МААМ-картинки

Проект «Удивительный мир камней»

светлана пахомова
Проект «Удивительный мир камней»

Информационная характеристика проекта :

АВТОР ПРОЕКТА : Пахомова Светлана Дмитриевна.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ : Руководитель проекта – воспитатель, дети и родители группы.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Тип проекта :

По доминирующей деятельности: познавательно - исследовательский.

По числу участников проекта : групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

Публикация «Проект „Удивительный мир камней“» размещена в разделах

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По профилю знаний: НОД образовательной области «Познание».

ПРОБЛЕМА:

Проводя работу по экологическому воспитанию, мы чаще обращаем внимание детей на живые объекты. Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало.

Ввиду недостаточности разработанности темы в программе «Радуга», у меня возникла необходимость в углубленной тематической разработке по ознакомлению детей с разновидностями камней и использованию их человеком.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы культуры человека, интерес, стремление познать и принять общечеловеческие духовные ценности. Дети должны научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности. Чтобы сформировать у детей представление об окружающем его мире, необходимо уделять больше внимания для всестороннего изучения природы, экосистемы края и страны в целом.

Наша страна, наша республика Коми богата разными полезными ископаемыми. В недрах нашего края есть крупные месторождения каменного угля, нефти, газа, бокситов, титана, золота, алмазов, каменных и калийных солей, различных строительных материалов.

Но, как правило, у детей в этом возрасте мало знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство с их разнообразием, поможет детям ближе познакомиться с природой родного края и страны. Приобщение детей к познавательно-исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи «человек - природа».

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование познавательной активности детей, на формирование нравственных чувств ребенка, способствует формированию активного словаря, расширяет кругозор, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Поэтому важно:

- сформировать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира;

- формировать навык самостоятельно применять знания в практической деятельности;

- помочь детям устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе;

- формировать у детей навык бережного отношения к окружающему миру.

ЦЕЛЬ: Формирование познавательной активности у детей через ознакомление с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком, используя разные виды деятельности.

ЗАДАЧИ:

Для педагога:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести анализ имеющихся знаний детей по данному вопросу.

3. Составить плана работы по ознакомлению с разнообразием камней.

4. Расширение и обогащение развивающей среды.

5. Повышение компетентности воспитателя.

Для детей:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

2. Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.

3. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.

4. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Обогащать словарь детей.

7. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

8. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.

Для родителей:

1. Вовлекать родителей в детско-взрослые отношения, через совместное участие в проекте.

2. Повышать компетентность родителей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап –

подготовительный 1. Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

3. Подбор необходимого оборудования, пособий и познавательного материала для детей (наборы камней, познавательных книг, иллюстраций, картинок, видеоматериала)для практического обогащения проекта.

4. Изготовление презентаций по ознакомлению детей с разными камнями.

5. Составление плана работы.

6. Расширение развивающей среды группы для поддержания интереса детей к данной теме.

7. Привлечение родителей к участию в проекте.

II этап – основной 1. Рассматривание камней на улице, в аквариуме, небольшую коллекцию, собранную в группе.

2. Рассматривание различных камней через лупы.

3. Опыты – эксперименты:

«Что твёрже – камень или дерево», «Что тяжелее – камень или дерево», «Тонет – плавает», «Свойства соли», «Выращивание кристаллов соли», «Извержение вулкана» и др.

4. Рассматривание украшений с разными камнями.

5. Беседы «Свойства камней», «Где люди используют камни» и др.

6. Просмотр презентаций «Каменный уголь», «Каменная соль», «Солнечный камень - ЯНТАРЬ», «Драгоценные камни».

7. Чтение Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»; А. Клёнов «За многое должен человек сказать «спасибо» камню», отрывок из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек» и др.

8. Выполнение детьми в технике мозаики изделий из камней.

9. Художественное творчество «Превращение камушка», «Подснежники» (с использованием соли).

10. Д/игры «Найди речной (морской) камешек», «Какого камня не стало и др.

11. П/И «Камешек, ко мне» (по типу «Колечко, колечко»,

«Береги камень, не зевай» и др.

III этап - заключительный - Выставка детских работ «Подснежник»,

- Создание альбома «Мир камней»,

- Создание мини-музея «Удивительный мир камней».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА :

Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы. Реализация задач осуществляется через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей. Осуществляется преемственность ДОУ и семьи. Все это позволит оптимально решить основную задачу – расширить представления детей старшего дошкольного возраста о разновидностях камней, их свойствах и применением их человеком. Воспитание интереса и бережного отношения к объектам не живой природы, а в частности к полезным ископаемым (камням).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :

Проект реализует работу по ознакомлению детей с неживой природой, с полезными ископаемыми, что входит в систему работы дошкольного учреждения. Проект открывает возможность формирования у детей интереса к окружающему миру. Развивает потребность детей в получении и обсуждении информации, закрепляя названия различных камней, обобщаем понятия «полезные ископаемые», знания о пользе и использовании их человеком. Проект развивает желание экспериментировать, делиться полученными знаниями с родителями и друзьями. Реализуя проект, мы формируем у детей навыки коллективного труда, бережное и любовное отношение к природе, которая делится с человеком своими богатствами. Воспитываем уважение к труду людей камнедобытчиков, работающих на шахтах, рудниках и т. д. Пополняем и расширяем развивающую среду в группе. Осуществляем подбор информации, игрового материала по данной теме, расширяем кругозор свой детей и родителей. Привлекаем родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству. Поощряем совместные занятия детей и родителей, вовлекаем их в воспитательно-образовательный процесс; привлекая их к участию в реализации проекта.

ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ГРУППЕ :

Воспитатель Проведение с детьми НОД и СОД, консультирование родителей.

Дети Участие в НОД и СОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.

Родители Закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для педагога:

- Повышение своей профессиональной компетентности.

- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

- Совершенствование предметно – развивающей среды.

Для детей: - Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

- Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Для родителей:

- Повышение у родителей интереса к жизни детей в ДОУ.

- Повышение компетентности родителей по данному направлению.

- Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТЕ :

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Познавательная деятельность (НОД, СОД, презентации,

Исследовательская деятельность.

Чтение научной и художественной литературы,

Игровая деятельность,

Продуктивная деятельность,

Художественно-эстетическая деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Научно-методическое обеспечение,

Организационные: музей, викторины, выставки.

Информационные ресурсы: библиотека, сеть Интернет, консультации.

Мотивационные ресурсы: обогащение личного опыта.

Материально-технические: мультимедийный проектор, СД, ДВД, ТВ.

Папки-передвижки, школьные экспонаты камней.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :

Виды деятельности Содержание работы Цель

Познавательная деятельность НОД, беседы:

«Что мы знаем о камнях»,

«Откуда появляются камни»,

«Простые и ценные камни»,

«Камни разные нужны, камни всякие важны»,

«Как человек использует камни».

Работа с картой республики Коми «Уголёк, ты откуда?», «Добыча соли в Коми крае».

Викторина: "Что мы знаем о камнях"

Создание альбома «Мир камней»

Создание мини-музея «Удивительный мир камней» Формирование представлений детей о камнях : их назначении в природе и использовании человеком.

Показ презентаций по теме «Камни» :

«Каменный уголь», «Каменная соль», «Солнечный камень - ЯНТАРЬ»,

«Драгоценные камни».

Просмотр мультфильмов:

«Серебряное копытце»,

«Каменный цветок»,

«Малахитовая шкатулка» Конкретизация представлений детей о разных видах камней.

Исследовательская деятельность Работа в «лаборатории» по ознакомлению детей с миром камней :

«Что твёрже – камень или дерево»,

«Что тяжелее – камень или дерево»,

«Тонет – плавает»,

«Есть ли воздух в камнях», «Растворимость минералов», «Свойства соли»,

«В какой воде лучше растут растения»,

«Выращивание кристаллов соли»,

«Извержение вулкана»

«Мел – это камень?» Расширение кругозора и экологических представлений у детей посредством опытов в процессе практической деятельности.

Художественное творчество Творческая мастерская:

«Превращение камушка»,

«Подснежники» (рисование солью).

Конструирование:

«Мозаика из камней»

Создание художественных образов на основе природных форм.

Формирование умения планировать свою работу и технологично осуществлять свой замысел.

Игровая деятельность Д/ И:

"Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь", «Найди речной (морской) камешек», «Какого Камня не стало,

«Что изменилось?», «Третий лишний».

Подвижные игры:

«Камешек, ко мне» (по типу «Колечко, колечко», «Береги камень, не зевай»,

«Эстафеты с камешками», «Царь горы».

СРИ:

«Геологи», «Шахтеры». Закрепление и систематизация знаний детей об окружающем мире через игровую деятельность.

Чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций книг, альбомов и энциклопедий.

П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;

И. Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

А. Клёнов «За многое должен человек сказать «спасибо» камню»,

отрывок из рассказа А. Гайдара «Чук и Гек».

Чтение стихов, пословиц, загадок, сказок о камнях,

Энциклопедии. Ознакомление с научными и художественными произведениями.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1. Программа «Радуга» Т. Н. Доронова

2. Т. И. Гризик «Познаю мир»

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

4. Т. Н. Зенина «Ознакомление дошкольников с природными объектами»

5. Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду»

6. Энциклопедия «Я познаю мир» (сокровища Земли)

7. Энциклопедия «Я познаю мир» (камни и минералы)

8. Природоведение «Камни и минералы»

9. А. Н. Квитко «Каменные цветы Жигулей»

10. Л. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно»

Публикации по теме:

«Удивительный мир камней». Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности .

Проект «Удивительный мир природы» «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в мире природы,.

Детский творческий проект «Удивительный мир природы»Детский творческий проект «Удивительный мир природы» Беречь живую природу, ценить и любить родные места, выращивать растения и ухаживать за ними. Всему этому учат дошколят в детском саду.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней». Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: Волшебный мир камней. Авторы конспекта проекта: Королева Анна Александровна,.

Проект по теме: «Этот удивительный мир жаб» Проект в подготовительной группы по теме: «Эти удивительные жабы» Автор: Царёва Л. Ю. Цель проекта: развивать и обогащать.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Удивительный мир игры» Проект «Удивительный мир игры». Подготовила и провела: Воспитатель второй младшей группы Понькина Е. В. Вид проекта: исследовательски.

Проект «Удивительный мир пластилина» Актуальность темы «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (В. А. Сухомлинский) Лепка имеет.

Проект к 135 летию К. И. Чуковского «Удивительный мир сказок» Шукубаева Лаура Егоровна, Ведерникова Людмила Сергеевна Корней Иванович Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность.

Экологический проект «Удивительный мир природы»Экологический проект «Удивительный мир природы» Паспорт проекта Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 01.03.2017 г. – по 31.03.2017.

Автор публикации:
Проект «Удивительный мир камней»
Опубликовано: 13 сентября 2017 в 11:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД