Елена Алексеевна Благонадеждина
Проект «Уроки пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены основные цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Безопасность» : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Публикация «Проект „Уроки пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту пожарной безопасности.
Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожарную обстановку. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.
С этой целью был разработан проект «Уроки пожарной безопасности». Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления.
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатель средней группы, родители. Количество: 17.
Вид проекта : информационно – творческий.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель проекта : формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
1. Формировать представление детей об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
2. Конкретизировать представления о способах поведения детей в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций.
3. Развивать такие качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.
Ожидаемый результат:
• Сформируется осознание детьми необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих.
• Дети овладеют навыками правильных действий в случае пожара.
• Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Продукты проекта :
1. Создание альбома рисунков «Пожары случаются…».
2. Выставка детского творчества по пожарной безопасности «Скажем пожарам «нет»!»
3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с 23 марта по 19 апреля.
Организационный этап
Цель: Обозначить тему проекта. Определить цель и задачи проекта. Составить план деятельности и определить продукты проекта. Ознакомить родителей с темой и планом проекта. Провести сбор, анализ и систематизацию информации, подбор художественных произведений, наглядного материала.
Сроки: с 23 по 24 марта.
Практический этап
Цель: Внедрить в педагогический процесс эффективные методы и приёмы по расширению знаний дошкольников по противопожарной безопасности. Организовать мероприятия в рамках проекта (НОД и совместную деятельность детей и родителей).
Сроки: с 28 марта по 18 апреля.
Заключительный этап
Цель: Показать актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач противопожарной безопасности. Проведение родительского собрания, презентация проекта.
Сроки: 19 апреля 2017 г.
4. План мероприятий
1. Взаимодействие с родителями:
* Стенд-гармошка «Правила пожарной безопасности».
* Буклеты «Пожарная безопасность для детей и их родителей», «Правила и пожарная безопасность детям».
* Анкетирование родителей средней группы по правилам пожарной безопасности.
* Индивидуальные беседы: «Обучаете ли вы детей правилам пожарной безопасности?»
* Консультация «Пожарная безопасность для детей и их родителей».
*Совместное участие родителей в выставке детского творчества по пожарной безопасности «Скажем пожарам «нет»!»
* Родительское собрание.
2. Взаимодействие с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность:
* Беседы «Огонь – друг или враг?», «Детские шалости с огнем», «Осторожно – электроприборы!», «Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар».
* Экскурсия к дому ул. Октября, где случился пожар.
* Рассматривание иллюстраций, отображающих тему проекта.
* Рассматривание макета «Средства пожаротушения».
* Решение и проигрывание проблемных ситуаций: «Что делать, если в квартире появился дым?», «Как правильно вести себя во время пожара?», «Если загорелся телевизор».
* Чтение художественных произведений: «Бумажный самолетик», «Вороненок», «Кот Федот» Т. А. Шорыгина; «Пожар», «Дым» Б. Житков.
* Отгадывание загадок на противопожарную тематику.
* Заучивание пословиц и поговорок, объяснение выражений: «В одном коробке сто пожаров», «От копеечной свечи Москва сгорела», «Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести», «С огнем не играй, пожар не затевай».
* Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Путаница».
* Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»
Игровая деятельность:
* Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Средства пожаротушения», «Назови причины пожаров», «Четвертый лишний».
* Настольные игры: «Лото», «Собери картинку».
* Сюжетно-ролевые игры: «Пожарная часть», «Мы пожарные».
* Театрализованные игры: «Кошкин дом».
Двигательная деятельность:
* Подвижные игры: «Пожарные на учениях», «Самый ловкий».
* Эстафеты: «В дыму», «Спасение пострадавших», «Скрути пожарный рукав».
Конструктивная деятельность: «Пожарное депо».
Цель: воспитывать у детей чувство осторожности; учить поиску новых конструктивных решений; развивать навыки конструирования; закреплять навыки коллективной работы с мелким конструктором; закреплять умение брать на себя различны роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты, строительный материал.
Продуктивная деятельность:
* Рисование «Пожары случаются…»
Цель: совершенствовать умение детей предавать в рисунке небольшой сюжет по правилам пожарной безопасности; воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
* Аппликация «Пожарная машина».
Цель: закрепить знания детей о пожарной машине; уточнить характерные особенности; закрепить навык вырезания и безопасного обращения с ножницами; развивать воображение; воспитывать навык аккуратного наклеивания.
* Лепка из пластилина «01».
Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к труду пожарного и спасателя; развивать фантазию и воображение; продолжать учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца; создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию. 5. Ресурсы
Для педагога: фотоаппарат, видео- и аудиозаписи, интернет.
Для детей: книги, иллюстрации, сюжетные картинки на тему; дидактические игры; атрибуты для игр; цветная бумага, краски, карандаши, пластилин.
6. Презентация проекта
На родительском собрании.
7. Выводы (рефлексия)
Данный проект позволил расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о правилах противопожарной безопасности.
У детей сформировались представления об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
Развиты такие качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
В итоге участники проекта получили эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности. Дети научились быть осторожными с огнем.
8. Литература
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: средняя группа (4-5 лет).
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа (4-5 лет).- М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.- 96с.
4. Основная комплексная программа: «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.