Галина Новосёлова
Проект «Васильковое чудо» по теме «Гжель» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Васильковое чудо" для детей старшего дошкольного возраста
Новосёлова Галина Анатольевна
I. Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный (6 недель)
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
II. Актуальность.
Публикация «Проект „Васильковое чудо“ по теме „Гжель“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей дошкольного возраста необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
III. Цель проекта: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.
IV. Задачи проекта:
Образовательные:
o Совершенствовать умение составлять узор в полосе, в различных формах, на готовых силуэтах посуды, обрамляющий узор
o Познакомить детей с народным художественным промыслом гжель, его историей возникновения
o Формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий
o Активизировать речь детей
o Формировать умение приемов вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, чайник) .
Развивающие
o Развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности
Воспитательные
o Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
o Воспитывать уважение к труду людей
Частные вопросы:
- Откуда пошла «Голубая Гжель?
- Какие предметы изготавливали гжельские мастера?
- Какие элементы росписи встречаются в Гжели?
Темы исследования:
• История возникновения Гжели.
• Технология изготовления предметов Гжели.
• Овладение детьми навыками Гжельской росписи
Формы и методы реализации проекта:
• Выставка изделий гжельской керамики;
• Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель»;
• Рассказ педагога об истории и легенде гжельской керамики, гжельской росписи;
• Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства Гжель;
• Художественное слово о Гжели;
• Просмотр презентации на мультимедиа «Гжель – синь России»;
• Рисование и раскрашивание узоров по мотивам гжельской росписи;
• Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Составь целое», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Пазлы»;
• Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, наклеивание и роспись их элементами орнамента.
Участники проекта:
• Дети.
• Родители.
• Воспитатели.
V. Предполагаемый результат:
дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.
VI. Продукт проектной деятельности:
- создание мини-музея «Сказочная гжель»
- создание в группе альбома «Рисуем гжель»;
- лэпбук «Гжель»;
- выставка детских работ «Васильковое чудо».
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»;
• Анкета для родителей
«РУССКОЕ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»;
• Помощь в оформлении выставочного стенда «Васильковое чудо»;
• Чтение детям русских народных сказок, беседа по содержанию.
VII. Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
• Обоснование темы, мотивация её выбора.
• Определение целей и задач проекта.
• Подбор литературы, пособий, предметов промысла.
• Обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта.
2 этап (организационный) 09.01.2020-14.01.20г
• Составление календарных планов работы с детьми, родителями.
• Разработка содержаний ООД.
• Подбор дидактического материала, литературы, предметов промысла, презентаций «Гжель» (история возникновения промысла, посуда).
• Подбор «экспонатов» для мини-музея «Гжель».
3 этап (практический)
15.01-17.02.2020
Комплексно-тематическое планирование ООД и ОД в режимных моментах.
Работа с родителями: сбор посуды и др. предметов в стиле гжель. Активно включить родителей к сотрудничеству с детским садом к работе по развитию творческой личности.
2 неделя - 6 неделя
Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Что изменилось», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Назови и покажи элемент росписи»
2 неделя
15.01.2020
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Экскурсия в домашний музей «Гжель» Чудиновой И. Г.
Знакомство воспитанников с разнообразием гжельской посуды. Рассмотреть элементы росписи
16.01.
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Беседа: «Синее чудо Гжели».
Знакомство детей с историей возникновения гжельской посуды.
17.01.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактическая игра «Собери посуду».
Учить детей внимательно подбирать узор и форму посуды
Работа с родителями:
• Анкетирование родителей по теме
Организация мини-музея «Сказочная гжель»
3 неделя
20.01
Художественно-эстетическое развитие.
ООД декоративное рисование «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».
Роспись посуды.
Просмотр презентации «Синь России».
Роспись посуды гжельскими узорами по выбору детей.
Знакомство с понятием «бордюры»
21.01.
Художественно-эстетическое развитие.
Чтение сказки «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
Чтение сказки
Беседа по прочитанному
23.01.
Художественно-эстетическое развитие
Слушание музыкальных произведений по тематике проекта: песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого;
«Васильковая Гжель»
Беседа по тексту песен
Разучивание движений танца
Разучивание музыкально-хореографической композиции «Васильковая гжель»
Работа с родителями:
• Папка-передвижка «Знакомим детей с декоративно-прикладным творчеством»
4 неделя
27.01.
Художественно-эстетическое развитие
ООД Лепка из глины «Чайная посуда»
Д/И: «Один-много», «Из чего сделано»;
Физминутка «Посуда».
Беседа о последовательности и приемах работы.
Лепка блюдца и чашки.
28.01
Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие
Чтение поучительной сказки «Кувшин для масла» Загвоздина Марина Викторовна
Беседа по прочитанному
30.01.
Художественно-эстетическое, развитие
Роспись чайной посуды гжельским узором.
Рассматривание Гжельской посуды;
Обсуждение возможных вариантов росписи;
Роспись ранее вылепленной из глины посуды
31.01.
Речевое, социально-коммуникативное развитие
Заучивание пословиц и поговорок о труде. Составление рассказа по иллюстрациям о гжельских мастерах.
Просмотр презентации о гжельских мастерах;
Рассказ детей об изготовлении гжельской керамики;
Работа с родителями:
Пошив костюмов для детей для композиции «Васильковая Гжель»
5 неделя
03.02.
Художественно-эстетическое развитие
Раскрашивание трафаретов посуды. (В свободное время по выбору детей)
05.02.
Речевое развитие
Заучивание стихов о гжели С. Вахрушев «Сине-белая посуда». Отгадывание загадок о декоративно-прикладном творчестве
Беседа по тексту. Разбор выражения «глаз не оторвать»
06.02.
Художественно-эстетическое развитие
Пластилинография «Сказочная Гжель»
(подгруппой в свободное время) Украшение трафарета чашки гжельским узором из пластилина мазками (цветок, завитки, листья)
Физическое развитие
Физкультразминка «Посуда»
07.02.
Социально-коммуникативное, познавательное развитие
Виртуальная экскурсия в русскую избу (презентация)
Просмотр презентации «Русская изба» (акцентировать внимание на домашнюю утварь, старинную посуду)
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
• Оформление выставки для родителей из детских работ по данной тематике
6 неделя
10.02.
Познавательное развитие
Беседа «Декоративно-прикладное творчество на Руси»
Рассматривание альбомов, книг, предметов народного декоративно-прикладного творчества (посуда, кружева, картины из бисера, народные куклы)
Физическое развитие
Физкультминутка «Мы сегодня – мастера»
11.02.
Художественно-эстетическое развитие
Разучивание песни «На Руси умельцев много», слова М. Кузьмичевой, музыка А. Иванова.
12.02.
Художественно-эстетическое, познавательное развитие
Украшение подноса гжельскими узорами (декупаж) Рассматривание вариантов украшения подноса
Знакомство с новой техникой – декупаж;
Украшение детьми подносов различной формы
Физическое развитие
Подвижная игра «Передай гжельский платочек»
13.02.
Художественно-эстетическое развитие
Чтение стихов С. Ледкова «Чудо-гжель», Л. Куликова «Два цвета».
4 этап (заключительный).
13.02.
Экскурсия в мини-музей «Сказочная гжель» (для детей младшей возрастной группы). Проводят дети старше-подготовительной группы.
Рассказывают о гжельской росписи и предметах мини-музея.
14.02.
Викторина «Что ты знаешь о Гжели?»;
Презентация проекта коллективу педагогов ДОУ.