа с родителями

Обучение детей поведению на воде в летний период

Родители помните, что ребенок идет на водоем, только в сопровождении взрослых!

Рекомендации для родителей (чему необходимо научить детей) :

- Купаться можно в разрешенных местах, в купальнях или на оборудованных пляжах.

- Для купания выбирайте песчаный берег, тихие неглубокие места с чистым дном.

- Не купайтесь в запрещенных и необорудованных для купания местах (у плотин, на водосбросе, в карьерах, котлованах, бассейнах для промышленных нужд).

- Помните, что при купании категорически запрещается:

• заплывать далеко от берега, выплывать за пределы ограждения мест купания;

• подплывать близко к проходящим катерам, весельным лодкам, гидроциклам;

• взбираться на технические предупредительные знаки;

• прыгать в воду с лодок, катеров и других плавательных средств;

• купаться в вечернее время после захода солнца;

• прыгать в воду в незнакомых местах;

• купаться у крутых, обрывистых берегов.

- Помните, что после еды разрешается купаться не раньше чем через полтора - два часа.

- Во время купания не делайте лишних движений, не переутомляйте себя.

- Остерегайтесь водоворотов, никогда не подплывайте к ним близко.

- Помните, что причиной гибели на воде часто бывает сковывающая его движения судорога.

- Причины этому следующие:

• переохлаждение в воде;

• переутомление мышц;

• купание незакалённого в воде с низкой температурой;

- Во всех случаях рекомендуется по возможности выйти из воды.

Публикации по теме:

«Удивительное вещество — Вода» презентация к проекту Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Удивительное вещество -Вода" Актуальность: Вода - это живительная сила, чудо природы и.

Фотоотчет «Удивительное рядом»Фотоотчет «Удивительное рядом» Мир природы необычайно красив, а мы порой в силу своей занятости, не замечаем этого. Но стоит остановиться хотя бы на миг, вы откроете для.

Исследовательско-информационный проект о народных названиях растений «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы» Проект «Удивительное рядом: знакомые незнакомцы». Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить красоту, чтобы другие люди могли.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Самое удивительное вещество на Земле — вода»Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Самое удивительное вещество на Земле — вода» Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Самое удивительное вещество на Земле - вода". Задача: систематизировать знания детей о.

Проект «Ох вода, вода, вода, не боимся мы тебя» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1. Полное название проекта: «ОХ вода,вода,вада- не боимся мы тебя». 2. Автор проекта: Романченко Ксения Ивановна.

Проект для разновозрастной группы «Вода, вода-кругом вода» Название проекта Вода, вода, кругом вода Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой Цель Расширение и углубление.

Фотоотчет «Удивительное рядом!»Фотоотчет «Удивительное рядом!» Не секрет, что нас окружают удивительные вещи, которые кажутся нашим детям обычными, и именно у нас, педагогов, есть возможность помочь.

Картотека опытов «Вода-самое удивительное вещество на земле» Дошколенок с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручье кораблики, плескался в речке или в море. Но.

Экологический проект «Вода, вода — кругом вода»Экологический проект «Вода, вода — кругом вода» ема: “Вода, вода – кругом вода”. для детей второй младшей группы Цель проекта: Расшири ь представления воспитанников о воде, о её свойствах,.

Экологический проект «Вода, вода, кругом вода!» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Удивительное рядом — вода и её секреты»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 14:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД