Заргарова Елена Владимировна
Проект в средней группе «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Информационный, исследовательский,творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный 3 месяца
Участники проекта : воспитанники средней группы
Срок реализации: декабрь, январь и февраль.
Постановка проблемы: современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Публикация «Проект в средней группе „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны -России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Задачи проекта :
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
- Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Знать семейные традиции и праздники.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Методы и формы реализации проекта :
• рассматривание иллюстраций и книг;
• беседы;
• заучивание стихотворений;
• просмотр видео презентации;
• консультации с родителями.
• чтение художественной литературы;
• выполнение аппликации;
• рисование карандашами;
• выполнение чеканки из фольги;
• выполнение пластилинографии;
• создание фотовыставки.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
-воспитание бережного отношения к культурным ценностям своей страны;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики;
-знание детей символов страны и их значении, государственных праздников.
План график мероприятий:
1 Этап Предварительный:
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, подборка художественной литературы по теме, подготовка материалов для выполнения аппликации, чеканки, пластилинографии.
2 Этап Основной:
План работы на декабрь:
1 декабря:
-Беседа на тему: «Моя Родина – Россия»
Наша страна огромная, есть моря и океаны, озера и реки, горы и леса. В России очень много городов! Все это наша с вами большая Родина! Есть место в нашей стране, где мы родились и выросли, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом-это наш город, это и есть наша Родина! Столицей России является город Москва, здесь развита инфраструктура, город который богат своей историей. Флаг России - трех цветов : белый, синий и красный. На гербе России величественно восседает двуглавый орел, который смотрит на запад и восток. Наше отечество - наша Родина - матушка Россия. Общего в понятиях очень много. Сложно ответить, почему человек любит мать и Родину. Во время Великой Отечественной войны плакат призывал к защите страны от фашизма. «Родина-мать зовет!» - плакат отражал патриотизм жителей страны.
Просмотр иллюстраций столицы России Москвы, города Тында
-Заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём?» :
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
7 декабря:
-Просмотр презентации «Достопримечательности России» :
1. Речевое сопровождение при просмотре.
2. Беседа, вопросы.
3. Прослушивание гимна России.
15 декабря:
-Рисование на тему «Мой дом» :
1. Чтение стихотворения «Мой дом» Михаила Крюкова
Как хорошо, легко бывает дома,
Где всё уютно, близко и знакомо;
Там от проблем укрыться можно мне всегда,
И не пугают неудачи и беда.
Я в трудный час домой спешу скорее -
Родные стены сердце мне согреют;
Родимый дом - надёжный мой причал,
Он для меня - начало всех начал!
Гостить в чужих краях доводится порою -
Там по родному дому я грущу, не скрою,
И с каждым днём всё с большим нетерпеньем жду,
Когда в места родные снова я приду.
Мой дом, конечно, не дворец роскошный,
Но в нашей жизни сложной, суматошной
Нет места в мире для меня милей,
Теплей, уютней, ближе и светлей!
2. Просмотр иллюстраций «Дома бывают разные»
3. Демонстрация рисования дома
4. Пальчиковая гимнастика :
«Тук-тук» молотком!
(стучит кулачком о кулачок)
Зайка строит новый дом!
Крыша большая -
(дети поднимают руки вверх)
Вот такая!
Окошки большие -
(раздвигают руки широко в стороны)
Вот такие!
Зайка строит целый день!
(стучит кулачком о кулачок)
Зайке строить дом не лень.
Позовет он в дом гостей
(дети «зовут», махая рукой к себе)
Будет в доме веселей!
(хлопают в ладоши).
5. Рисование цветными карандашами с индивидуальной помощью.
6. Выставка работ
7. Рефлексия.
21 декабря:
-Беседа на тему: «Семейные традиции в России» :
1. Чтение стихотворения «Семья» Олег Бундур
Мама с папою - под ручку,
А со мной идёт - за ручку,
На руках у папы брат,
Сам он топать маловат.
А прохожие проходят,
А прохожие - глядят
И про нас они, похоже,
Меж собою говорят: -
Сразу видно, что семья!
Папа, мама, брат и я!
2. Семейные традиции - это передача от старших в семье к младшим норм поведения, определенных правил, которые есть именно в этой семье. Ведь каждая семья уникальная! Не найдется во всём мире двух одинаковых семей. Это просто не возможно, так как все люди разные и все семьи разные. А еще традиции : это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. К традициям русской семьи относится: уважение к старшим и пожилым, гостеприимство, трудолюбие и празднование семейных праздников.
28 декабря:
-Праздник Новый Год - семейный праздник:
1. Беседа на тему: подготовка к Новому Году по традиции- украшение, подарки, костюмы, новогоднее меню.
2. Новогодний утренник
3. Создание новогоднего фотоальбома
План работы на январь:
10 января:
-Беседа, просмотр иллюстраций, чтение стихов на тему: «Традиционные праздники в январе - Старый Новый год, Рождество Христово, Крещение Господне» :
1. Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления. В 1918 году большевистское правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа - по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в России на несколько дней раньше, чем отправили в Европе.
Старый Новый год пришел,
Дверь ему открой скорее.
С ним удача в дом войдет,
Сердцу станет веселее.
Я желаю не болеть,
Весь год жизнью наслаждаться,
Ни о чем не сожалеть
И почаще улыбаться.
2. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства.
С Рождеством Христовым
Поздравляю я!
И желаю счастья,
Радости, добра!
Пусть живет в домах
Благодать, тепло,
И пусть будет все
Хорошо, легко!
3. Крещение Господне - христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня.
Самый светлый день сегодня,
Ангелы поют с небес,
День Крещения Господня,
День улыбок и чудес!
Пусть же в этот чудный праздник
Счастье рядышком идет,
Пусть друзья вас охраняют
И Господь убережет!
17 января:
-Загадывание загадок «Символы России» :
1. Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН).
2. По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото - серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА).
3. Кукла - символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева. (МАТРЁШКА).
4. Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь -
Запоёт легко. (ГАРМОНЬ).
5. Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат.
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш российский… (Флаг)
24 января:
-Знакомство с музыкальным инструментом Гармошка и Балалайка, прослушивание песен: «Во поле береза стояла», «Русская народная плясовая», «Валенки» :
1. Просмотр презентации и иллюстраций Гармони и Балалайки.
2. Прослушивание музыкальных произведений.
3. Рефлексия
4. Разучивание песни
31 января:
-Пластилинография «Береза» :
1. Рассматривание иллюстраций Береза
2. Выполнение пластилинографии «Береза»
3. Помощь
4. Выставка работ
5. Рефлексия
-Подвижная игра «Ручеек» :
Воспитанники становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
План работы на февраль:
1 Февраля:
-Беседа, просмотр презентаций на тему «Защитники Отечества» :
Что означает слово "Отечество"? Отечество - это земля отцов. А каждый отец передает свои знания и опыт своим детям, встает на защиту Родины. когда ей угрожает враг, приходит время - сыновья приходят им на смену. Так и вы, когда подрастете, станете защитниками Родины. А что нам для этого требуется?
Ответы детей: Быть здоровыми, сильными, умелыми, любить свою Родину.
Ребята, приближается праздник "День защитников Отечества". Кто знает, кто такие защитники Отечества?
Мы с вами живем в стране. которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. А армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии - День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля. В нашей стране всем известно, что 23 февраля - это День Защитника Отечества, который празднуется в России очень давно.
-Фотовыставка «Наши папы Защитники Отечества»
8 Февраля:
-Аппликация «Военная техника Российской армии» :
1. Рассматривание иллюстраций военной техники
2. Выбор будущей аппликации
3. Демонстрация выполнения аппликации
4. Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.
(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)
5. Самостоятельная работа с индивидуальной помощью
6. Физ. минутка «Самолеты»
Самолёты загудели (вращение перед грудью вращательными движениями)
Самолёты полетели (руки в сторон поочерёдные наклоны влево и право)
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
7. Выставка работ
8. Рефлексия
15 Февраля:
-Конкурс чтецов к Дню Защитника Отечества:
1. Буду я, как папа,
Маму защищать.
И от всех печалей
Ее оберегать.
Лучшему на свете
Папе я скажу,
Что его люблю я,
Им очень дорожу.
2. Поздравляем всех солдат!
Вам привет от всех ребят!
Говорим мы вам «спасибо»!
Вы - защитники России!
3. На листке календаря
Праздничная дата.
С 23 Февраля
Поздравляю папу.
Поздравляем всех солдат!
Вам привет от всех ребят,
Говорим мы вам - «спасибо»,
Вы - защитники России!
4. Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле!
5. Воин российский
В вечном дозоре
На самолёте,
На корабле.
Он охраняет
Мирное море,
Мирное небо,
Мир на земле.
6. Красные погоны,
Новенький мундир.
По Москве шагает
Юный командир.
У него походка
Гордости полна.
День своих защитников
Празднует страна.
7. Наши мальчики - такие,
Очень даже боевые,
Целый день кричат: «Ура!»
Точно - в армию пора.
8. Папа - главный мой герой.
Он всегда-всегда со мной.
Маму папа защищает
И сестренку охраняет.
9. Все мальчишки - храбрецы
Ничем не испугаешь,
Молодцы и удальцы.
Их дружно поздравляем!
Из них защитники растут,
Отважные герои.
И, нужно будет, всех спасут
Без лишних разговоров!
10. Наша Родина богата,
Мы чужого не хотим,
Но своей страны, ребята,
Никому не отдадим.
-Консультация для родителей «Патриотическое воспитание» :
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению). У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники!
22 Февраля:
-Чеканка на фольге «Флаг России» :
1. Просмотр иллюстраций флаг России
2. Демонстрация выполнения чеканки
3. Пальчиковая гимнастика «Моя страна» :
Посмотрю на карту я:
(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)
4. Самостоятельная работа с индивид. помощью
5. Физ. минутка «Аты-баты, аты-баты»
Аты-баты, аты-баты
Мы шагаем как солдаты,
К верху руки поднимаем,
Сильными мы стать мечтаем,
Поглядим по сторонам
(Руки в стороны, повороты туловища)
Не крадется ли враг к нам?
Улыбнутся еще нужно
И на место сядем дружно.
6. Выставка работ
7. Рефлексия
-Беседа «Семьи мобилизованных» :
Ребята, давайте поговорим о мобилизации.
Мобилизация – это совокупное мероприятие, направленное на приведение вооруженных сил в полную боевую готовность. Иными словами, наша армия пополняется военнослужащими, которые находятся в резерве для того, что бы охранять и защищать нашу Родину! Некоторые наши мобилизованные папы- отправились на передовую защищать нашу Родину как настоящие защитники Отечества! Чтобы вся страна: наши дети, взрослые и пожилые –жили в мире! Наша армия оберегает нас день и ночь. Ребята, помните, ваши папы вас очень любят и скучают, они скоро вернутся с победой! Государство России всячески оказывает помощь семьям мобилизованным. Мы очень гордимся нашими Защитниками Отечества!
3 Этап Заключительный
Проект «Россия - Родина моя» приобщит дошкольников к истории и культуре родной страны, быть гражданином своей родины через организацию различных видов детской деятельности. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.