Папки-передвижки

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Елена Шейкина
Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска

Проект

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: краткосрочный(04.04.2016-20.04.2016)

Публикация «Проект в старшей группе „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Заявитель: дети старшей группы

Автор проекта : воспитатель Шейкина Елена Сергеевна

Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель).

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.

Объект проектной деятельности : процесс развития речи детей старшей группы

Предмет проектной деятельности : мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта :

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Ресурсы проекта :

Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудио проигрыватель.

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры,

подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки,

Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физ. воспитания.

Этапы проекта :

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями

Организационный Оценка уровеня словесно-логического мышления;Постановка проблемы и цели. Проводение методику «трёх вопросов».Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.

Участие в анкетировании;

Основной В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта : Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.

Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Заключительный Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Создание детьми своих творческих мини-проектов : рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

План образовательной деятельности

Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года», Перелетные птицы», «Космос».

Составь «Пословицы и поговорки»(работа с мнемоквадратами)

Пересказ сказки «Гуси- лебеди» по мнемотаблице Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок.

Составление предложений о весне, птицах, планетах по мнемодорожкам. Мнемотаблицы, мнемокавдраты для составления рассказов.

Дидактические игры «Звуковые кармашки», Рассели по домикам».

Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника)

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки

Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.

Социально-коммуникативное развитие «Найди по описанию»;

«Узнай и назови»;

«Загадки о животных;

«Цветы»;

«Звуковая ромашка», «Кто в домике живёт». «Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку»

«Расскажи сказку».

Познавательное развитие Беседы «Перелётные птицы».

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

Н\п игры на тему «Перелётные птицы», «Космос». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

Консультация для родителей «Мнемотехника».

Проведение индивидуальных бесед с родителями;

Художественно-эстетическое развитие «Рисуем слова».

Графическая зарисовка мнемотаблиц. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности. Пластилин, карандаши, мелки, краски,

раскраски, трафареты.

Физическое развитие П/и «Охотники и утки», «Кошка и скворцы». Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кольцебросс.

Ожидаемый результат: Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Критерии оценки результатов по диагностике:

Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не проявляет интереса к пересказу сказок, разучивает стихи загадки только по предложению воспитателя. Не всегда включается в коллективную деятельность по изготовлению мнемоквадратов, мнемодорожек. Не может раскодировать значение образов в таблицах.

Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого преобразовывает образы в слова, перессказывает рассказы и заучивает стихи по мнемотаблицам. Включается в коллективную познавательную деятельность группы, но только по предложению воспитателя. Проявляет интерес активность творческой деятельности.

Высокий: Ребёнок проявляет интерес к теме проекта, инициативу в речевой деятельности по составлению, перессказу, сочинению по мнемотаблицам. Самостоятельно придумывает образы заменяемые слова, сочиняет загадки, составляет поговорки по мнемотехнике. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности.

Продукт проекта :

Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.

Мнемоквадраты

Мнемопоговорки,мнемозагадки.

Дидактические игры по мнемотехнике

Презентация проекта : «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»

Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи детей.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

Негативные последствия Способы коррекции

Низкая мотивация детей Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.

Отказ родителей от сотрудничества Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.

Высокая заболеваемость в группе Провести беседы и с родителями и сдетьми о мерах профилактики простудных заболеваний.

Список использованной литературы:

Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

Бондаренко Т. М «Практический материал по освоению образовательных областей»;

Волочкова В. Н и Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе» ИЗО;

Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Голицына Н. С «Конспекты комплексно-тематических занятий»;

Интернет ресурсы

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

Периодические издания

Публикации по теме:

Роль мультимедийных презентаций в формировании связной речи у детей с ОВЗ. Совместный проект по формированию связной речи подготовил: Егорова Е. А. учитель – логопед МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. о. Тольятти Реагируя на все изменения социальных условий и.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

План самообразования по теме «Мнемотехника — эффективное средство развития связной речи дошкольников» Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников» № Срок выполнения содержание 1 В течении года Октябрь 2015.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие связной речи дошкольников» Конспект родительского собрания в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников» Цель: раскрытие значения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 1 августа 2016 в 17:24
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шейкина (УИ 316796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД