Получи документы

Проект «Великие творцы в Ораниенбауме. Композитор Игорь Федорович Стравинский»

Елена Назарова
Проект «Великие творцы в Ораниенбауме. Композитор Игорь Федорович Стравинский»
▼ Скачать + Заказать документы

ГОУ ДОД ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ"

ПЕТРОДВОРЦОВЫЙ РАЙОН, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПРОЕКТ «ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ В ОРАНИЕНБАУМЕ»

предмет «эстетика»

дополнительной образовательной программы «Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

ТЕМА: " ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ В ОРАНИЕНБАУМЕ"

НАЗАРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА,

ПЕДАГОГ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ, ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ",

ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ", ЭСТРАДНО-ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «МОДЕРН»

февраль 2014 г.

Публикация «Проект „Великие творцы в Ораниенбауме, Композитор Игорь Федорович Стравинский“» размещена в разделах

Неоклассицизм направление в академической музыке XX века, представители которого стремились к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами.

Основными чертами нового искусства он считал единство стиля, высокое развитие полифонии и дух ясной объективности. В 1924 году Игорь Стравинский выдвинул лозунг «назад к Баху», который был подхвачен музыкантами различных европейских стран. Смысл этого призыва заключался в соединении баховской логики, принципов развития и конструирования музыкальной формы с новейшими средствами музыкального языка.

Понятие «неоклассицизм» иногда трактуется в более широком плане и распространяется на некоторые явления музыки второй половины XIX и начала XX века. Такое толкование приводит к искусственному объединению различных по своей эстетичности сущности явлений и стиранию важнейших исторических рубежей в развитии музыки. В работах советских музыковедов проводится дифференциация между неоклассицизмом, как определённым направлением и классицистскими тенденциями, проявляющимися в рамках романтизма и некоторых других стилевых течений. Так, у Иоганнеса Брамса, Сезара Франка, Камиля Сен-Санса обращение к строгим классическим формам служило известного рода «противоядием» от крайностей романтичности субъективизма, средством достижения большего равновесия между личным и объективно рациональным. Но в целом образный строй творчества этих композиторов и средства музыкальной выразительности, которыми они пользовались, типичны для романтичного искусства.

Эти классицистские тенденции частично подготовили возникновение неоклассицизма. Так, в творчестве ряда композиторов конца XIX — начала XX века возросла роль полифонии. С. И. Танеев подчёркивал логически организующее и дисциплинирующее значение полифонии, формы которой, как он утверждал, вечны и не зависят от времени, в отличие от постоянно эволюционирующего и изменяющегося мелодического и гармонического языка.

В 20-30-е гг. Стравинский становится лидером неоклассицизма — направления в искусстве XX века, утверждавшего порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу и гипертрофии эмоций бурно развивавшегося экспрессионизма. Французские композиторы возрождали традиции Люлли, Куперена, Рамо; итальянские — Тартини, Вивальди, Скарлатти; немецкие — Шютца, Баха, Генделя, Моцарта. Стравинский занял в этом процессе особое положение: отличительной чертой его неоклассицизма стал универсализм — всеохватностъ ассимилируемых барочно-классицистских традиций. С одинаковым успехом он претворял стилевые особенности Люлли (балет «Аполлон Мусагет», Вивальди (Скрипичный концерт, Чайковского («Поцелуй феи», Перголези (балет «Пульчинелла», Баха (Концерт для фортепиано и духовых).

Традиции и новаторство в его творчестве соединяются в неделимую целостность, а стилистика старинной музыки всякий раз по-новому интерпретируется в зависимости от авторской концепции. Произведение Софокла «Царь Эдип» явилось основой для создания (1927) оперы-оратории торжественного монументального плана, возрождающей традиции античной трагедии. Композитор вместе с либреттистом Ж. Кокто разработал сценический «облик» спектакля, предпослав ему схему декораций (с видом на Акрополь) и подробное разъяснение сценического плана (действующие лица поднимаются из люков или пребывают неподвижно в специальных нишах, освещаемые в нужный момент лучами света и напоминающие, по замыслу автора, «ожившие статуи»). Во всем подчеркивается сдержанность эмоций, статичность (отсюда перевод текста на «мертвый» язык — латынь — и огромная роль статуарных хоровых номеров, но эта статика особая — микеланджеловской силы нагнетающихся событий. В музыкальной характеристике персонажей оперы Стравинский соединяет архаику, традиции оперного искусства XVII-XVIII веков с современными звучаниями, определяющими весь облик сочинения.

Игорь Фёдорович Стравинский в Ораниенбауме.

Ораниенбаумская земля издавна почитается священным приютом художественной элиты Петербурга. Нам особенно приятно осознавать, что имена талантлевых русских музыкантов — отца и сына Стравинских связаны с нашим городом. А для одного из них — всемирно известного композитора — эта земля стала святым местом рождения — Малой родиной.

Главная причина появления семьи Стравинских в Ораниенбауме, связана с состоянием жены певца, ожидавшей третьего ребёнка. Анна Кирилловна постоянно поддерживала тёплые отношения со своей многочисленной роднёй, в том числе с двоюродными братьями Холодовскими: Михаилом, Николаем, Иваном. Из рассказа Елены Алексеевны мы узнали, что Фёдор Игнатьевич снял дачу недалеко от Петербурга, рядом с близкими людьми.

Стравинский — «человек тысяча одного стиля», «музыкальный Протей», «законодатель музыкальных мод». Так говорили о нём его друзья музыканты, художники и в том числе латышский композитор Язеп Витол. Игорь сам вспоминал, что его друг называл его «метр из Ораниенбаума». Ведь каждое время года дарит этому маленькому городу Ораниенбаум, расположенному на южном берегу Финского залива свои краски, город расцветает многоликим фейерверком: черёмушные, сиреневые, вишнёво-яблоневые «каскады».

Одна из многих манер, которой пропитаны некоторые произведения композитора — манера chinoise, chinoiserie (китайщина, китайская безделушка, проникла во многие области культуры XVIII столетия, а также несомненно повлияли и на творчество Стравинского. Интерьеры дворцово-паркового ансамбля и Китайского дворца выстроены в этой манере и очень нравились Игорю. Он наслаждался видами музеев приехав 5 октября 1962 года и воскликнул: «Я никогда не представлял, что родился среди такой дивной красоты!» (И. Стравинский — публицист и собеседник. С. 204.) В этот период композитор работает над «Соловьём» и Ораниенбаум — это «глоток свежего воздуха.»

Благодаря опубликованным фрагментам «расходных книг» Федора Игнатьевича Стравинского, отца композитора, известно, что маленький Игорь вместе с семьёй выезжал в Ораниенбаум ещё и в лето 1884, 1885 годов. Няня Берта гуляла с маленьким Игорем по аллеям парка, обозревая виды Катальной горки, Японского павильона, Китайского дворца. Думается, что и это в свою очередь повлияло на композитора в период сочинения «китайской» оперы.

После счастливого сотрудничества в балете «Петрушка» именно к Бенуа обращается Стравинский с предложением совместной работы над оперой «Соловей» (письма И. Стравинского — статьи и материаля. М. 1973. С. 475.) В драматургии оперы прослеживается ряд композиционных принципов, восходящих в своём генезисе к стилистике chinoise этохи XVIII столетия. Подобно тому, как в ораниенбаумском архитектурном ансамбле подлинно-китайские штрихи на правах колоритных мозаичных вкраплений входят в художественный контекст европейских классических форм, «Соловей» Стравинского-Бенуа демонстрирует причудливую игру в Восток.

Сердце радостно, сердце крылато.

В лёгкой, маленькой лодке моей

Я скитаюсь по воле зыбей

От восхода весь день до заката

И люблю отражения гор

На поверхности чистых озёр. («Фарфоровый павильон»)

Информационно-просветительская деятельность

В ходе изученного мной материала была составлена подборка:

• музыкальных дисков с записью оркестра музыки И. Ф. Стравинского (балеты, оперы, симфонии, кантаты, оратории, камерные ансамбли);

• музыкальной литературы — нот (сочинения И. Стравинского);

• фотоматериалов (фотографии композитора).

Доклад по теме «Игорь Фёдорович Стравинский в Ораниенбауме» был представлен в ДДТ «Ораниенбаум» на открытом уроке в эстрадно-вокальной студии «Модерн» по предмету «эстетика» для учащихся 3-го года обучения. Учащимся была предоставлена возможность прослушать фрагменты оперы «Соловей» и насладиться фотоальбомом — презентацией «Вдохновлённый Стравинский».

Данные материалы с презентацией предоставлены мной в городскую и районную библиотеки города Ломоносова, которыми активно пользуются и изучают учащиеся музыкальных школ.

С педагогом эстрадно-вокальной студии «Модерн» - руководителем по данной тематике мы готовим проект «Вдохновлённый Стравинский», куда войдут материалы реферата и презентации о композиторе на городские и всероссийские фестивали и конкурсы.

Методические рекомендации в помощь педагогу музыкального направления

В процессе формирования у детей основ музыкальной культуры и восприятия музыки разной эпохи, а в частности периода XIX столетия целесообразно остановиться на изучении и слушании музыки Игоря Фёдоровича Стравинского — композитора основоположника неоклассического стиля. Он вошёл в историю искусства и как композитор, периодически менявший творческую манеру и стилевые ориентиры.

Данная тема «Игорь Фёдорович Стравинский в Ораниенбауме» может быть рекомендована в музыкальных школах, Домах детского творчества общеобразовательных школах с углублённым изучением музыкальных дисциплин, муз. лицеях и муз. училищах, гимназиях на уроках: музыка, музыкальная литература, эстетика, стилистика, ансамбль, сольфеджио и т. д.

Выводы

Изучая небольшой период деятельности композитора Игоря Фёдоровича Стравинского в Ораниенбауме, а это всего несколько лет, хочется отметить насколько колоритно и многогранно его творчество в целом.

Город Ораниенбаум несомненно оставил свой отпечаток на музыкальную деятельность и одухотворённость композитора Стравинского. Написанная в этот период опера «Соловей» стилистически полностью воспроизводит манеру chinoise (китайщина, что характерно для таинственных мест Ораниенбаума, в частности дворцово-паркового ансамбля и его дворцов.

Игорь Стравинский прожил долгую творческую жизнь, оставив потомкам огромное количество сочинений разных жанров: балетов, опер, симфоний, кантат, ораторий, камерных ансамблей, статей-размышлений, воспоминаний о прошлом. Он вошёл в историю искусства и как композитор, периодически менявший творческую манеру и стилевые ориентиры. Эволюция разных периодов его творчества длилась десятилетиями.

Стравинский — «человек тысяча одного стиля», «музыкальный Протей», «законодатель музыкальных мод».

Публикации по теме:

«Мой дом — Земля! Моя страна-Россия! Мой город — Санкт-Петербург!» Уголок краеведения«Мой дом — Земля! Моя страна-Россия! Мой город — Санкт-Петербург!» Уголок краеведения В уголок "Моя страна -Россия! Мой город Санкт-Петербург! я вложила душу. Мне хотелось сделать его ярким, доступным и понятным моим детям.

Выступление на Международной научно-практической конференции "Компетентный педагог 21 века. Принципы качественной педагогики" Санкт-Петербург 7-8 февраля 2013 г. Стендовый доклад "Организация совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Великие творцы в Ораниенбауме. Композитор Игорь Федорович Стравинский»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 02:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Великие творцы в Ораниенбауме. Композитор Игорь Федорович Стравинский»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Назарова (УИ 194563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД