Светлана
Проект «Веселая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение
Актуальность темы: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица», в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к устному и народному творчеству.
Публикация «Проект „Веселая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ дать воспитанникам представление о сезонных изменениях в природе, новых играх, загадках, потешках. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям. Проект «Весёлая масленица» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать и работать в коллективе.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на картинки и иллюстрации, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, даёт детям возможность понять всю широту этого веселого праздника.
Целью данного проекта является : знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица».
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о народных традициях, празднике Масленица;
• Формировать навыки координации речи с движением;
• Активизировать словарь детей по теме «Масленица»;
• Учить детей замечать красоту праздника;
• Знакомить с русскими народными играми, учить детей в них играть.
Развивающие:
• Развивать эстетическое воспитание, любовь к народной музыке.
• Развивать творческое воображение, мелкую моторику;
• Развивать координацию движения.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
• Воспитывать отзывчивость и доброту.
Ожидаемые результаты проекта
• У детей формируется интерес к творческой деятельности и эстетический вкус.
• Расширяется кругозор ребенка.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент картина «Масленица», макет обрядового чучела, игра – хоровод «Солнышко», загадки про блины, беседы, чтение стихотворений, рассматривание картин русских художников.
Материалы:
Детская хрестоматия, картина, иллюстрации, краски, кисти, баночки для воды, макет чучела, солнышко из бумаги, стопка блинов.
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Весёлая масленица».
Интегрируется с образовательными областями: речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Цель: знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица».
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о народных традициях, празднике Масленица;
• Формировать навыки координации речи с движением;
• Активизировать словарь детей по теме «Масленица»;
• Учить детей замечать красоту праздника;
• Знакомить с русскими народными играми, учить детей в них играть.
Развивающие:
• Развивать эстетическое воспитание, любовь к народной музыке.
• Развивать творческое воображение, мелкую моторику;
• Развивать координацию движения.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
• Воспитывать отзывчивость и доброту.
Предварительная работа: чтение потешек, пословиц; отгадывание загадок, беседы, рассматривание иллюстраций, прослушивание русских народных песен.
Оборудование: аудиозаписи песен, иллюстрации, макет обрядового чучела, солнышко из бумаги, стопка блинов.
Результаты реализации проекта.
• Расширение кругозора детей.
• Обогащение активного и пассивного словарного запаса по данной теме.
• Привлечение большего количества родителей к сотрудничеству и взаимодействию.
• Духовно – нравственное воспитание ребенка.
• Приобщение детей к народному фольклору.
• Развитие самостоятельности, наблюдательности и любознательности.
• Умение отражать свои впечатления в рисунках.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня порадоваться, да повеселиться! Зиму проводить, да весну встретить. Масленица – один из древнейших праздников, который отмечали наши предки. У Масленицы нет определенной даты, каждый год ее отмечают в разные дни календаря (это зависит от того, на какой день придется праздник Пасхи). Масленица приходится на конец февраля и длиться целую неделю. Давайте расскажем гостям, что мы знаем о Масленице.
1. Беседа – викторина:
Что провожает Масленица? ( Ответы детей: зиму)
Что встречает Масленица? ( Ответы детей: весну)
Что главное на Масленице? ( Ответы детей: блины, чучело, ярмарки)
Что делают люди на Масленице? ( Ответы детей: гуляют, катаются на санках, едят блины, водят хороводы)
На что похож блин? ( Ответы детей: солнце)
2. Чтение стихотворений: (дети)
Этот праздник к нам идет раннею весною.
Сколько радости несет он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,
Санки с горок бегут, смех не умолкает.
Воспитатель: Да, смех не умолкает, веселятся все : и взрослые, и дети. Катаются на санках, играют в веселые игры, поют песни – провожают зиму, встречают весну. Я вам тоже предлагаю поиграть.
3. Хоровод «Солнышко».
В эту игру могут играть даже еще совсем маленькие детишки. Нужно встать, взявшись за руки, в виде круга. В его центре должен стоять ведущий, который будет изображать солнышко. Можно подготовиться к праздникам основательно, и чтобы игра была интереснее, сделать шапочку с изображением солнышка, которую наденет ведущий. Ведущий стоит в середине круга, а участники ходят, взявшись за руки вокруг него, обязательно по часовой стрелке и поют такие слова:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (все подходят к «солнышку», руки не разжимают,
А весна милее (и круг снова расширяется). (игра продолж. 2-3 раза)
Сюрпризный момент: воспитатель приносит обрядовое чучело Масленицы, которое символизирует окончание зимы. Дети рассматривают куклу.
Воспитатель: На Масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю. У Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его … (Блин).
4. Загадки про блины.
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные … (Блины).
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица)
Воспитатель: Заканчивается Масленица в воскресенье – его называют Прощеным. В этот день забывают все ссоры, признают ошибки, мирятся и просят друг у друга прощения. Давайте и мы поклонимся и скажем, друг другу «Прости». А сейчас мы приглашаем всех наших гостей – бабушек и ребят блинов отведать горячих и румяных.
5. Чаепитие с блинами.
Конспект по художественно – эстетическому развитию. Рисование красками.
Интегрируется с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Тема: «Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои».
Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
• Обучение умениям рисовать предметы круглой формы на готовой форме;
• Учить правильно держать кисть;
• Учить располагать изображение по всей ограниченной поверхности бумаги;
• Закрепить знание желтого цвета;
• Закрепить понятие «круг».
Развивающие:
• Развивать воображение, память, внимание, мелкую моторику;
• Развивать словарный запас;
• Развивать умение слышать и слушать вопрос.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
• Воспитывать отзывчивость и доброту.
Предварительная работа: чтение потешек и рассматривание иллюстраций.
Материалы: бумажные заготовки, кисти, баночки, гуашь желтого цвета.
Ход занятия
Воспитатель: (сюрпризный момент) Ребята вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносит скомороха.
Воспитатель: Дети кто это к нам в гости пришел? (Скоморох)
Воспитатель: Дети, а вы знаете кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети - это скоморох, веселый ярмарочный персонаж.
Скоморох загадывает детям загадку:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот. (Ответ детей - Блин).
Воспитатель: Правильно ребята, это блин. Ребята, скоморох к нам пришел издалека и проголодался, давайте его накормим блинами.
Организационный момент (ребята рассаживаются за столы)
Воспитатель: спрашивает у детей, какой формы блины (Ответы детей - круглые).
Далее воспитатель проводит физкультминутку.
Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить (разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.
Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим
И все быстро мы взобьем. («миксер» руками)
Вы блиночки выпекайтесь, (кружимся)
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла (хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.
Ребята садятся дорисовывать блины.
Скоморох хвалит, какие получились красивые и румяные блинчики. Дети угощают скомороха блинами, и он довольный отправляется домой.
Воспитатель: Молодцы дети, потрудились на славу, накормили скомороха, а теперь и наш черед пришел пить чай с блинами.