Ольга Комарова
Проект в общеразвивающей группе по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 81» г. Ярославль
Проект в общеразвивающей группе №2 «Одуванчик»
по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
"В детский сад иду с улыбкой, в детский сад иду без слез"
Воспитатель: Комарова Ольга Юрьевна
2022год
Участники проекта :
Публикация «Проект в общеразвивающей группе по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатели первой младшей группы : Комарова О. Ю., Ивлева Т. С.
Целевая группа :
дети первой младшей группы и их родители.
Сроки реализации:
Сентябрь – январь
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом :
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
• разработка и реализация воспитателями методов проведения групповых занятий в адаптационный период;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
o снятие эмоционального и мышечного напряжения;
o снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
o развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
o развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
o развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
o развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально- дифференцированного подхода к детям, гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом. Выделяются две основные критерии успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада :
• предусматривает разработку комплексной системы психолого- педагогического сопровождения;
• позволяет определить роль и задачи педагога-психолога в организации процесса адаптации;
• позволяет определить механизм (алгоритм) деятельности воспитателей в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации;
• позволяет определить механизм (алгоритм) включения родителей в адаптационный процесс;
• позволяет определить разнообразие организационных форм педагогической работы;
• позволяет определить разнообразие методов и приемов педагогической работы, их эффективность;
• предусматривает подбор и использование диагностического инструментария для определения степени адаптации детей к условиям ДОО;
• направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.
В результате осуществления нашего проекта задействованы, воспитатели группы младшего возраста, педагог-психолог, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 5 месяцев.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
• подбор анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков». Анкетирование:- «Сведения о ребенке и о семье». Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно- коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с. От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также, дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации : лёгкая, средняя и тяжёлая. Длительность адаптации :
с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
План работы по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь
1
неделя
Божья коровка Божья коровка Игра-хоровод
Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Приветствие, знакомство с божьей коровкой»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение «Божья коровка, улети на небо»
Цель: развитие координации движений, ориентации в собственном теле.
Игра «Согреем божью коровку»
Цель: развитие речи, воображения.
2
неделя
Божья коровка Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя Игра: «Превращение в божьих коровок»
Цель: развитие воображения, координации движений Игра «Божьи коровки и ветер»
Цель: снижение психического напряжения, развитие умения действовать соответственно правилам игры.
Упражнение: «Выбери маленькие игрушки для божьей коровки»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.
3
неделя Листопад Игра-хоровод «Продолжаем знакомиться!» Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мы идем в осенний лес»
Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания.
Игра «Дождик и солнышко»
Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.
Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.
4
неделя Листопад Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мы идем в осенний лес»
Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания.
Игра «Дождик и солнышко»
Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.
Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.
Октябрь 1
неделя Листопад Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование эмоционального контакта. Игра-хоровод «Мы на луг ходили…»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие координации движений.
Игра «Дождик и солнышко»
Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.
Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.
2
неделя
Мячик Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
Игра «Разноцветные мячики»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие быстроты реакции.
Игра «Найди мячик»
Цель: развитие тактильного восприятия, речи.
3
неделя Мячик Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
Игра «Прятки»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве.
Игра «Найди мячик»
Цель: развитие тактильного восприятия, речи.
4
неделя Прогулка в осенний лес Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Найди ёжика»
Цель: развитие ориентации в пространстве. Игра «Ёжики колючие»
Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.
Ноябрь 1
неделя Прогулка в осенний лес Упражнение «Погладь ладошку»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Ёжики колючие»
Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.
Игра «Песенка для ёжика»
Цель: развитие памяти, речи, воображения; развитие эмпатии.
2
неделя Прогулка в осенний лес Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Разноцветные листочки»
Цель: развитие способности различать цвета, соотносить предметы по цвету, развитие пространственных
представлений.
Игра «Песенка для ёжика»
Цель: развитие памяти, речи, воображения.
3
неделя
Веселый Петрушка Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Карусели»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности.
Игра «Где же наши ручки»
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стихотворения, с действиями других.
4
неделя
Веселый Петрушка Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Паровоз»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Прыгай, прыгай веселей»
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения.
Игра «Карусели»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности.
Декабрь 1
неделя
Веселый Петрушка Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Карусели»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности.
Игра «Затейники»
Цель: развитие чувства уверенности, развитие воображения, двигательной активности, умения
согласовывать свои действия с действиями других.
2
неделя Зайка Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Зайка беленький сидит»
Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.
Игра «Дед Мороз пришел»
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания.
Игра «Дети по лесу гуляли»
Цель: развитие способности к целенаправленным действиям.
3
неделя Новый год Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «В нашей группе…»
Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания.
Игра «Дети по лесу гуляли»
Цель: развитие способности к целенаправленным действиям.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие ориентации в пространстве.
4
неделя
Новый год Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Поморозь нас, Дед Мороз»
Цель: развитие способности к целенаправленным действиям.
Упражнение «Пальчики у нас попляшут» Цель: развитие мелкой моторики, речи детей. Игра «Подарки»
Цель: развитие выразительности движений, двигательной активности, воображения.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи.
Январь 2
неделя Мишка Упражнение: «Знакомство»
Цель: создание позитивного настроя. Игра «Разбуди медвежонка»
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии. Упражнение: «Как под горкой снег»
Цель: отработка умения согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи.
Игра: «У медведя во бору»
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры, быстроты реакции.
3
неделя
Мишка Упражнение: «Ласковое имя»
Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, интереса к сверстникам.
Упражнение: «Мишка косолапый»
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Чтение стихотворения А. Усачёва «Мишка косолапый» с рассматриванием иллюстраций и кратким обсуждением. Цель: развитие восприятия, внимания, речи детей.
Упражнение: «Угощение для мишки»
Цель: развитие эмпатии, мелкой моторики, воображения.
4
неделя Музыканты Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Кто пришёл, что принёс»
Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения.
Игра «Отгадай-ка»
Цель: развитие внимания, памяти, речи. Игра «Так музыканты играют»
Цель: отработка умения согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи.
Краткое описание этапов реализации проекта.
План-схема:
Этап (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта
1 этап.
Подготовительный (организационный) сентябрь • Изучение нормативно-правовых документов; анализ современных
программ и технологий по адаптации детей
• Знакомство с семьей.
• Анкетирование родителей, педагогов по данной проблеме
• Анализ состояния здоровья
поступающих детей (совместно с медсестрой ДОУ).
• Создание естественной стимулирующей среды в
соответствии с ФГОС ДО в группе.
• Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада» • Анкеты для родителей;
• Показатели адаптации;
• План работы с родителями;
• Создание РППС в группе :
- картотеки;
- пополнение Центров активности.
2 этап.
Основной
(адаптационно- исследовательский) октябрь - январь • Заполнение адаптационных карт.
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно,
последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к
режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
• Проведение консультаций, анкетирование. • Адаптационные листы;
• Ведение ежедневного планирования и
выполнение его;
• Режим дня;
• Анкеты для родителей;
• Карты диагностики;
3 Этап.
Заключительный (результативность)
январь • Анализ адаптационных карт,
определение уровня адаптации детей;
• Проведение итогов адаптации на родительском собрании в виде отчета. • Презентация и отчет на родительском собрании, на педсовете.
• Представление проекта на сайте ДОУ
Критерии эффективности проекта
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Практические материалы по основным направлениям реализации проекта. Рабочие материалы.
- конспекты проведения бесед, занятий, игр, наблюдений;
- продукты детской деятельности;
- фотоматериалы;
- приложения.
Выводы о результатах проекта. Этот проект даёт возможность :
• активизировать детей в игровой и продуктивной деятельности;
• развивает речь, коммуникативные навыки ребенка;
• развивает творческие, познавательные, двигательные, музыкально- художественные способности ребенка;
• даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальны