Светлана Тарасова
Проект для детей 2–5 лет «В стране геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Вид проекта : познавательнро-игровой
Для детей 2-5 лет
Автор:
Тарасова Светлана Ивановна
воспитатель
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и
Публикация «Проект для детей 2–5 лет „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
упорство в достижении цели»
А. Маркушевич
Пояснительная записка.
Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление геометрических тел, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.
Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Именно такие первые шаги усвоения детьми знаний по данной теме.
Проблемное поле проекта
В силу своих возрастных особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановки).
Актуальность
На всех этапах развития дошкольников проблема формирования элементарных математических представлений с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных особенностей детей имеет важное значение. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение, способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель: расширить знания детей о геометрических фигурах; создать условия для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур».
Задачи:
Для детей :
- Познакомить и закрепить умение различать и называть фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- Формировать умения у воспитанников раскладывать фигуры по порядку убывания : большой, поменьше, маленький;
- Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме;
- Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающей обстановки.
Для воспитателей:
- Подготовка методических и дидактических материалов;
- Проведение интересных занятий, дидактических игр и упражнений, бесед, наблюдений;
- Создать условия для реализации данного проекта;
- Довести до родителей информацию о развитии математических способностей на занятиях и в повседневной жизни.
Для родителей:
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- Помочь своим детям запомнить стихотворения о геометрических фигурах, загадки.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области содержание
задачи
Познавательное развитие - непосредственно-образовательная деятельность.
- беседы о геометрических фигурах.
- дидактические игры: «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже», «Собери фигуру», «Сложи узор».
- сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Детский сад». Познакомить детей с фигурами и их свойствами, находить фигуры в предметах окружающей среды, учить обследовать форму, различать и называть фигуры.
Социально-коммуникативное развитие Итоговая выставка творческих работ воспитанников.
- создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур, подбор материала (стихов, иллюстраций, картинок, загадок про геометрические фигуры).
- самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей.
- взаимодействие детей друг с другом в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр. Закреплять навыки дружеского общения, взаимовыручки; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми, позитивного отношения к различным видам деятельности.
Речевое развитие - заучивание стихов о геометрических фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с разыгрыванием с помощью условных заместителей героев сказки (геометрические фигуры разного цвета и размера).
- отгадывание загадок по теме, беседы
- разучивание физкультминуток. Обогащать словарный запас связной, грамматической речи; формировать у детей умение воспринимать литературное произведение; некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму); учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Художественно-эстетическое развитие – продуктивная деятельность. Аппликация: декоративная салфетка, «Грузовик для Мишки», «Кораблик».
- лепка: «Геометрические куличи» из пластилина.
- рисование и раскрашивание геометрических фигур.
- конструирование: строительство построек «Дом для катюши», «Теремок для героев сказки» из деревянных кубиков, лего. Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость. Формирование элементарных представлений об изобразительном искусстве.
Физическое развитие - подвижные игры: «Найди свой домик», «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Мы идем по кругу, ровным кругом».
- разучивание физкультминуток. Развивать двигательную активность, слуховое внимание, развивать координацию движений.
Этапы проекта
Планируемое время на реализацию проект по этапам.
Тип проекта : краткосрочный.
Срок: 1 неделя
№ п/п Этап Содержание деятельности Сроки
1 Подготовительный этап (поисковый) Воспитатель - постановка цели и задачи проекта; определение актуальности и значимости проекта; подборка и изучение методической литературы для реализации проекта; подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, тематические иллюстрации и картинки; организация развивающей среды в группе; определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту; консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Дети - вхождение в проект.
Родители – вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему 1
2 Аналитический Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 1
3 Основной этап (практический) Дети в ходе проекта создают рисунки, аппликации, конструируют из строительного материала, задают интересующие их вопросы, обмениваются мнением друг с другом; знакомятся с художественной литературой; рассматривают иллюстрации и картинки, проводят беседы по их содержанию; проводятся занятия; заучивание загадок и стихов о геометрических фигурах, знакомятся с новыми дидактическими играми.
Родители с детьми готовят совместную выставку творческих работ.
Воспитатель обеспечивает средства для самостоятельной работы детей; проводит работу с родителями – разработка рекомендаций, 1
4 Заключительный этап (презентационный) Выставка творческих работ воспитанников. 1
5 Рефлексия (контрольный) Обсуждение результатов проекта, планирование дальнейшей работы по теме. 1
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта
Исследование, моделирование, рассказывание, чтение художественной литературы, выставка работ по теме (аппликация, лепка, рисование, рассматривание картинок.
Организационные формы работы над проектом
№ п/п Деятельность по участникам Формы работы Название/тема Сроки
1 Деятельность воспитателя Подбор наглядно-дидактического материала, методической и художественной литературы, работа с родителями, оформление выставки. В течение недели
2 Совместная деятельность воспитателя и детей Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение В течение недели
3 Совместная деятельность детей друг с другом Делятся информацией по изготовлению поделок и рисунков с родителями, обсуждают, сравнивают, анализируют. Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Почта». В течение недели.
4 Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций, картинок, составляют описательные рассказы. «В стране геометрических фигур» В течение недели.
5 Самостоятельная деятельность ребенка с родителями Сбор материала для изготовления дидактических игр (оказание помощи воспитателю в создании игр). «Собери фигуру», «Наряди матрёшку», «Волшебная клавиатура». В течение недели.
6 Деятельность родителей Оказание помощи в сборе материала (а так же бросового) для изготовления дидактических игр. В течение недели.
Ожидаемые результаты:
Личностные качества:
- Проявляет устойчивый интерес к изучению геометрических фигур; развивается познавательный интерес, наблюдательности;
- Способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о геометрических фигурах, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника;
- Активно пропагандирует о геометрических фигурах в семье;
- Способен привлечь родных к созданию дидактических игр.
Интеллектуальные качества:
- Способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа фигуры и описания продукта;
- Составления описательного рассказа о предмете продуктивно-творческой деятельности;
- Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов : «геометрические фигуры : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Физические качества:
- Проявляет ручную ловкость в процессе изобразительной деятельности, подготовки материала (вырезание, склеивание);
- Движения точные и скоординированные с развитой мелкой моторикой;
- Артикулирует звуки сообразно возрасту;
- Способен проявить волевые усилия.
Участники проекта :
Дети младшей разновозрастной подгруппы - 2 младшая и средняя подгруппы воспитатели группы, родители воспитанников. Дети проявляют большой интерес к знанию геометрических фигур. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей. они лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов. Начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предложения.
Педагоги - воспитатель оповещает родителей воспитанников о предстоящей работе, создает в группе условия: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов, обучает правилам, ведет работу с родителями, готовит выставку для работ.
Родители – участие родителей в мероприятиях воспитанников способствует формированию у детей ответственного отношения к математическому развитию. Родители являются активными участниками в поисках сбора материала.
Обеспечение:
Материал для проведения бесед.
Развивающие игры.
Наглядно—дидактические пособия.
Геометрические фигуры различных форм и цветов.
Трафареты для свободного рисования.
Специальная методическая литература.
Геометрический конструктор различных цветов.
Мелкий счетный раздаточный материал.
Продукт проектной деятельности :
Дидактические игры.
Итоговое мероприятие: обыгрывание дидактических игр.
Результат проекта :
В совместной деятельности дети активно и дружно работами, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Для работы над проектом создана содержательная предметно-развивающая среда, способствующая возникновению интереса детей к познанию геометрических фигур. Оформлен уголок «Страна геометрических фигур», где дети могут ознакомиться с геометрическими фигурами, обыграть новые дидактические игры, рассмотреть конструктивные модели фигур из дерева, бумаги.
В центре речевого развития есть сборник стихов и загадок о геометрических фигурах, рассказы, иллюстрации фигур, наглядные пособия.
В уголке художественно-эстетического развития краски, карандаши, альбомы, цветная бумага, клей, ножницы, клей, салфетки, трафареты, раскраски.
Технические средства: ноутбук, флешкарта с картинками, иллюстрациями.
Проектная карта.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемые педагогами Дни недели
Наблюдения понедельник вторник среда четверг пятница
1 В специально созданных условия Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением геометрических фигур.
2 Рассказывание Беседа с детьми о геометрических фигурах, Беседа по теме «На какую фигуру похож предмет». Игровая ситуация «Назови фигуру». Обобщение полученных знаний.
3 Чтение художественной литературы Загадывание загадок о геометрических фигурах. Заучивание стихов о геометричесих фигурах. Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч». Чтение русской народной сказки «Колобок».
4 Экспериментирование, моделирование Моделирование из счетных палочек геометрических фигур изготовление дидактической игры «Волшебная клавиатура». Изготовление дидактической игры «Собери фигуру» Изготовление дидактической игры «Наряди матрёшку»
5 Игры (настольно-печатные и дидактические) Настольная развивающая игра «Цвета и форма». Настольная развивающая игра «Подбери по цвету и форме». Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Дидактическая игра «Подбери пару». Дидактическая игра «Наряди матрешку», «Собери фигуру», «Волшебная клавиатура».
6 Художественно-творческая деятельность
Рисование «Фигурный зайчик»
Аппликация «Кораблик»
Конструирование «Дом для Катюши». «Теремок для героев сказки»
Лепка «Геометрические куличи»
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013
2. Белошистая А. В. обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005
3. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений».
4. Ефремова Т. И. Знакомство с математикой: математическое пособие для педагогов (Текст)/Т. И. Ефремова. – М. : Просвещение, 2006
5. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007 г
Материал, используемый при проведении проекта :
Картотека дидактических игр
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек, Всем ребятам я дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Построим фигуру».
Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Стихи про фигуры
Треугольник
Самолет летит по небу,
Треугольное крыло,
На моем велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет – угольник,
И все это – треугольник.
***
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.
Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
***
Наше солнышко в окне –
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Квадрат
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Загадки
***
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник)
***
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Круг и квадрат»
Цель: Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат.
Задачи:
Обучающие (образовательные) :
1. Познакомить с квадратом.
2. Учить различать круг и квадрат.
3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию.
Демонстрационный материал : «Посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга-14 см).
Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см).
Ход :
Игровая ситуация «Почтальон принес посылку»
Педагог: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в посылке.
Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на фланелеграф.
Педагог : - Дети, какая это фигура?
Дети: - Круг.
Педагог: - Какого цвета круг?
Дети: - Красный круг.
Педагог: Давайте в воздухе нарисуем круг.
Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом.
Педагог: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы
Педагог: - Что есть у квадрата?
Дети: - Стороны и углы.
Педагог: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат.
Игровое упражнение «Покажи и прокати».
У детей на столах лежат круги и квадраты.
Педагог: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой.
Аналогичные действия выполняют с квадратом.
Педагог: - Давайте прокатим по столу сначала круг.
Педагог: - Круг катится по столу?
Дети:- Да!
Педагог: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат?
Дети: - Нет!
Педагог: - Что мешает квадрату?
Дети: - Углы.
Педагог: Молодцы!
Подведение итогов.
Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Декоративная тарелочка»
Цель: закрепить геометрическую форму круг, формировать умение наклеивать и располагать изображение на круге.
Задачи:
Закрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа».
Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора.
Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть и рассказывать о ней.
Материал:
Вырезанные элементы узора на раздаточных тарелочках, круги, клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки, подкладные лист.
Ход:
Дети играют в малоподвижную игру. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель приносит письмо.
Воспитатель: Интересно, что это дети за письмо, от кого оно? Хотите узнать? (ответы детей)
- Давайте откроем и посмотрим от кого оно и что в нём написано (открывает и зачитывает) :
«Пишут вам жители волшебной страны. В нашей стране живёт волшебница по имени Флора. Когда-то она была весёлой, доброй, у неё было много друзей. Но однажды, она заболела какой-то редкой и странной болезнью - перестала видеть красоту. Всё вокруг казалось ей нехорошим и некрасивым. Она перестала делать добрые дела, рассорилась со всеми друзьями. И хуже того, начала совершать недобрые дела. Вот недавно, взяла и сдула со всех тарелочек красивые узоры, а мы не можем собрать их обратно. Просим вас помочь нам».
Воспитатель: Сможем ли мы исправить недоброе деяние волшебницы Флоры и украсить блюдце узорами? (ответы детей). (Дети садятся за столы.)
- Но сначала давайте посмотрим вокруг себя и поищем красоту. За окном я вижу красоту белых облаков на голубом небе. А где вы видите красоту? За окном? В групповой комнате? Среди своих товарищей? (ответы детей)
- Ваши руки, хоть и не очень большие, но уже умеют делать красоту. У вас у каждого на столе лежат элементы узора, которыми вы украсите свои тарелочки. А какой формы наша тарелочка? А какого цвета? (ответы детей).
- Но прежде чем начать, давайте сначала подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому, приходили прямо к дому (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак)
Указательный и средний, безымянный и последний (разгибать поочерёдно все пальцы).
Сам мизинчик - малышок постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, друг без друга нам нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Воспитатель: Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе.
- Начнём украшения с середины тарелочки. Выберите среди элементов узора цветок и приложите его к середине тарелочки. Получилось? Тогда наклеиваете. (Рис. 1) Напоминанию: переверните цветок цветной стороной вниз и положите на подкладной лист. Теперь берите кисточку. Кисточку держите пальцами возле металлической «юбочки» и окунайте в клей и равномерно намазывайте им цветок. Намазанный цветок аккуратно возьмите двумя пальцами и приложите к середине блюда. Аккуратно прижмите сверху салфеткой и легонько вытрите лишний клей.
- Теперь приступаем к украшению краёв тарелочки. Возьмите зелёные листочки. Один из них мы наклеиваем вверху тарелочки возле его края. Обратите внимания: острый край листочка смотрит на цветок. Следующий листик наклеим внизу тарелочки возле его края. А острый край листочка снова смотрит на цветок. Ещё один лист наклеим слева возле края тарелочки. А куда смотрит острый край листка? (ответы детей). Последний листик наклейте справа, и проследите, чтобы его острый край был направлен в нужную сторону.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились тарелочки! Сейчас мы разложим их на столе. Пусть клей высохнет хорошенько. А после мы их отправим посылкой жителям волшебной страны. Может быть, волшебница Флора увидит наши работы, заметит их красоту и излечиться от страшной болезни.
Подводятся итоги занятия.
Дидактическая игра "Собери фигуру"
Игра «Собери фигуру»
Для детей младше - средней подгруппы.
Цель игры: Знакомить и закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: 2 комплекта кубиков.
В процессе игры у детей развивается слуховое внимание, мелкая моторика, цветовое восприятие, усидчивость, память.
Ход ИГРЫ:
Вариант №1.
В игре два участника. Воспитатель раздает каждому ребенку по комплекту кубиков. Если дети уже знакомы с фигурами, то предлагается собрать любую из них (собери треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Для детей младшей группы показывается последовательность собирания фигур с её называнием.
Вариант №2.
Воспитатель предлагает собрать фигуру красного, синего, желтого, зеленого цветов и её назвать.
Вариант №3. Для детей средней группы.
Предлагается, кто быстрее соберет квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и на-зовет цвет.
Дидактическая игра "Наряди матрешку"
Игра «Наряди матрёшку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.