Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Анастасия Герасимова
Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Педагогический проект в 1(2) младшей группе

«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Руководители проекта:

Воспитатель: Герасимова А. И.

Воспитатель: Чужайкина Е. Ю.

Участники проекта: дети 1(2) младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой, совместный.

Актуальность: в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Гипотеза: Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.

Предмет исследования: фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Этап 1. Поисковый.

Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.

Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.

2. Приобщить детей к традициям народной культуры.

3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.

4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.

2. Понимание значения слова «потешка».

3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.

4. Создание картотек всех видов потешек.

5. Заучивание детьми потешек.

Сбор сведений

1. Задать вопросы:

• Что вы знаете о потешках?

• Какие потешки вы знаете?

• О ком бы вы хотели ещё унать потешки?

Разработка плана проекта

1. Отобрать иллюстрации к потешкам;

2. Найти литературу, рассказывающую о потешках;

3. Отобрать героев потешек;

4. Обратиться за помощью к родителям.

Этап 2. Аналитический.

План проекта «Потешка»:

1. Выбор темы и разработка проекта (октябрь).

2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).

3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).

4. Создать информационный стенд для родителей (декабрь).

5. Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).

6. Знакомство детей с потешкой (январь).

7. Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).

8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).

9. Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

1. Создать развивающую среду:

• Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.

• Пополнить уголок книги сборниками потешек.

• Изготовить альбом «Потешки».

2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.

• Речевое развитие. Тема: «Чтение потешки «Козушка – белоногушка».

• Художественная литература. Чтение потешек.

• Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

• Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;

• Экскурсии по территории детского сада;

• Наблюдение на прогулке;

• Чтение художественной литературы по теме проекта;

• Беседа с детьми по содержанию потешек.

4. Самостоятельная деятельность детей.

• Настольные и дидактические игры;

• Сюжетно – ролевые игры.

5. Взаимодействие с семьёй.

• Подготовить анкету для родителей;

• Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

Этап 3. Практический.

Формы работы Содержание

1. Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие).

Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение потешек про животныж, о людях.

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3. Самостоятельная деятельность

детей

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.

Рисование животных, птиц героев потешек.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Организация сюжетно – ролевых игр.

Лепка горошка, пряничков для животных.

4. Взаимодействие с семьёй

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

Этап 4. Презентация проекта.

Цель: изготовление мини – книжки.

1. Дети делятся на небольшие подгруппы;

2. Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;

3. Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;

4. Оформление страниц совместно с воспитателями;

5. Оформление книги с потешками.

Этап 5. Контрольный.

1. Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?

2. Беседа с родителями.

Приложения

Приложение №1

Потешки для купания и умывания

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

Мы пойдем купаться.

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки.

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Настёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг, прыг,

в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Мы купаемся, мы плескаемся,

И в водичке с тобой развлекаемся!

Ножку вверх, ножку вниз!

Ручку вверх, ручку вниз!

Ножками покрутим,

И плывем как ути!

Плюх-плюх! Бух-бух!

Вытераемся!

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Водичка, водичка,

Умой мое личко,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Приложение №2

Кушаем с потешкой

Супик жиденький,

Но питательный!

Будешь худенький,

Но пузатенький!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька.

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Глубоко - не мелко!

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная марковка,

Петрушка, картошка.

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка.

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Приложение №3

Потешки про зверей, птиц, насекомых.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

- Ворона, ворона,

Куда летала?

- Гостей скликала,

Каши им давала.

Кашка масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Душа радуется.

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот -

Разогнал весь хоровод!

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему.

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Приложение №4

Анкета для родителей

“Национальное самосознание и духовное воспитание детей”.

1. Должен ли ребенок знать традиционное народное наследие?___

2. Обращаетесь ли вы к традиционному народному календарю, отражающему ритм годовой жизни природы и человека в естественном единстве?

___

3. Используете ли вы фольклор: потешки, сказки, загадки, колыбельные и т. д. в повседневной деятельности: дома /при кормлении, одевании, умывании, сне, играх/? Хотите ли их знать?

___

4. Существует ли у вас традиция семейного чтения, как важнейшей составляющей национального самосознания?

5. Ваше отношение к тому, что образовательное учреждение знакомит детей с музыкальными, поэтическими, эпическими духовными произведениями эмоционально-эстетического, нравственного характера?

___

6. Играете ли вы дома в народные игры? Знаете ли редкостную, забытую, народную игру? Какую? ___

7. Согласны ли вы, что народные игры решают психо-коррекционные задачи межличностных отношений, расширяют знания о народной жизни, обогащают словарь и внутренний мир ребенка, дают возможность самовыражаться?___

8. Рассказывает ли ваш ребенок что-то новое о народной культуре, знает ли больше вас о национальных традициях, обрядах, праздниках и гуляниях?

9. Знаете ли вы свою родословную? Учите ли ребёнка выстраивать своё генеалогическое дерево?___

12. Живете ли вы интересами ребенка?___

Публикации по теме:

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

Значение художественного слова в воспитании дошкольного возраста Значение художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста я широко использую художественное.

Фольклор в жизни дошкольника Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического.

Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

Значение аппликации для развития дошкольника Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных и наклеенных или нашитых на фон. Большая.

Значение семейных отношений в воспитании ребенка Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивать,.

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаЗначение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.

«Значение театрализованных игр в воспитании ребенка». В помощь педагогам-психологам Значение театрализованных игр в воспитании ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ре-бенка в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 08:47
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект с детьми средней группы «Птицы-наши друзья»
Воспитатели группы: Денисова Л. Н, Дайлиденак Н. Е Проект на тему " Птицы- наши друзья". Актуальность. Общение детей с природой -актуальный вопрос...
Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных...
Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы...
НОД в старшей группе ОО Познание — Мир природы Комнатные растения — спутники нашей жизни
Цель: Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях. Задачи: - Учить узнавать комнатные растения по описанию и внешнему виду, называть их. -...
Математическая викторина «Умники и Умницы» в старшей группе
Программное содержание: закрепить навыки счета в пределах 10; закрепить названия геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ;...
Презентация по теме: «Приобщение дошкольников к национальной культуре»
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве,...