Оксана Серебренникова
Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в детском саду «Удивительный мир часов»
с детьми (6-7 лет) подготовительной группы №7.
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи
Публикация «Проект в подготовительной группе „Удивительный мир часов“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что наш проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель-май 2016 год)
Участники - дети, родители, воспитатели и учитель-логопед группы №7.
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта :
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы-цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет - ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Содержание образовательных областей Содержание деятельности
Познавательное развитие Беседа «Какие часы были давным - давно»
Дидактические игры: «Кто больше знает?», «Успей вовремя», «Четвёртый лишний», «Назови сутки», «Когда это бывает?», «Собери картинку».
Занятие по познавательному развитию «Часы. Время»
Речевое развитие Беседы «Что такое сутки?», «Часики-часы»
Рассматривание иллюстраций, открыток.
Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Художественно – эстетическое развитие Загадки, пословицы, стихи о времени, часах.
Чтение «Сказка про часы с кукушкой»
Сказка «Часы и время», «День рождения Совы»
Рисование «Такие разные часы»
Аппликация «Часики»
Социально – коммуникативное развитие Труд «Фабрика часов»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин часов» - игровой сюжет «Покупка часов», «Часовая мастерская»
Занятие по социально – коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
Физическое развитие Беседа «По часовой стрелке и против часовой стрелки»
Физминутка «А часы идут, идут…»
Этапы работы над проектом
1 этап - Подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
o Систематизация материала по данному вопросу.
o Подбор экспонатов для организации мини - музея «Часы».
o Изучение научной литературы по данному вопросу.
o Подбор художественной, энциклопедической литературы.
o Изготовление альбома «Виды часов».
o Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме
o Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
o Подбор материалов для проведения исследования.
o Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
o Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап – Основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
• Беседы «История часов или какие бывают часы?», «Часики-часы», «Что такое сутки?», «Что такое часовые стрелки».
• Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
• Чтение художественной литературы: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Часы и время» Ирис Ревю, «Часы ходят» и «Какие часы лучше» О. Мальцева, «Сказка про часы с кукушкой» С. Прокофьева, «Сказка о волшебных часах» Борис Грешников.
• Стихи о человеке и его часах: Ирина Гурина «Весёлые часы», «Больные часы»
Юрий Коринец, И. Фомичева «Часы с кукушкой», О. Шалимова «Солнечные
часы.
• Прослушивание аудиосказки «Песочные часы», просмотр фильма-сказки «Пока бьют часы»
• Рассматривание энциклопедий «Почемучки (про часы)»
• Подготовить с детьми небольшие рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах
• Заучивание физминутки «А часы идут, идут…» и стихотворение Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
• Рассматривание иллюстраций часов.
• Рисование «Часы»
• Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
• Аппликация «Часики»
• Дидактическая игры : «Собери картинки», «Всё о времени», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?».
• Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
• Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен точное время).
• Создание альбома «Такие разные часы»
• НОД по социально-коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»
• НОД по познавательному развитию «Часы. Время»
- Просмотр презентации «Путешествие в прошлое часов», «Какие бывают часы»
• Изготовление макетов разных часов.
• Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
• Работа с родителями: рисование совместно с детьми разных часов (для выставки).
• Сотрудничество с родителями – изготовление совместно с детьми моделей часов.
• Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов» интересные экспонаты.
• Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
• Консультации для родителей «Как знакомить детей со временем», «Как научить ребёнка определять время»
3 этап - Заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.
Создание мини - музея «Загадочный мир часов»
Создание коллекции разных часов
Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»
Создание презентации «Удивительный мир часов»
Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием
Подборка детских книг о часах и времени
Информационное обеспечение проекта :
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини - музея «Загадочный мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
o формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
o формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
o формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
o формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
o дать элементарные знания об окружающем;
o заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Предварительная работа:
Рассматривание рисунков, картинок и фотографий по данной тематике;
Знакомство с литературными произведениями о часах и времени;
Разучивание стихотворения Е. Борисова
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Использование дидактических игр по теме «Часы»;
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
Разработка и реализация плана проекта;
Подготовка конспекта занятия;
Подготовка, организации и проведение экскурсии по помещениям ДОУ для знакомства с имеющимися настенными часами;
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми и с родителями;
Подбор научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия «Почемучки», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», сборник сказок о часах, «Стихи про часы и о времени».
Оформление мини-музея «Загадочный мир часов» из моделей часов, сделанных руками детей и родителей;
Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы»;
Разработка рекомендаций для детей и родителей по данной тематике;
Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Деятельность родителей в реализации проекта :
o Помощь воспитателю в подборе необходимой литературы, интересной информации, тематических картинок, фотографий;
o Беседы с детьми;
o Чтение детям научно-популярной и художественной литературы;
o Рассматривание иллюстраций;
o Рисование часов совместно с детьми;
o Изготовление моделей часов совместно с детьми.