Марина Катасонова
Проект для 2.5–3 лет «В гостях у сказки»
В гостях у сказки
Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Публикация «Проект для 2,5–3 лет „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Проект “В гостях у сказки”
Тип проекта : творческо-познавательный.
Сроки: 2 недели с 10.03.2025 по 24.03.2025
Участники: воспитатель Катасонова М. В., дети, родители.
Возраст детей: 2.5-3года
Форма проведения: Групповая.
Актуальность проекта :
В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению – это и электронные книги, и телевидение, и компьютеры. Но роль книги все же неоспорима. Сказки в детском возрасте служат средством нравственного, умственного, эмоционального развития. Книги развивают мышление, память, воображение, обогащают словарный запас детей, развивают связную речь. Наблюдая за детьми и общаясь с ними, я обратила внимание, что речь у детей плохо развита, они затрудняются пересказать какое-нибудь литературное произведение. Сказка имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. При помощи художественного слова дошкольники практически осваивают грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Проблема:
Анализ практики приобщения детей к чтению сказок показал, что знакомство детей со сказками используется в недостаточном объеме, теряется традиция семейного чтения, а ведь в процессе чтения взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о сказках.
С помощью реализации данного проекта я планирую систематизировать знания детей о сказках, развить связную речь детей, обогатить словарный запас воспитанников, осуществить продуктивную деятельность по мотивам сказок, привлечь родителей к совместному с детьми чтению, увеличить общение родителей и детей дома.
Цель проекта :
- Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи:
- Расширять представления о сказках.
- Формировать нравственное представление детей на эмоционально-чувственной основе через содержание сказок.
- Развивать у детей речь, обогащать словарный запас.
- Формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра.
- Создать условия для формирования первичных навыков в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Побуждать отражать впечатления от сказок в продуктивной деятельности (рисование, лепка).
- Возрождать традиции семейного чтения.
Планируемые результаты:
- дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст сказок;
- с интересом рассматривает иллюстрации к художественному произведению, сопереживают героям сказок;
- дети проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, пальчикового театра;
- проявляют умения в продуктивной деятельности;
- повысился уровень активности родителей в домашнем чтении.
Подготовительный этап проекта.
- Анализ и изучение методической литературы по теме проекта.
- Составление плана деятельности.
- Подготовка материала к проекту (конспекты ООД, дидактический материал, создание развивающей среды).
- Беседа с родителями о создании совместного проекта «В гостях у сказки», приобщение родителей к участию в проекте.
Основной этап.
1. Чтение и рассказывание детям сказок : “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Курочка Ряба”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, ”Маша и медведь”, ”Кот, лиса и петух”.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам : “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Курочка Ряба”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, ”Маша и медведь”, ”Кот, лиса и петух”.
3. Инсценировка сказок совместно с воспитателем.
4. Драматизация эпизодов из сказок.
5. Дидактические игры: пазлы “Курочка Ряба”, ”Колобок”, игра ”Разложи картинки к сказке ”Теремок” по порядку”.
6. Подвижные игры “Вышла курочка гулять”, “Мыши в кладовой”.
7. Физкультминутка “Репка”.
8. Пальчиковые игры «Жили-были зайчики», «Били-били, не разбили!», «Мы лепили колобок».
9. Строительные игры по сказкам “Теремок”, ”Три медведя”.
10. Рисование “Дорожка для колобка”, ”Маша и медведь гуляют по лесу (следы большие и маленькие)”.
11. Лепка “Яички простые и золотые”, ”Катится колобок по лесу”
12. Театральные игры-этюды “Птички”, ”Петушок и солнышко”.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей “Роль сказки в воспитании детей”.
- Мастер-класс “Декорации для настольного театра своими руками”.
- Помощь в изготовлении ширмы для настольного кукольного театра.
- Создание пальчиковых театров “Колобок”, “Маша и медведь”.
- Помощь в оформлении “Театра на палочках” (персонажи - животные к сказкам, в приобретении деревянного настольного театра по сказкам “Колобок”, ”Теремок”, “Курочка Ряба”.
- Помощь в обновлении “Книжного уголка”.
- Создание аудиотеки по сказкам.
Заключительный этап.
1. Выставки детских работ с продуктивной деятельности.
2. Выставка рисунков родителей “Наша любимая сказка”.
3. Фотовыставка “Читаем дома”.
4. Фотоотчет по проекту в сетевом сообществе “Детский сад № 10 (Группа для родителей)”
Результаты проекта :
- Дети познакомились с русскими народными сказками;
- Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
- Дети были участниками игр - драматизаций, кукольных спектаклей;
- Дети научились отвечать на вопросы по содержанию сказок, мимикой передавать характер и настроение героев;
- Расширился и обогатился словарный запас детей;
- Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.
- “Книжный уголок” и ”Театральный уголок” пополнены новым материалом, который активно используется в работе с детьми.
Список использованной литературы
Абрамова Л. П., Агаян Г. Г. и др. Книга-мечта о пальчиках. Энциклопедия пальчиковых игр для тех, кому от 0 до 7. М. : Издательский дом «Карапуз», 2009.
Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 224 с.
Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 320 с.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М. : Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. «Детство – Пресс», 2011. 96 с.
Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
Смирнова Е. О. и др. Игры с детьми 3-4 лет. Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ». М. : Сфера, 2008. 128 с.
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 96 с.
Юдаева М. В. Хрестоматия для младшей группы. М. : Самовар, 2015. 202 с.