Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Кормилицына
Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Автор: Кормилицына О. В.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Вид проекта: информационно – творческий.

Тип проекта: игровой.

Состав участников: воспитатели, дети 2 – 3 лет.

Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Описание проекта:

Этапы проекта Мероприятия Участники

Предпроектный Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Воспитатели

Основной этап - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора - Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций. - Организация режимных моментов с исполь-зованием фольклорных произведений. воспитатели, воспитанники

- Выступление на педагогическом совете.

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

- Деятельность в соответствии с тематическим планированием. педагоги, специалисты,

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи»

- Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации до-школьника в ДОУ»

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. воспитатели, родители

Этапы проекта Результативный - Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.

- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интер-нет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Фольклорный материал Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки. «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. 1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

2. Физкультминутка 1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…» 1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. 1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне. 1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…». 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…». 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

Формами.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,

заклички

Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…» 1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки).

2. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)

3. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности. 1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «Котишко-мурлышко, серый лобишко»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака. 1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах.

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки. 1. Использование загадок. 1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень – тень, потетень…», «Этот пальчик дедушка…», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок) 1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания

колыбельной песни

2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Уж котенька-коток». 1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни. 1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» 1. Знакомство с предметами старины.

2. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевой игре «Дом».

3. Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну.

Поговорки

«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький». 1. Познакомить детей с поговорками. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. 1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик – мальчик…», «Прилетели воробушки…», «Чистая водичка…», «Киска, киска, киска брысь…»

1. Познакомить с новыми потешками.

2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек. 1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».

2. Лепка «Коврик для кошки» (для персонажей потешки «Кошка на коврике»)

3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»

4. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

1. Исполнение потешек в процессе умывания.

2.»Игра-драматизация «Умоем куклу»

Литература:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.

5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

6. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Педагогический проект на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Цель проекта: Использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста. Задачи проекта: Повышение интереса.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 июня 2015 в 17:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...