МААМ-картинки

Проект «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (3 фото)

Анжела Гишварова
Проект «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проект «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ру-чейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Публикация «Проект „Веселые пальчики“, Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т. д.

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук : «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Противоречия

Снижения качества общения ребенка и взрослого ведет к появлению различных проблем в формировании речи.

В то же время недостаточно сформирована педагогическая компе-тентность родителей не позволяет им принимать полноценное участие в процессе развития и коррекции речи.

Гипотеза

Активно воздействовать на родителей с целью изменения их пози-ции и отношения к ребенку возможно путем вовлечения их в совместную творческую деятельность.

Паспорт проекта

Название проекта : «Веселые пальчики»

Руководители проекта : воспитатели группы

Возраст воспитанников : 5-6 лет

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, учитель - логопед

Тип проекта : социально-педагогический, творческий, краткосрочный

Направленность: комплексное (познавательно-речевое, игровое, физическое)

По срокам реализации: краткосрочный

Цель проекта

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы. Укрепление здоровья детей.

Задачи проекта

1. Активизировать педагогический потенциал родителей.

2. Осуществление взаимодействие семьи и группы ДОУ в процессе развития и коррекции речи.

3. Формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей и детей через совместную творческую деятельность.

4. Создание комфортных условий для ребенка.

5. Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

6. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

7. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

8. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1. Диагностика развития мелкой моторики детей.

Задачи. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.

2. Мониторинг сформированности педаго-гической компетенции у родителей.

Задачи. Определить уровень педагогической компетенции у родителей.

3. Разработка консультаций, бесед с родителями. Практикумы.

Задачи. Сформировать у родителей интерес к проекту, распределить обязанности между участниками проекта.

4. Подбор литературы, подготовка наглядно-дидактического материала.

5. Разработка картотеки пальчиковых игр, игр с предметами.

6. Подбор материала для штриховки, рисо-вание по точкам.

Лабиринты.

Основной этап

1. Пальчиковые игры, как компонент физ-минуток

2. Графические задания, задания с трафаретами

3. Силуэтное вырезание. Лепка.

4. Игры с разными предметами (катушками, прищепками, орехами и т. д.)

5. Игры, требующие определенных ручных умений (мозаики, конструктор, пальчиковые тренинги, лабиринты)

6. Организация выставки пособий для родителей «Как умелые ручки язычку помогали»

7. Проведение конкурса среди детей и родителей на лучшую игру

8. Создание медиа -копилки для родителей «Домашние игры»

Заключительный этап

1. Итоговая диагностика развития мелкой моторики

2. Посетить с детьми младшую группу, с целью познакомить малышей с пальчиковыми играми нетрадиционными методами и подарить игру «Велькрошка»

3. Родительское собрание в форме игрового – тренинга с детьми.

4. Итоги конкурса «Лучшая игра»

5. Оформление фотовыставки «Ум на кончиках пальцев»

6. Оформление компьютерной презентации «Веселые пальчики»

7. Выступление на педсовете

Предполагаемые результаты

Итоговый результат:

Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Практический результат:

Медиа-копилка для родителей «Домашний игры».

Выставка «Лучшая игра».

Пособия и игры по развитию мелкой моторики.

Картотека.

Создание альбома «Игротренинг».

Создание и разработка новых игр на развитие мелкой и крупной моторики.

Заключение

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удо-вольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Методическое обеспечение

1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013

2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. :ООО Издательство АСТ, 2000.

4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом Литера, 2005.

5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.

6. Быстрова Т. А., Сизова Э. А. Логопедия в диалогах. СПб, Издатель-ский Дом Литера, 2004

7. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005

8. Успенская Л. П. ,Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, Издательский Дом Литера, 1991

Информационные ресурсы

1. www.school.edu.ru-Российский общеобразовательный портал

2. www.rsl.ru-Сайт Российской государственной библиотеки

3. www.openclass.ru –Образовательные сообщества

4. https://festival.1september.ru/

5. https://nsportal.ru

6. http//logoportal.ru-Портал для логопедов и родителей

Фото «Веселые пальчики»
Проект . Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями - фото
Публикации по теме:

Декупаж на стекле. Коллективная работа с детьми старшей группыДекупаж на стекле. Коллективная работа с детьми старшей группы . Совсем недавно я открыла для себя новый увлекательный вид рукоделия – декупаж. Вы все знаете, что через рукоделие, ручной труд можно.

КвиллингКвиллинг Здравствуйте уважаемые коллеги! Приглашаю посмотреть часть детских работ. Работы моего кружка "Квиллинг" Работы детей: "Одинокий тигр"коллективная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 21:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД