Получи документы

Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»

Анна Вайгель
Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткосрочный, исследовательский, познавательный проект для детей старшей группы «Эта удивительная соль»

Автор проекта : воспитатель МБДОУ детский сад № 22 «Светлячок»

Вайгель Анна Алексеевна.

Егорова Оксана Викторовна

Цель проекта :

Публикация «Проект в старшей группе „Эта удивительная соль“» размещена в разделах

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2. Исследовать свойства соли опытным путём.

3. Расширить представления о добыче соли.

4. Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.

5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта :

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3. Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом :

1 Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3 Заключительный этап.

- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

- Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

Список литературы

1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2 Интернет ресурс.

Картотека опытов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку, там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 7 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8 «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Опыт № 10 «Действие соли на растения»

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Опыт №11 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт №12 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы.

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Родилась я в воде, загадка

автор: Юрий Чистяков

Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало?

(СОЛЬ)

Этот камень можно есть

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели

(Соль).

Соль. загадка

автор: Олег Карелин

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?. (СОЛЬ).

Загадки для ребят. Соль

автор: Лариса Зимина

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя -

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не.

(соль)

Соль. Русская народная сказка

В некотором городе жил-был купец. Было у него три сына: первый — Фёдор, второй — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, ходил на своих кораблях в чужие земли и всякими товарами торговал.

Нагрузил он в одно время дорогими товарами два корабля и отправил их с двумя сыновьями старшими за море. А меньшому сыну по торговле ничего не доверял.

Вот как узнал младший сын, что братья его посланы за море, тотчас к отцу явился и стал проситься у него в иные земли — людей посмотреть, себя показать.

Долго не соглашался купец:

— Ты домой и головы не привезёшь! — но всё же дал и ему корабль с самым дешё вым грузом: с тёсом, брёвнами и досками.

Собрался в путь-дорогу Иван, отвалил от берега и скоро своих братьев нагнал.

Плыли они по синему морю вместе день, другой и третий. А на четвёртый день поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал корабельным работникам Иван, — поворачивайте к берегу!

Пристали они к берегу. Вылез Иван на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошёл по тропинке. Шёл, шёл и добрался до превеликой горы. Смотрит — в горе той не камень, не песок, а чистая соль русская.

Назад к берегу вернулся, все бревна и доски приказал работникам покидать в воду, а корабль солью нагрузить.

Как скоро это было сделано, Иван от острова отвалил и дальше поплыл.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли, а приплыл корабль к большому богатому городу, у пристани остановился и бросил якорь.

Иван — купеческий сын сошёл в город и отправился бить челом к тамошнему царю. Чтобы позволил торговать ему по вольной цене. А для показу понёс узелок своего товару — соли русской.

Государю тотчас про его приход доложили. Позвал его царь и спрашивает:

— Говори, в чём дело — какая у тебя нужда?

— Так и эдак, ваше величество! Позволь мне в твоём городе торговать по вольной цене.

— А каким товаром торги ведёшь?

Солью русской, ваше величество!

А царь и не слыхивал про соль : во всём его царстве ели без соли. Удивился он, что за новый такой товар, небывалый?

— А ну, — говорит царь, — покажи!

Иван — купеческий сын развернул платок, показал. Взглянул царь и про себя подумал: «Да это белый песок просто-напросто!» И сказал с усмешкой Ивану:

— Ну, брат, такого добра у нас и без денег дают!

Из царских палат Иван вышел весьма печальным, и вздумалось ему: «Дай схожу на царскую кухню да посмотрю, как там кушанья повара готовят — какую соль они кладут

Пришёл на кухню, попросился маленько отдохнуть, сел на стул и стал приглядываться. Повара то и дело бегают взад-вперё д: кто варит, кто жарит, кто льёт, а кто на сковороде яйца бьёт.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают кушанья солить. Улучил он минутку, когда все они из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства и приправы.

Пришло время обед подавать. Принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему таким вкусным показалось, как никогда прежде. Другое кушанье подали — это понравилось ему ещё больше.

Царь призвал поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а так вкусно вы никогда не готовили. Как вы это сделали?

Повара отвечают:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, нового ничего не прибавляли. А тот купец, что приходил просить вольного торгу, на кухне сидит, уж не он ли чего подложил?

— Позвать его сюда!

Привели к царю Ивана — купеческого сына.

— Виноват, царь-государь! Я русской солью все яства и приправы сдобрил. Так в нашей стороне водится.

— А почём соль продаёшь?

Иван смекнул, что дело на лад идёт, и отвечал:

Да не очень дорого продаю: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь на эту цену согласился и купил у него весь товар.

Насыпал Иван серебром да золотом полон корабль и стал попутного ветра дожидаться. А у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей на русский корабль посмотреть, и стала она проситься у своего родителя на корабельную пристань. Царь её отпустил.

Вот взяла она с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, что и как называется: где снасти, где паруса, где корма, где нос, и завёл её в каюту. А работникам приказал — живо якоря отсечь, поднять паруса и выходить в море. И как был им большой попутный ветер, то они от того города скоро ушли на далёкое расстояние.

Вышла царевна на палубу, взглянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал её уговаривать, утешать. Скоро царевна улыбнулась и печалиться перестала.

Долго ли, коротко ли Иван с царевной плыли по морю, нагоняют его старшие братья. Узнали они про его счастье и удаль и крепко ему позавидовали. Пришли к нему на корабль, схватили его за руки и выбросили в море. А после жребий промеж себя кинули. И большой брат взял себе царевну, а средний — корабль с золотом и серебром.

И, как сбросили Ивана с корабля, случилось на ту пору плавать вблизи одному из тех брёвен, которые он сам же в море покидал. Ухватился за то бревно Иван и долго по морским глубинам с ним носился. Прибило наконец его к неведомому острову.

Вышел на землю он и пошёл по берегу. Навстречу ему попадается великан с огромными усами. На усах висят рукавицы — вачеги: сушит после дождя.

— Чего тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван всё рассказал ему, что с ним приключилось.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится, садись-ка ко мне на спину.

Взял его великан, посадил на спину и побежал через море. Тут у Ивана шапка с головы упала.

— Ах, — говорит, — я ведь шапку уронил!

— Ну, брат, далёко твоя шапка — вёрст с пятьсот позади осталась, — отвечает великан.

Принёс он Ивана на родину, опустил его наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты верхом на мне ездил. А если похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошёл домой.

Приходит, а там уж все сидят за свадебным столом. Как увидела его прекрасная царевна, тотчас из-за стола выскочила, на шею к нему бросилась.

— Вот мой жених, — говорит, — а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему про всё рассказал. Как он солью торговал, как царевну увёз и как старшие братья в море его спихнули.

Отец рассердился на старших сыновей, прогнал их долой со двора, а Ивана женил на царевне.

Начался у них весёлый пир. Гости на пиру подпили и стали хвастаться: кто силой, кто богатством, кто женой молодой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам стал похваляться:

— Это что за похвальбы! Вот я могу похвалиться, так похвалиться: я на великане верхом через море проехал!

Только он это вымолвил — в ту же минуту появляется у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мной, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — Это не я хвалился, это хмель хвалился.

А ну-ка покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезти сороковую бочку вина да сороковую бочку пива. Выпил великан и вино и пиво. Опьянел и пошёл все, что под руку ни попадалось, ломать да крушить. Много натворил недоброго: хоромы разметал, сады повалял! После и сам свалился и проспал трое суток без просыпу.

А как он пробудился, стали ему показывать, сколько он бед наделал. Страх как удивился великан и говорит :

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель. Не пей, не хвались же ты мной отныне и до веку.

Публикации по теме:

Проект в средней группе «Удивительная вода»Проект в средней группе «Удивительная вода» Московская область Администрация Дмитровского городского округа МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО.

Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возрастаДетский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.

Фотоотчет об исследовательском творческом проекте в старшей группе «Эта волшебная соль»Фотоотчет об исследовательском творческом проекте в старшей группе «Эта волшебная соль» Цель: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть перваяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть первая Участники проекта: ребёнок младшего школьного возраста и его родители. Время проведения: долгосрочный. Цель проекта: развитие познавательного.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть втораяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть вторая В стручках всегда она растёт, На грядке садовод её найдёт. Фасоль мы любим, уважаем, Все вместе дружно собираем. И вкус прекрасный точно.

Проект в средней группе «Удивительная соль»Проект в средней группе «Удивительная соль» Краткосрочный познавательно-информационный, продуктивный, опытно-экспериментальный групповой проект «УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ» 2021г. Краткосрочный.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 18:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Вайгель (УИ 1947544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД