Евгения Дарьина
Проект в старшей группе «Белоствольная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Белоствольная красавица»
Тип проекта : информационно-творческий.
По продолжительности - краткосрочный (неделя) с 12.10 - 16.10.2020г.
Участники проекта : дети старшей группы – 20 чел, воспитатели, родители -10 человек.
Актуальность.
Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять…
(М. Налбадян)
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Публикация «Проект в старшей группе „Белоствольная красавица“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой.
У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Дети должны называть живую и неживую природу, находить их особенности и различия. Ознакомление детей с растительным миром должно строиться в ходе наблюдений, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений, во время творческой продуктивной деятельности.
Цель проекта : Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
*Расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимодействии с окружающей средой.
*Знакомство со стихами, песнями, загадками о березе; развитие у детей познавательной активности.
*Активизировать и обогащать словарь детей,
*воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.
2. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива)
3. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
4. Активное участие родителей в реализации проекта.
5. привить детям чувство заботы к природе посредством приемов и тактик основанных на выводах теории.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
*Подбор методической и художественной литературы;
*Разработка конспектов занятий, бесед о березе
*Изготовление дидактического материала, пособий по теме
*Провести с детьми цикл наблюдений за березкой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов;
Основной
*На основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие занятия, расширяющие представления детей о березке;
*Рисование «Люблю березку русскую», «Березовая роща»
*Аппликация «Веточка березы»
*Ручной труд «Подарки для березы»
*Пение песен «Во поле березка стояла…», «Ой да у дороженьки…»
*Хороводы «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная»
*Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшаева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Заключительный
*Коллективная работа «Лебедь белая плывет…»
Оформление «Уголка леса» в группе с использованием детских рисунков, поделок.
Деятельность родителей:
*Составление творческих рассказов «Сказки о березе»
*Изготовление альбомов «Белоствольная красавица»
*Предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки из природного материала, придумать сказку о березе.
Планирование.
Понедельник
Беседа : «Люблю березку русскую….»
Знакомство со стихами, песнями, загадками о березе; развитие у детей познавательной активности.
Муз. занятие Пение песен «Во поле березка стояла…», «Ой да у дороженьки…»
Вторник
Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшаева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
НОД. Рисование «Березовая роща»
Среда
Составление творческих рассказов «Сказки о березе»
НОД. Аппликация «Веточка березы»
Четверг
Чтение худ. литературы «Белая береза под моим окном….» С. Есенин. Знакомство с творчеством поэта.
Физ. воспитание Хороводы «Хоровод на лугу», «Береза белоствольная»
Пятница
Окруж мир. Провести с детьми цикл наблюдений за березкой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков.
Коллективная работа. Лепка. «Лебедь белая плывет…»
Результаты использования реализации проекта «Белоствольная красавица»
Во время реализации проекта приняли участие дети старшей группы -20 человек, родители - 10 человек, воспитатели.
По результатам мониторинга реализации проекта на начало проекта высший уровень составил - 35%. Средний уровень -50%, низкий -15%.
Трудность составила в снижение интереса детей к природе.
На завершении проекта высокий уровень составил- 75%, средний – 20%, низкий-5%.
Были получены следующие результаты:
Дети старшей группы получили представления об исконно русском дереве, символе чистоты и красоты; узнали о полезных свойствах березы.
Так же научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.
У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива)
Оформление «Уголка леса» в группе с использованием детских рисунков, поделок.
Беседа «Люблю березку русскую…»
Цель:
Познавательное развитие:
- Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Социально-познавательное развитие: Вызвать желание принять участие в беседе, отвечать на вопросы, проявлять активность.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: – аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов;
Ход БЕСЕДЫ:
ВОСПИТАТЕЛЬ. - Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы.
Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина».
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).
- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).
- Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек.
Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку.
Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).
- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув, стоит….»
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.
Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов.
На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.
Но у всех берез очень необычная кора.
Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы.
Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. (Рассматривают).
- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод: «Во поле берёза стояла…»
- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека.
Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Физкультминутка.
ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО,
ЗАКАЧАЛОСЬ ДЕРЕВЦО
ВЕТЕРОК ВСЕ ТИШЕ, ТИШЕ
ДЕРЕВЦО ВСЕ НИЖЕ, НИЖЕ.
В заключение занятия проводиться рефлексия.
Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно и внимательно слушали мой рассказ о березке, справились со всеми заданиями,
отвечали на все вопросы.
КОНСПЕКТ НОД на тему «Березовая роща»
для детей старшей группы
Цель:
Создать условия для развития чувства цвета и композиции.
Задачи:-продолжать знакомить детей с пейзажной живопись
- формировать умение рисовать линии красками легко, свободно, без напряжения, составлять из красок полутона разбеливая их, накладывать светотени, передавать колорит, характерный для весны, подбирая нужные цвета;
- формировать эстетический вкус,любовь и бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке; рассматривание репродукций, художественных открыток.
Материал. Картины с изображением березы в разное время года. Листы тонированной бумаги голубого цвета для фона, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, игрушка зайчик.
Ход занятия:
1. Игровая ситуация: приход в гости к детям зайчика.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам? (Ответы детей).
- Да, это зайчик. Он вышел из своей норки погулять, но заблудился в лесу и не знает теперь, как ему добраться до дома. Зайка просит вас помочь ему найти его норку, которая находится в березовой роще. Поможем ему? (Ответы детей).
- А что такое березовая роща? (Ответы детей) Да, это лес, в котором растут одни березы. Послушайте стихотворение А. Прокофьева про березку:
***
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю березку русскую, она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится, и гнется, но не ломится.
А сейчас я вам покажу картину «Березовая роща.» И. Левитан
Художник Исаак Левитан любил изображать русскую природу. Она является главной темой многих его картин. "Березовая роща" – одно из лучших произведений этого великого живописца.
Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями. Картина, изображающая березовую рощу в солнечный летний день, насыщена обилием цветов. Мы видим переливы солнечных бликов, игру света и тени. Зеленый цвет, характерный для лета, является основным в картине. Но художник, изображая деревья и траву под ними, использовал множество цветов и оттенков. Мы видим на березах и на земле голубоватые, сиреневые, коричневые, розовато-желтые оттенки.
Сочные краски Левитан использовал для того, чтобы подчеркнуть красоту лиственного леса, великолепие ковра из трав и цветков. "Березовая роща" – гимн лету, яркому солнцу и русской березе. Художник не изобразил небо, но можно не сомневаться, что оно голубое, и по нему плывут белые облака. Глядя на картину, мне хочется порадоваться теплому летнему дню, солнечному свету, прозрачному лесному воздуху. Умело используя яркие краски, Левитан смог создать чудесный образ родной милой всем нам природы. "Березовая роща" поднимает настроение, вселяет оптимизм. Неудивительно, что эта картина любима нашими соотечественниками многие десятилетия.
- Вот видите, какое красивое дерево – береза. И в этой прекрасной березовой роще живет наш зайка. Давайте сделаем красивые картины с березами, и наш гость быстро найдет свою норку. Только поэт в своем стихотворении рассказывает нам о летних березах, а мы будем делать весенние, потому что сейчас на улице стоит весна.
2. Объяснение задания и показ: сначала нужно нарисовать ствол березы с ветками, а потом – крону.
Берёза выделяется и своей белизной, и серёжками, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез: и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Рисуем произвольные вертикальные линии, не сильно заботясь об их ширине и правильности – пусть это будут разные деревья. Наносим главное отличие – чёрточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем разного цвета листья вверху и внизу, смешивая на палитре желтую с зеленой краски. Чем больше времени мы потратим на разные штрихи, тем красивее получится рисунок.
3. Физкультминутка.
Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек (прыжки на месте на двух ногах,
В барабан он громко бьет (шаги на месте,
В чехарду играть зовет (хлопки в ладоши,
Зайке холодно сидеть (приседание,
Нужно лапочки погреть (хлопки в ладоши,
Лапки вверх, лапки вниз (руки вверх – вниз,
На носочки потянись (потянуться, поднять руки вверх,
Лапки ставим на бочок (руки на пояс,
На носочках скок – поскок (прыжки на месте на двух ногах,
А затем вприсядку (приседания,
Чтоб не мерзли лапки (шаги на месте).
4. Выполнение задания детьми, индивидуальные советы и помощь, подсказки.
5. Подведение итогов занятия.
Рассматривание готовых работ. Высказывания детей по поводу работ своих товарищей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая березовая роща у нас получилась! Теперь зайка обязательно найдет свою норку!
НОД. Аппликация «Веточка березы»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные: уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей; закреплять умение вырезать округлые формы, создавать выразительный образ;
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду; способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца; воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Все дети улыбаются?
Хорошее у вас сейчас настроение? Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Назови дерево» (игра проводится в кругу с мячом, воспитатель бросает мяч ребенку, тот называет дерево и возвращает мяч обратно).
2. Основная часть:
Воспитатель: Молодцы ребята, много деревьев назвали! Кто догадался, что мы сегодня будем клеить на нашем занятии по аппликации? А какое дерево вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
«По всем странам славится
Стройная красавица.
Белые одежки,
Золото сережки» (береза).
Дети: Это береза.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем делать березу в аппликации. Слушайте внимательно, отвечайте на вопросы, работайте аккуратно. В конце занятия мы с вами оценим ваши работы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам? (Ответы детей). Да, это лисенок. Он вышел из своей норки погулять, но заблудился в лесу и не знает теперь, как ему добраться до дома. Лисенок просит вас помочь ему найти его норку, которая находится в березовой роще. Поможем ему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А что такое березовая роща? (Ответы детей.) Да, это лес, в котором растут одни березы. Давайте посмотрим на березовую рощу. (Включаю видеоролик березовой рощи.) Вот где живет наш лисенок.
Обращаю внимание на доску, на ней несколько картинок разных деревьев.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинки. Где на картинке изображена береза? (Находят.)
- Как можно описать дерево? Какое оно? (Стройное, высокое, белоствольное, кудрявое.)
- Что отличает её от других деревьев? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вот видите, какое красивое дерево – береза. Давайте сделаем березовую рощу, и наш гость быстро найдет свою норку. А пока он будет наблюдать за вами и за вашей работой.
Физкультминутка: «Во поле березка стояла»
Наступило утро, солнышко проснулось (Руки поднять вверх, встать на
И березки к солнцу потянулись. Носочки.)
Поздоровались друг дружкой. (Наклоны влево – вправо.)
Наклонившись в сторону.
С солнцем поздоровались (Руки вверх, помахать ими.)
Радуясь дню новому
3. Работа детей:
Воспитатель: Вспомним, из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, крона.)
- Посмотрите, у вас на столах лежат заготовки березы.
(Показ выполнения работы воспитателем.)
- Ребята, сначала мы приклеим на крону ствол, потом нарисуем фломастером черные полосочки-чечевички. Чего не хватает нашей березке? (веточек). Возьмем черный карандаш и нарисуем веточки. Ветки у березы наклонены вниз. Что нужно еще нашей березке? Теперь берем зеленые листочки и приклеиваем их на веточки березы. Маленькие листочки будут на верхних веточках, а листочки побольше – на нижних. Готовую березку приклеиваем на большой ватман. И у нас с вами получится березовая роща.
Воспитатель: Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила работы с клеем.
1. Работать на клеенке, пользоваться кисточкой для набора клея. 2. Излишки клея снимать о край баночки. 3. Во время работы класть кисть на специальную подставку. 4. Использовать салфетку для того, чтобы убрать лишний клей с бумаги. 5. При работе с клеем необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду, не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь. 6. Нельзя: брать клей в рот, тереть грязными руками глаза. 7. По окончании работы привести в порядок рабочее место. 8. Тщательно вымыть руки с мылом. 4. Выполнение задания детьми, индивидуальные советы и помощь, подсказки.
Дети выполняют задание под тихое звучание музыки.
5. Подведение итогов занятия.
Рассматривание готовых работ. Высказывания детей по поводу работ своих товарищей.
Воспитатель: Ребята, какое дерево мы с вами делали? Когда много березок вместе растут, как это называется? Кому мы с вами помогли найти свой домик? Ребята, лисенок вас благодарит за хорошую работу.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая березовая роща у нас получилась! Теперь лисенок обязательно найдет свою норку.
Комплексное занятие (старшая группа) пластилинография «Лебедь Белая плывет».
Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову; использовать разные приёмы (раскатывание пластилина между ладонями, соединение путём прижимания и сглаживания мест соединения).
Задачи :
* научить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Есенина «С добрым утром»;
*активно участвовать в дидактической игре; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения березы посредством пластилинографии,
*укреплять познавательный интерес к природе.
Материалы и оборудование: фото С. Есенина, картины (берёзы, ветки берёзы, капельки росы на листике берёзы, пластилин (зелёного, желтого, белого цвета, плотный картон синего (зелёного) цвета, (фон может быть выполнен детьми на занятиях «Разные деревья», салфетка для рук, иллюстрация с изображением дерева.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила волшебное солнышко, оно хочет подарить нам хорошее настроение, улыбки, и ласковые слова. Давайте и мы с вами подарим друг другу улыбки, ласковые и нежные слова.
Д/игра «Скажи ласково».
(дети передают шарик по кругу и говорят друг другу ласковые слова).
После игры дети проходят и садятся на свои места.
Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».
Воспитатель загадывает загадку.
Стоит Алёнка, платок зелёный.
Тонкий стан, белый сарафан.
(Берёза).
- Берёза–символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя берёзу русской красавицей. Прекрасные стихи о природе принадлежат поэту С. Есенину. Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берёз.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «С добрым утром!». Послушайте стихотворение и попробуйте прочувствовать его.
-Какое настроение у вас вызвало стихотворение?
С Добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись тонкие берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С Добрым утром!»
А учить мы с вами будем отрывок, послушайте его ещё раз.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковы косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Беседа по вопросам.
-Какие берёзы улыбнулись? (ответы детей)
-Как вы думаете почему березки сонные? (ответы детей)
(выставляется картинка берёзы).
-Как вы понимаете, растрепали шёлковые косы? (ответы детей)
-Шелестят зелёные серёжки, почему автор описал именно так?
(выставляется картинка серёжки).
-Попробуйте пошелестеть, на что похоже? (воспитатель подходит к детям и даёт пошелестеть ветками) (ответы детей). (ветка прикрепляется к доске)
- И горят серебряные росы, а что за росы? (ответы детей) (выставляется картинка листик с росой)
-Послушайте ещё раз отрывок из стихотворения.
Заучивание -по подгруппам;
- один начинает читать, другой продолжает;
-по одному.
Динамическая пауза «Берёзка».
Мы берёзку посадили,
И водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла.
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Пластилинография «Берёза».
-Посмотрите внимательно, что у нас не хватает у берёзы (ветки и листья)
-А как можно назвать одним словом? (крона)
-Как мы можем изготовить ветки? (ответы детей)
-А листики? (ответы детей)
Можно вызвать ребёнка для показа.
Воспитатель предлагает детям выполнить работу.
Рефлексия.
Выставка коллективной работы детей.