Олеся Коваленко
Проект «Мой веселый, звонкий мяч» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мой веселый, звонкий мяч»
I. Тип проекта : физкультурно-оздоровительный, творческий.
Руководитель проекта : воспитатели 1-ой младшей группы
Возраст участников проекта : дети от 2 до 3 лет.
Состав проектной группы : Воспитатели и воспитанники группы, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Мой веселый, звонкий мяч“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Форма проведения: групповая (физкультурные занятия, лепка, аппликация, рисование, конкурс, развлечение, выставка, подвижные игры, дидактические игры, составление фотоальбома).
Продолжительность: среднесрочный, сентябрь-декабрь
II. Актуальность проекта :
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном инновационном поле, т. е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
III. Цель проекта : развитие физических качеств детей, удовлетворение природной потребности в движении, активизация познавательных процессов детей.
IV. Задачи проекта :
1. Развивать глазомер, координацию, меткость, скорость движений, смекалку
2. Способствовать общей двигательной активности
3. Способствовать нормализации эмоционально-волевой сферы
4. Формировать у родителей младших дошкольников желание активно взаимодействовать с детским садом.
V. Методы проекта :
Игровые методы, поисковые, исследовательские
VI. Обеспечение проекта :
1. Методическое:
Литература о создании мяча в историческом аспекте, книги, иллюстрации, картинный материал
2. Материально-техническое:
Помещение для подвижных игр, разнообразные виды мячей
3. Диагностико-дидактическое
Альбомы, открытки, иллюстрации на тему «Мяч»; разнообразные виды мячей, бумага белая и цветная, цветные карандаши, фломастеры, кисти и краски, ножницы, клей, мячи разного диаметра, шарики, атрибуты для игр; мячи из различного материала, кусочки пластмассы, резины, кожи; емкость с водой, ножницы, воздушный шарик, книги; опорные картинки для пересказывания.
VII. Предмет проекта
Развитие младших дошкольников посредством игры в мяч
VIII. Гипотеза исследования:
Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях для развития глазомера, меткости, координации и скорости движений, необходимо познакомиться с происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, возможностями использования, а также овладеть разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей.
IX. Предполагаемый результат.
У детей повысится уровень развития глазомера, меткости, координации и скорости движений
Дети узнают о происхождении мяча, его свойствах
Овладеют разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей
Познакомятся с разнообразными играми в мяч
Профилактика гиподинамии
Положительный климат во взаимоотношениях с родителями детей
Продукты проекта :
Выставка детских рисунков «Мой веселый, звонкий мяч».
Фотоальбом «Наши любимые игры с мячом дома»
Выставка «Такие разные мячи»
Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч!»
Этапы работы над проектом
Этап Формы работы с детьми и родителями Задачи Время проведения
1. Моделирование ситуации.
Выявление проблемы. Ввести детей в игровую ситуацию
Возможно совместное с детьми разрешение следующих проблемных ситуаций с привлечением игрового персонажа. Зайка просит детей рассказать о том, какие бывают мячи, научить играть в различные игры с мячом. Одно из любимых заданий, выполняемых детьми - отгадывание загадок Зайки.
Что мы знаем?
1. В мяч играют и взрослые, и дети.
2. По форме мяч круглый.
3. По цвету и размеру мяч бывает разный
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций и фотографий
Результаты исследования:
- коллекция фотографий, рисунков, иллюстраций мячей;
- картотека игр, игровых упражнений, комплексов упражнений с мячом;
- выставка рисунков детей «Мой веселый звонкий мяч»;
- сборник стихов, загадок, рассказов о мяче.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучение истории появления и преобразования мяча, его разновидности и способы использования в играх, спорте, медицине.
2. Исследование свойств мячей и их возможности.
3. Ознакомление с правилами безопасности в играх с мячом, научиться их выполнять.
4. Освоение:
- упражнение с различными видами мячей;
- игровых упражнений с мячами;
- подвижных игр с мячом;
- элементов спортивных игр с мячом.
сентябрь
2. Выделение задач. Воспитатель:
Подводит к решению задач.
Планирует деятельность (найти решение задачи путем
экспериментирования)
Организует деятельность
Задачи:
Исследование свойств мячей и их возможности.
Игры-исследования мячей, изготовленных из разного материала;
игры-исследования мячей по тяжести;
игры-исследования мячей на плавучесть.
Экспериментальная деятельность с постановкой проблем:
- Почему мяч круглый?
- Бывают ли мячи другой формы?
- Из чего делают мячи?
- Какие мячи тонут, а какие нет?
Ознакомление с правилами безопасности в играх с мячом, научить их выполнять.
Освоение: упражнений с различными видами мячей;
игровые упражнения с мячами;
подвижных игр с мячом
Подготовить выставку мячей, изготовленных из различного материала (тряпочные, кожаные, пластмассовые, шерстяные, резиновые, различные по цвету, форме. Дети рассматривают выставку мячей. Воспитатель спрашивает, какие еще мячи они видели и где? После обсуждения предлагает детям по возможности принести и показать всем другие мячи? Таким образом, мы сможем пополнить нашу выставку (родители вместе с детьми изготавливают мячики своими руками).
Педагог спрашивает детей: Вы любите играть с мячом? Какая у вас любимая игра с мячом? Какие вы еще знаете игры с мячом? Хотите научиться играть в новые игры с мячом? Я с удовольствием научу вас играть в новые игры и мы покажем как весело нам играть в мяч нашим мамам и папам.
Принятие задачи.
Что хотим узнать?
1. Историю рождения мяча.
2. Новые игры и упражнения с мячом.
3. Какие еще бывают мячи?
4. Как самим можно сделать мяч?
Сентябрь-октябрь
3. Продуктивная деятельность и физкультурно-оздоровительная. 1. Организует работу над проектом.
2. Направляет поиск решений; экспериментирование,
изобразительную деятельность;
4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;
5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображены разные виды мячей.
1. Читают стихи.
2. Изучение свойств мячей;
3. Игры с мячами
4. Рисуют «Мяч»;
5. Оздоровительная гимнастика с мячами.
6. беседа «История появления и изменения мяча».
Что нужно сделать, для того, чтобы узнать?
1. Спросить у взрослых.
2. Почитать книги и энциклопедии.
3. Изготовить мячи (вместе с родителями).
Развивающие вопросы, которые можно задавать в различное время, могут быть такими: Кто придумал мяч? Какой мяч был самый первый? Хотите об этом узнать? Бывают ли мячи другой формы? Если бы не было мяча, интересно бы было играть? Почему мяч скачет? Какие предметы похожи на мяч?
1. Игры и упражнения с большим мячом.
2. Оздоровительная гимнастика с малым мячом.
3. Игры с теннисными шариками, мячами разного диаметра, изготовленными из различного материала.
4. Разучивание подвижных игр с мячом “Лови – бросай”, “Мяч ведущему” и др. повышение уровня развития глазомера, меткости, координации и скорости движений;
обучение разнообразным игровым действиям с разными видами мячей;
познакомить с разнообразными играми в мяч
Октябрь-декабрь
4. Результаты исследования:
Коллекция фотографий, рисунков, иллюстраций мячей;
Картотека игр, игровых упражнений, комплексов с мячом;
Выставка рисунков детей «Мой весёлый звонкий мяч»;
Сборник стихов, загадок, рассказов о мяче.
Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч!»
Конкурс на лучший мяч своими руками Оформить результаты проекта Декабрь
Список литературы
1. Абдуллаева Е. Мой веселый, звонкий мяч! // Мама и Малыш. - №5. - 2006.
2. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М. : Терра-Спорт, 2000.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.
4. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М. : ВАКО, 2005. -176с.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - М. : Айри-Дидактика, 2003.
6. Макарова Т. Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом // Мама и Малыш. - №5. - 2007.
7. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.
8. Осокина Т. И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
9. Осокина Т. И., Вавилова Е. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986.- 394 с.
10. Потопчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - С. -Пб. : Речь, 2002.
11. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.
12. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.
13. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми. - М. : Просвещение, 1986. - 200с.